Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XIII






Поход Антиоха Евпатора на Иудею (1–2). Бесчестная смерть Менелая (3–8). Приготовление иудеев к битве (9–14). Разгром сирийского лагеря. Неудача врагов при осаде Вефсуры. Победа Иуды и заключение мира (15–26).

Тождество описываемого в настоящей главе похода с описанным в 1 Мак VI: 28–62 всеми признается. Не столь существенные отличия в некоторых подробностях обоих рассказов - или кажущиеся, или объясняются из различия планов и целей той и другой книги. Очевидная непримиримая неправильность выступает лишь в указании года (1 ст.) и числа войск неприятельского войска (2 ст.; ср. 1 Мак VI: 30).

 

1. В сто сорок девятом году дошел слух до бывших с Иудою, что Антиох Евпатор идет на Иудею со множеством войска

 

1. «В 149 году…» э. Сел. - По 1 Мак VI: 20–28 и д., этот поход предпринят был в 150 году. Эта разница может быть объяснена только ошибкою писателя нашей книги, может быть, стоящею в связи с другим ошибочным показанием, что запустение храма продолжалось только два, вместо трех, года (Х: 3 ср. с 1 Мак IV: 52).

 

2. и с ним Лисий, опекун и государственный правитель, и у каждого Еллинское войско, сто десять тысяч пеших, пять тысяч триста конных, двадцать два слона и триста колесниц с косами.

 

2. О Лисии - см. XI: 1 и к 1 Мак III: 32. Число сил неприятеля (не только в удвоенном, но и в одиночном количестве), очевидно, преувеличено.

 

3. Присоединился к ним и Менелай, с большим притворством побуждая Антиоха, не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство.

 

3. Менелай - бывший первосвященник, IV: 24 и д.; V: 15. - «Побуждая Антиоха», т. е. к уничтожению всех правоверующих партий в Иудействе, уверяя, что только этим путем достижимо полное успокоение Иудеи (ср. IV: 8, 10). - «С большим притворством» - поясняется далее через добавление - «не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство». Oт этой должности он отставлен был, очевидно, вместе с восстановлением храма и храмового Богослужения Иудою.

 

4. Но Царь царей воздвиг гнев Антиоха на преступника, и когда Лисий объяснил, что Менелай был виновником всех зол, то он приказал отвести его в Берию и по тамошнему обычаю умертвить.

 

4. Берия - Β έ ρ ο ι α - город в Сирии между Иераполем и Антиохиею (Плиню V, 19; Strab. ХVI, 751), вероятно - на месте нынешнего Апелло; следовательно, нельзя смешивать его с македонской Берией, по имени которой он назван строителем его Селевком. - «По тамошнему обычаю…» - далее описываемому (5 и 6 ст.).

 

5. В том месте находится башня в пятьдесят локтей, наполненная пеплом; в ней было орудие, обращавшееся вокруг и спускавшееся в пепел.

 

5. Точного представления упоминаемого здесь орудия казни в пепле не дается. По Флавию (Арх. XII, 9, 7) - казнь Менелая произошла уже после заключения мира с Иудеями, когда Евпатор возвратился в Антиохию, разгневанный неудачею, и Менелай употребил неудачную попытку побудить его опять к войне.

 

6. Там всегда низвергают на погибель виновного в святотатстве или превзошедшего меру других зол.

 

7. Такою-то смертью пришлось умереть нечестивому Менелаю и не иметь погребения в земле, - и весьма справедливо.

 

8. Ибо когда он совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле.

 

9. Между тем царь, ожесточившийся в своих замыслах, продолжал шествие, намереваясь причинить Иудеям бедствия горшие тех, какие были при отце его.

 

10. Когда узнал об этом Иуда, то велел народу день и ночь призывать Господа, чтобы Он и ныне, как и прежде, явил им Свою помощь при опасности лишиться закона и отечества и святаго храма,

 

11. и чтобы народ, только что немного успокоившийся, не отдал в порабощение злохульным язычникам.

 

12. Все единодушно исполнили это и в продолжение трех дней с плачем и постом и коленопреклонением непрестанно молились милосердому Господу; тогда Иуда, ободрив их, приказал им быть в готовности.

 

13. Оставшись же наедине со старейшинами, держал совет, намереваясь прежде, нежели царское войско войдет в Иудею и овладеет городом, выйти и решить дело с помощью Господа.

 

13. «Держал совет, намереваясь…», греч.: ε β ο υ λ ε ύ σ α τ ο …; слав.: «советова…», т. е. принял решение на совете со старейшинами…

 

14. Предоставив попечение о себе Создателю мира, он убеждал бывших с ним сражаться мужественно до смерти за законы, за храм, город, отечество и права гражданские и расположил войско около Модина.

 

14. «Права гражданские…», π ο λ ι τ ε ί α - слав.: за гражданство, т. е. за гражданское устройство Иудейского народа. - О Модине, см. к 1 Мак II: 1. По 1 Мак VI: 32, Иуда расположился своим станом при Вефсахаре против стана неприятельского, севернее Вефсуры (см. к 1 Мак IV: 29).

 

15. Дав бывшим с ним условный знак «Божия победа», он с избранными сильными юношами ночью устремился на царский шатер, убил в войске до четырех тысяч человек и, кроме того, самого большого слона с помещавшимся на нем народом.

 

15. Условный знак «Божия победа…» см. к VIII: 23. Вместо 4 000 избитых в лагере, другие списки приводят то 2 000, то 1 000, то 3 000.

 

16. Наконец, исполнив войско страха и смятения, они благополучно отошли.

 

17. Произошло это уже на рассвете дня, при покровительстве Господа.

 

18. Царь же, опытом дознав отважность Иудеев, пытался овладеть местами посредством хитрости.

 

19. И приступил он к Вефсуре, твердой крепости Иудейской, но был обращен в бегство и потерпел поражение и потерю;

 

20. Иуда же присылал бывшим в крепости все нужное.

 

21. Некто Родок из войска Иудейского объявил врагам об этой тайне, но был отыскан, схвачен и заключен.

 

22. Во второй раз царь вступил в переговоры с жителями Вефсуры; дал им и от них получил мир, удалился и обратился против бывших с Иудою, но был побежден.

 

23. Узнав же, что Филипп, оставленный в Антиохии правителем, отложился, он пришел в смущение: стал уговаривать Иудеев, смирился и клялся исполнить все справедливые требования, затем примирился с ними и принес жертву, почтил храм и оказал милости городу,

 

23. «Узнав же, что Филипп… отложился…», ср. 1 Мак VI: 55 и д. - «Почтил храм…», вероятно, через дары (ср. III: 2).

 

24. принял Маккавея и поставил его военачальником от Птолемаиды до самого Геррин.

 

24. «Принял Маккавея и поставил его военачальником…». греч.: κ α ί τ ο ν Μ α κ κ α β α ί ο ν α π ε δ έ ξ α τ ο, κ α τ έ λ ι π ε σ τ ρ α τ η γ ό ν …η γ ε μ ο ν ί δ η ν …, слав.: «и Маккавея прият, постави стратига… князем…» Смысл данного места недостаточно ясен. Если принимать здесь η γ ε μ ο ν ί δ η ν, как некоторые делают, за предикат в отношении к σ τ ρ α τ η γ ό ν, то получается мысль славянского текста, но с некоторой тавтологией (повторением однородных понятий σ τ ρ α τ η γ ό ν … η γ ε μ ο ν ί δ η ν); которое-нибудь из этих выражений является лишним, особенно с добавлением «его», как делает русский текст. Трудно применить это выражение к Иуде еще и потому, что он являлся туземцем в этих краях, а в данном стихе речь идет, очевидно, о человеке, который пришел сюда с царем и, при его уходе, был оставлен им военачальником; таким, конечно, не мог быть Иуда. Ввиду этого, другие толковники считают ή γ ε μ ο ν ί δ η ν за собственное имя, что дает более складное выражение мысли, хотя не подтверждается упоминанием где-либо еще этого имени. - От Птолемаиды до самого Герин…», α π ό Π τ ο λ ε μ α ι δ ο έ ω ς τ ώ ν Γ ε ρ ρ η ν ώ ν, т. е. над прибрежною полосою до границ Египта. Γ ε ρ ρ η ς ν ο ι - по мнению некоторых - жители города Γ έ ρ ρ α между Ринокорурой и Пелузиумом (Strab. XVI, 760). Другие толкователи, основывала на том, что Γ έ ρ ρ α тогда не принадлежала к Сирийскому царству, полагают, что здесь надо читать Γ ε ρ α ρ η ν ο ί - обитатели древнего города Герар, юго-восточнее Газы. Некоторые варианты данного места действительно имеют Γ ε ρ α ρ η ν ώ ν.

 

25. Потом пошел он в Птолемаиду: Птолемаидяне недовольны были договором, негодовали на условия и хотели отменить их.

 

26. Вошел на судилище Лисий, защищался по возможности, уговорил их, успокоил, сделал благосклонными и отправился в Антиохию. Так окончилось нашествие и возвращение царя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.