Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Правовая основа замены руководителем образовательного учреждения здоровьеразрушающего учебного процесса на здоровьеохранительный (здоровьеразвивающий).






Приказ по образовательному учреждению – как начало реализации базовых положений федеральных законов по защите главного права ребенка – права на свободное и здоровое развитие в учебном процессе.

 

Жизнь убеждает: у каждой серьезной социальной проблемы всегда есть корневые истоки, ее порождающие, есть своя «ахиллесова пята», с которой начинается вся последующая цепная реакция дезорганизации и распада. В течение уже не одного десятилетия я задумываюсь: в чем корневые причины того, что такой уникальный отечественный педагогический опыт, как опыт выдающихся педагогов Б.П. и Л.А. Никитиных, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и многих-многих других так и остается уделом одиночек – энтузиастов, но никак не триумфом массового сознания и массового явления в школах России?! Аналогичная ситуация складывается и с таким ныне «модным» течением в педагогике как «здоровьесберегающими» технологиями обучения. Шума вокруг данного понятия много, а в итоге здоровье учащихся только ухудшается(?!)

И после долгих размышлений прихожу, что в этом явлении есть как субъективные, так и объективные причины. Об объективных причинах. Они в основном управленческие. Политики утверждают: мы строим свободное общество. Общество, основанное на рыночных отношениях, т.е. на экономической мере соизмерения и оплаты труда, в т.ч. на договорной основе строительства взаимоотношений между работодателем и работником. Известно, что в системе образования работодателем, как правило, выступает государство. А теперь проанализируем экономические критерии профессиональной пригодности учителя для работы с детьми, а так же критерии оценки качества и эффективности самого педагогического труда.

При сложившейся экономической системе организации педагогического труда каждый педагог твердо знает: как бы он ни работал и что бы он ни «вытворял» с детьми, его труд, его отношения с учениками не имеет никакой меры соизмерения и оценки эффективности и качества. Более того, в его труде совершенно не определены ясные и понятные для всех конечные цели и задачи. В итоге за качественно разный труд – зарплата равная (чаще мизерная). Следовательно, каждый педагог твердо знает: как бы он ни работал, от этого ему ни лучше, ни хуже не станет. С позиции научной организации труда (не говоря уже о так называемых рыночно-экономических производственных отношениях) нет большей силы, растлевающей энтузиазм, смысл и качество труда учителя. А тех, кто управляет данной системой, в полной мере можно назвать властвующими растлителями.

Данное положение является концептуальным в осознании того глобального кризиса, который длится в системе образования уже полвека. Вот почему оно должно стать ключевым при решении любых существующих проблем отечественной системы образования.

Таким образом, к объективным причинам пассивности подавляющего большинство и директоров школ и учителей, как и руководителей управления системой образования, несомненно, относится укоренившийся за многие десятилетия механизм управления системой, а точнее отсутствие элементарного механизма управления качеством и эффективностью труда каждого учителя, каждого руководителя образовательным учреждением, каждого руководителя управления системой образования и т.д.

В этих условиях исходным системообразующим механизмом управления образованием является четкое однозначное понимание всеми целей и задач образовательного процесса. Удивительно, но такое однозначное понимание дает нам «Закон об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства…»

Конечный же результат труда каждого учителя, каждого руководителя образовательным учреждением, каждого руководителя департамента по образованию, в т.ч. Министерства образования РФ так же определяют федеральные законы. Это закон «Об образовании», требующий от коллектива школы обеспечить «свободное развитие личности ребенка», а так же «приоритет … здоровья» в учебном процессе. Именно во имя этих целей «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» (ст. 51).

Это закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем, в т.ч. образовательным учреждениям «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей»

Из выше приведенных статей ясно, что законодательным требованием к школе является обеспечить комплексное «физическое, интеллектуальное, психическое, духовное, нравственное развитие детей». Четко и ясно на этот счет высказался Президент РФ В.В. Путин: «Стандартом в образовании является стандарт развития личности». Точнее не скажешь. Следовательно, в сертификате выпускника школы в качестве итогов деятельности коллектива школы за 10 (11)-летний период «воспитания и обучения» должны быть представлено параметры «физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей».

А теперь, уважаемые родители и педагоги, в т.ч. руководители государства, попытайтесь отыскать в современном «Аттестате об образовании» хоть какой-то намек на те показатели в работе школы которые требует Федеральный Закон! И вы вдруг откроете, что отечественная школа аттестует выпускника школы только по единственному параметру – механически заученной информации (знаний – на педагогическом жаргоне). Даже такой основополагающий параметр развития личности, формируемый педагогическими средствами, как характеристика творчества рук и ума и то исчезли из «Аттестата об образовании».

Все это указывает на то, что существующий государственный сертификат - «Аттестат об образовании» по своей концептуальной и структурной сущности ни в коей степени не соответствует требованиям федеральных законов «Об образовании», а так же «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и, следовательно, используется вне закона!

И это только первая ступень выхода системы образования из правового пространства. В частности, для исключения любого риска привнесения в учебную среду методик, оказывающих негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, а в итоге, на качество развития и здоровья детей Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» запрещает использование в школах не утвержденных ГосЭпидНадзором различных учебников, методик, технических средств и технологий обучения и т.д. И это четко отражено в ст. 28:

1. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

А теперь, уважаемые родители, в т.ч. руководители государства, зайдите в любую школу Российской Федерации и попросите предъявить санитарно- эпидемиологический сертификат на все то, что указано в ст.28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и вы увидите, что таковых в помине нет и никогда не было. Оказывается так повелось издавна (?!)

И стоит ли после этого удивляться, что в наших школах используется все то, что чуждо природе ребенка, а поэтому губительно для его здоровья. Это одномерные столы для таких разнорослых детей. Это горизонтальная рабочая поверхность столов. Это люминесцентное мелькающее освещение. Это невыносимый для детей сидяче-закрепощенный режим обучения. Это отчужденная от личности мальчиков дидактика. Это поддерживающая в стресс-напряжении ребенка шариковая ручка и т.д. О какой школьной эргономике и гигиене можно вести речь, если сам министр образования А.Фурсенко во всеуслышание заявил: 80% всех учебников нельзя допускать до детей!? И это мы еще не затронули фундаментальную роль личности учителя, его психологию отношения с детьми в поддержании эмоционального самочувствия, а в итоге качества развития и здоровья детей. При этом наука неоднократно доказала: у авторитарного учителя дети в 2 – 2, 5 раза болеют чаще!

Страх ребенка перед школой, перед унижением его учителем в присутствии товарища – парализует волю и дезорганизует психо - эмоциональную сферу многих детей, и стало уже распространенным явлением в школах.

«Тупицы, дебилы и моральные уроды – так учителя называют детей» - такие заглавия статей мы читаем в еженедельнике «Моя семья» (№9, март 2005). Вот какими словами начинается обращение одного из родителей: «Здравствуйте, «Моя Семья»! не могу молчать! Откуда у людей появляется чувство злобы и ненависти? Ответ прост. От наших школьных порядков и от некоторых горе учителей. Нас же всех с детства приучили верить учителям и врачам, как Богу. Какая это ложь!.. Я школу вспоминаю, как какой-то кошмар. Все время ходила туда как на пытку. И мне часто снится страшный сон: как будто вызывают меня к доске, а я стою и ничего не знаю. В школе я испытывала постоянный стресс …»

И я как специалист удивляюсь лишь одному: как еще дети могут оставаться людьми при таком 10 – 12-тилетнем «образовании»?! Хотя эпидемия «неполноценных» молодых людей нарастает уже как ком!

Или другой пример. Известно, что духовно-психическая сфера детей оформляется на основе совершенствования функций психической моторики (осмысленного чтения, уверенной диалоговой речи, почерка, рисунка и т.д.). Наши работы вскрыли: если учитель содействует и помогает ставить у ребенка уверенный и пластический почерк, речь – это один уровень эмоционального, творческого, психического развития и здоровья, а если только «перстом указует» и только требует – это качественно более низкий уровень эмоционального, творческого, психического развития и здоровья и т.д.

А теперь попытаемся вникнуть: на какой сообразной природе ребенка технологической основе учитель формирует у детей почерк, речь, рисунок? «Указания и наказания» - вот и весь арсенал. «Ты должен! Так надо!». А в итоге: «Тупицы, дебилы и моральные уроды» - вот она психо - эмоциональная «педагогическая» «развивающая» среда, в которой на весь период взросления погружены наши дети.

А теперь посмотрите какой почерк и какую речь оформляют сегодняшние учителя в современных школах. Оформляют под секундомеры в режиме «школодромной» дидактики. Но обвинять учителя будут кого угодно: учебники, программы, родителей, детей, но только не себя. А ведь расстроенная речь и судорожный почерк – это расстроенная психика. И вся наша трагедии я в том, что многие родители все это знают. Знают, но из-за страха молчат. И, пожалуй, нет большего рабства, чем властвование женщин педагогов над беззащитными детьми. «А что я могу сделать! Если я пикну – учителя отыграются на моем ребенке» - вот типичный ответ матерей. И этот ответ стал символом современной отечественной школы, а в итоге и символом нашего духа свободы (а точнее рабства).

С помощью специально разработанного теста (см. ниже) мы выявили, что «синдром злой мачехи» («ЗИМА») выявляется уже у 67 – 78% учителей (?!) И, похоже, не без основания в народных сказаниях так ярко «воспет» образ злой мачехи.

В этих условиях сегодня на первое место выходит вообще первейшая социальная проблема подбора студентов и подготовки качества учителей в ВУЗ’ах педагогического профиля, в т.ч. проблема профпригодности массового учителя для работы с детьми. И не теоретическая грамотность учителя по физике, химии, математики и т.д., а умение организовать, сплотить коллектив детей, создать благоприятную психоэмоцианальную обстановку в классе, ненавязчиво пробудить у них интерес и мотивы изучения своего предмета – вот элементарные показатели профессиональной пригодности учителя на допуск к работе с детьми.

Вот почему говорить о качестве работы коллектива учителей школы на «приоритет здоровья», в т.ч. ориентацию их на «создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» в учебном процессе можно при абсолютном условии: при систематической оценке психоэмоционального самочувствия детей под влиянием педагогических воздействий, при систематическом измерении и оценке динамики творческого, эмоционально-волевого, психического, интеллектуального и физического развития детей в учебном процессе. Речь идет об абсолютной необходимости медико-психологического и физиолого-эргономического сопровождения учебного процесса. Но такого анализа в школах никто не делает. О каком физиолого-эргономическом сопровождении учебного процесса вести речь, если там давно нет элементарного гигиенического. Пример тому: одномерные столы для таких разномерных детей. В этих условиях не зависимо от желания всех и каждого возникает та ситуация, которую в свое время озвучил А.И. Райкин: если не нацелить коллектив на понятные для всех цели и задачи и главное не измерять качество конечного результата труда, люди сработают так, как не сможет сработать ни один диверсант! А ведь именно в таком режиме работают сегодня абсолютное большинство образовательных учреждений России!

Безусловно, закономерными являются и последствия такой организации и управления педагогическим процессом. Можно себе представить взрыв общественного сознания, если бы до него дошли следующие «убийственные» факты, постоянно озвучиваемые официальными лицами, в т.ч. министрами образования и здравоохранения на протяжении последних десятилетий.

Министр здравоохранения 80-х годов ак. Е.И.Чазов “Семья”(№ 6, 1989): “ За голову хочется схватиться, - до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем? ”

Один из самых авторитетных ученых в области школьной гигиены Ак. Г.Н. Сердюковская: “На усталость жаловались 80% шестилеток... у некоторых замедлился рост. Это привело к тому, что у каждого 4-го ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе”

Один из авторитетных детских психоневрологов России проф. В.И.Гарбузов: “Мы говорим о другом, об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 1/2 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление... Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к “шизоидной интоксикации”.

Известный специалист в области детства проф. Р.И.Айзман: “У многих детей в первые недели и месяцы обучения возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о “школьном шоке”

Экс-министр образования РФ В.Г.Кинелев: «Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)».

Экс-министр образования Е.В.Ткаченко: “И тут я впервые узнал, что для 7-8 летних малышей контрольная робота связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете... За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит там не та педагогика…»

Ну и как на все эти заявления реально реагирует Министерство образования РФ? Ответ на это дает заявление экс-министра образования В.М.Филиппова: “За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет! ”

Если бы до родителей дошла такая простая истина: в се то, что школа привносит в соприкосновения с ребенком (книги, мебель, методики и технологии обучения и т.д.) не имеют государственно-эпидемиологических сертификатов, а поэтому используются в учебном процессе вне закона(?!).

Если бы миллионы родителей хоть на миг задумались над тем, что все реализуемые одна за другой школьные реформы проводились и проводятся без элементарного медицинского, физиолого-эргономического и психологического сопровождения. А в итоге никто не оценивает самочувствие и качество развития ребенка под влиянием всех этих реформ, под влиянием различных педагогических «инноваций». Фактически мы все являемся свидетелями как государственная (да и частная) система образования проводит над детьми эксперимент за экспериментом. Фактически мы все являемся не только свидетелями, но из-за непротивления злу и активными соучастниками всех этих продолжающихся десятилетия экспериментов над детьми!

А ведь ведущие научные центры РАМН давно установили: те основные формы патологий современного человека, которые определяют сегодня сверхсмертность и сверхзаболеваемость народа начинаются с детства и, прежде всего в связи со школьным обучением! Не решение этих проблем системой управления и привело к тому, что демографы назвали демографической катастрофой. И не случайно, а совершенно закономерно то, что мы постепенно входим в психические эпидемии, которые начинаются уже с … первого класса. И это не плод фантазий. Этот уже запредельно жуткий факт доводит до всех Министерство образования РФ в официальном документе. В частности, спустя только один учебный год у 60 – 70% малышей выявляются начальные психические нарушения (письмо №220/11-12 от 22.02.99).

Преобразование же детских садов, как воспитательных учреждений, в детские дошкольные образовательные учреждения (ДДОУ), т.е. в те же школы, привело к тому, что в школу дети уже идут с целыми букетами дошкольных «образовательных» хронических заболеваний, которые дети приобретают в ДДОУ. И на первое место вышла патология позвоночника, приобретенная в процессе проведения «образовательных» «занятий» на стульчиках. По данным специалистов такого «продвинутого» города как Москва, среди выпускников ДДОУ нарушение осанки выявляется уже в 80-100% (?!) А ведь патология позвоночника – это краеугольный камень, на котором произрастает вся патология человека! Вот что значит работать без контроля за самочувствием и качеством развития детей под влиянием непрекращающихся педагогических реформ и «инноваций»!

До чего наши чиновники додумались: не за качества детей дают учителям звания, а за инновации ради инноваций?! Особо отметим: в соответствии с законами вся юридическая ответственность за причинение ущерба здоровью детей в учебном процессе возложена на плечи руководителей ДДОУ и школ! И такая ответственность может и должна быть материализована в связи с:

а) бездействием директоров образовательных учреждений по реализации ст.51 Закона «Об образовании», требующей создания «условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;

б) не информированием родителей, что при существующем положении дел образовательное учреждение непременно подорвет здоровье их детей.

С учетом же официальных документов и заявлений официальных лиц здесь в свои «права» вступает и статья 108 УПК: “Поводами к возбуждению уголовного дела являются заявления и письма граждан; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати”.

Все отмеченное выше показывает, как власть, чиновники, «крайними» сделали директора образовательного учреждения. А раз так, то, чтобы в конце концов, его не настигло уголовное преследование, он должен очнуться от «спячки» и начать действовать самым решительным образом.

И речь здесь не об инфантильном лепете типа: «Мало платят! Я не знала!» и т.д. Как показал наш многолетний опыт, конкретными действиями руководителя образовательного учреждения являются следующие акты. Во-первых, установление в своей школе вытекающего из законов РФ абсолютного требования и нравственно-психологической обстановки: «не навредить» здоровью ребенка педагогическими воздействиями. Во-вторых, четкая организация мониторинга за качеством психоэмоционального самочувствия детей находящихся в ОУ, а в итоге за качеством развития и болезненности детей у каждого воспитателя, каждого педагога (для начальной школы) у бригады учителей (средней школы).

Речь идет об осознании каждым работником образовательного учреждения абсолютных требований федеральных законов, и как следствие, требований руководителя:

а) творческое развитие и здоровье их воспитанников обусловлено не емкостью, принудительно «закачиваемой» в головы детей информации, а эмоциональной, чувственной и телесно-мышечной активностью детей непосредственно в учебном процессе;

б) активность и здоровье детей быстро угасает при организации так называемых занятий на стульчиках, т.е. в режиме телесно-мышечного закрепощения;

в) главным показателем профессиональной пригодности воспитателя (учителя) для работы с детьми является умение его установить с ними эмоционально доброжелательные отношения, эмоционально одухотворить их, заинтересовать к игровой и созидательной деятельности, в т.ч. к познанию тех либо иных явлений жизни.

Как показала практика началом работы по переориентации коллектива учителей на реализацию самого этического и самого законного требования: «не навреди» ребенку является издание директором образовательного учреждения приказа по учреждению. И такой приказ как раз и является началом реализации базовых положений Федеральных законов РФ, защищающих главное право ребенка – право на свободное, здоровое и гармоничное развитие под влиянием педагогических воздействий.

Ниже приведем проект такого приказа.

 

 

ПРОЕКТ

ПРИКАЗ

О целях и задачах коллектива образовательного учреждения по реализации базовых статей Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», требующих «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности…», а также «Об Образовании», обязывающего организацию «свободного развития личности» и «приоритета …здоровья» в учебном процессе.

С целью реализации отмеченных в Федеральных законах положений в деятельности образовательного учреждения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1). Профессиональными критериями качества и эффективности работы учителя (воспитателя) с детьми считать:

a) способность к духовно-эмоциональному (а не к авторитарному) общению с детьми;

b) способность организовать детей, пробудить в них активность, интерес на поиск истин, в т.ч. на творческую деятельность;

c) способность вызвать интерес и любовь к предмету изучения.

2). Конечным результатом работы учителя (для начальной школы), бригады учителей (для средней школы) считать:

a) динамику эмоционально-волевой сферы детей в учебном процессе;

b) динамику творческих знаний и умений, в том числе творческого их применения в жизни;

c) качество психического развития, в т.ч. развития творческого интеллекта (интеллекта опирающегося на свободную игру творческого воображения).

3). Для организации внутришкольного мониторинга за эмоциональным самочувствием, а так же качеством психического и физического развития детей

· Психологу: разработать программу экспресс оценки у детей динамики эмоционально-волевого, творческого и психического статуса в учебном процессе (оценивается в начале, в середине и в конце каждого учебного года).

· Учитывая, что эмоциональное благополучие является основой поддержания и развития не только духовной сферы, но и имунно-защитных сил, а также первичной профилактики психосоматической патологии, медицинскому работнику в полном объеме реализовать требования Приказа Минздрава РФ №60 (от 14.03.95), вменяющим углубленный осмотр детей с применением экспресс методов оценки функционального состояния и физического развития. Анализировать сравнительно между классами (группами) за каждый учебный год в количественном выражении динамику:

a) осанки;

b) зрения;

c) функционального состояния базовых систем жизнеобеспечения;

d) болезненность.

· Специалисту по физической культуре у детей оценивать в начале и конце учебного года показатели:

a) гибкости тела;

b) выносливость (количество кругов, которые школьник может пробежать на стадионе в индивидуальном для каждого ребенка темпе);

c) силовые характеристики: количество подтягиваний на перекладине (только для мальчиков).

4). По окончании каждого учебного года итоги работы анализируются и обсуждаются на педагогическом совете и родительских собраниях. Учителя, у которых выявлена лучшая динамика характеристик развития детей морально и материально поощряются. Ежегодно намечаются мероприятия по совершенствованию нравственного, творческого, психического и физического развития детей.

Контроль за выполнением приказа поручено заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

P.S. Если у психолога, медсестры, врача возникнут вопросы по методикам контроля за развитием детей можно обратиться к книге В.Ф. Базарного «Развитие и здоровье детей. Экспресс контроль в школе и дома» (М., Артик., 2005)

Выборочно некоторые экспресс методы контроля приведены в приложении к настоящей книге.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.