Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический анализ затрат и структуры себестоимости. Методы формирования себестоимости.






С помощью анализа затрат на производство можно определить доходность отдельных сфер деятельности, выгодность участков и отдельных видов продукции; эффективно контролировать использование ресурсов; получать информацию о текущем состоянии производства и вносить коррективы в отчетном периоде; использовать результаты анализа для установления цены продукции и выработки стратегии продаж.

Особенность анализа затрат в том, что главным его инструментом выступает анализ структуры, а также динамики затрат (вертикальный и горизонтальный анализ). Анализ затрат на производство продукции проводится по таким направлениям:

• анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе;

• анализ прямых материальных и трудовых затрат;

• анализ косвенных затрат с подразделением на переменные и постоянные.

Классификация затрат по элементам процесса производства либо по статьям калькуляции дает возможность более правильно установить уровень материалоемкости, фондоемкости и трудоемкости продукции, работ, услуг.

Классификация затрат по экономическим элементам:

• материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия);

• затраты на оплату труда (зарплата);

• отчисления на социальное и медицинское страхование;

• амортизация основных фондов и нематериальных активов;

• прочие затраты.

По калькуляционным статьям затраты классифицируются с учетом места их возникновения и назначения затрат.

Существуют также группировки затрат относительно процесса изготовления продукции (основные и накладные) и по способу отнесения затрат на отдельные виды продукции (прямые и косвенные).

Основные затраты – затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию на технологические цели, затраты на заработную плату производственных рабочих и др.

Накладные затраты – затраты на оплату труда управленческого персонала, отопление и освещение помещений (заводоуправления, офиса и т. п.).

Прямые затраты – затраты, которые можно отнести непосредственно к какому-либо виду продукции.

Косвенные затраты невозможно отнести к определенному виду продукции. Поэтому они распределяются по видам продукции с помощью коэффициентов.

Изучение структуры затрат по экономическим элементам позволяет дать оценку рациональности такой структуры и сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости.

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с результатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, во внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, основные и накладные, переменные и постоянные расходы. Анализ затрат по статьям расходов проводится с позиций сопоставления плановых и фактических затрат.

Анализ прямых и косвенных затрат направлен на выявление факторов, оказывающих на них влияние, обоснования причин, вызвавших влияние этих факторов, и сопоставления фактической величины затрат на единицу стоимости товарной продукции (работ, услуг) за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем на отчетный период.

Независимо от классификации, в рамках которой анализируются затраты на производство, они могут быть охарактеризованы с помощью следующих показателей:

• затраты на натуральную единицу продукции;

• сумма всех затрат на продукцию или часть продукции;

• затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции.

Анализ этих показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводятся расшифровка затрат в рамках определенной классификации, данные о базисном, плановом и отчетном периоде; выполняется сравнение.

Анализ структуры себестоимости по элементам расходов Вы можете провести в виде такой таблицы:

Элементы затрат За предшествующий год По плану за отчетный год Фактически за отчетный год Изменение факта по сравнению, %
руб. % руб. % руб. % с предш. годом с планом
                 
1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления от ФОТ 4. Амортизация 5. Прочие затраты             гр.7 - гр.3 гр.7 - гр.5

Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.

Данный анализ позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых показателей себестоимости, выявлять негативные тенденции изменения себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.

Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции.

Процесс калькулирования состоит из трех этапов:

- Исчисление себестоимости всего объема выпущенной продукции

- Исчисление себестоимости каждого вида продукции

- Исчисление себестоимости единицы продукции.

В настоящее время в России используется следующие основные методы учета затрат:

- попередельный

- позаказный

- попроцессный (простой)

- нормативный

Положительно зарекомендовали себя в зарубежной практике:

- стандарт- костинг

- директ-костинг

- система Just in time

- ABC-костинг

- ФСА

- Target - костинг

- Каisen - костинг

Некоторые идеи, положенные в основу зарубежных методов учета находят применение и на российских предприятиях.

Нормативный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях с массовым, серийным и мелкосерийным характером производства и в других производствах. Обязательными условиями правильного применения нормативного метода калькуляции являются:

- составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам;

- выявление отклонений фактических затрат от действующих норм в момент их возникновения;

- учет изменений действующих норм;

- отражение изменений действующих норм в нормативных калькуляциях.

Действующими нормами называются такие, по которым производится в данное время отпуск материалов на рабочие места и оплата рабочим за выполненные работы.

Позаказный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях, где производственные расходы учитывают по отдельным заказам на изделие или работу.

Попередельный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях, где исходный материал в процессе производства проходит ряд переделов или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции.

Попроцессный метод калькулирования и учета затрат заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции.

Direct-costing – метод калькулирования себестоимости по прямым затратам.

Метод калькулирования полной себестоимости (метод ABC). Сущность систем учета затрат по функциям проистекает из предположения: затраты вызваны деятельностью и продукты создают спрос на виды деятельности. Практическая реализация данного метода предполагает осуществление следующих этапов:

) определение основных видов деятельности, имеющих место на фирме

2) создание для каждого вида деятельности центра затрат

3) определение носителей издержек для каждого вида деятельности

4) отнесение на продукт расходов на вид деятельности в соответствии с необходимостью их осуществления для производства данного продукта.

119. Финансовый анализ: задачи и основные методы.

Финансовый анализ — изучение основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, а также анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о размещении капитала. Финансовый анализ — это часть экономического анализа.

Цель финансового анализа — характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.

Задачи финансового анализа:

1. Анализ активов (имущества).

2. Анализ источников финансирования.

3. Анализ платежеспособности (ликвидности).

4. Анализ финансовой устойчивости.

5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.

6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).

7. Анализ денежных потоков.

8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.

9. Анализ рыночной стоимости.

10. Анализ вероятности банкротства.

11. Комплексная оценка финансового состояния.

12. Подготовка прогнозов финансового положения.

13. Подготовка выводов и рекомендаций.

Обычно используют следующие методы в финансовом анализе:

— вертикальный анализ;

— горизонтальный анализ;

— анализ коэффициентов;

— метод сводки и группировки;

— анализ и прогнозирование трендов;

— Факторный анализ;

— метод балансовой увязки;

— корреляционный анализ;

— анализ чувствительности.

Основные методы финансового анализа, проводимого на предприятии:

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов, а также сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Горизонтальный (динамический) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

Динамический анализ является следующим этапом после анализа финансовых показателей (вертикального анализа). На этом этапе определяют, по каким разделам и статьям баланса произошли изменения.

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности между собой. Источником информации является бухгалтерская отчетность предприятия.

Наиболее важные группы финансовых показателей:

- Показатели ликвидности.

- Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности.

- Показатели рентабельности.

- Показатели оборачиваемости (деловой активности).

- Показатели рыночной активности

При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:

- на величину финансовых коэффициентов оказывает большое влияние учетная политика предприятия;

- диверсификация деятельности затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям, поскольку нормативные значения могут существенно варьироваться для различных отраслей деятельности;

- нормативные коэффициенты, выбранные в качестве базы для сравнения, могут не быть оптимальными и не соответствовать краткосрочным задачам рассматриваемого периода.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой:

- показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей;

- финансовых показателей данного предприятия и показателей предприятий-конкурентов;

- финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия;

- сравнительный анализ отчетных и плановых показателей.

Интегральный (факторный) финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную оценку финансового состояния предприятия.

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Базовые концепции финансового менеджмента. Цель и задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

- Интегрированность с общей системой управления предприятием.

- Комплексный характер формирования управленческих решений.

- Высокий динамизм управления.

- Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений.

- Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его главная цель и задачи.

Рассматривая главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью управления предприятием в целом и реализуется с ней в едином комплексе.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач:

- Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

- Обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

- Оптимизация денежного оборота.

- Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска.

- Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли.

- Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

- Обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.

Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления выступают финансы предприятия и его финансовая деятельность. Особенности формирования капитала и финансовых ресурсов, формы и методы распределения этих финансовых ресурсов, объемы и интенсивность денежных потоков и другие условия финансовой деятельности существенно различаются на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Концепция – определенный способ понимания и трактовки явления. Концепция в финансовом менеджменте – способ понимания теоретического подхода к некоторым сторонам и явлениям финансового менеджмента.

Основные концепции представлены 8 базовыми концепциями, в которых отражается точка зрения на отдельные явления финансовой деятельности, определяется сущность и направление различных явлений.

1). Концепция денежного потока, которая предполагает: -идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без); оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока; выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция изменения стоимости денег во времени.

3). Концепция учета фактора инфляции. Годовой темп инфляции = (1 + темп инфляции за месяц)12 – 1.

4). Концепция учета фактора ликвидности.

5). Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

6). Концепция цены (стоимости) капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

7). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

8). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

9). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

10). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

Знание сущности концепций, их взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в управлении финансами хозяйствующего субъекта.

Информационное обеспечение финансового менеджмента. Внутренние и внешние источники информации. Финансовая отчетность в системе информационного обеспечения процесса финансового управления.

Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций. Для крупных предприятий и организаций управление - одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимы постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского учета автоматизируется. Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму - сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких - с их финансовыми возможностями, наличием квалифицированных кадров и т.п. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) финансовых менеджеров, которые представляют собой малые вычислительные системы, ориентированные на автоматизацию управления финансами предприятия.

Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:

1. Деловая информация, обслуживающая сферу бизнеса:

- макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики);

- финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков);

- биржевая (о котировках на фондовом рынке);

- коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.);

- статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов);

- деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса).

2. Научная и профессиональная информация.

3. Социально-политическая и правовая информация.

4. Массовая и потребительская информация.

Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.

Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:

1. по экономическому содержанию:

- данные управленческого учета;

- различные сметы и бюджеты;

- плановые и оперативные данные о производстве и реализации;

- данные о закупках и расходование сырья;

- данные об издержках и пр.

2. по источникам формирования:

- бухгалтерия;

- финансовый отдел и другие.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Информация должна содержать сведения для:

- Оценки финансового состояния

- Оценки потока денежных средств

- Принятия инвестиционных решений

Основными пользователями финансовой отчетности выступают:

- инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);

- кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);

- профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;

- заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;

- государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;

- население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;

- деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги.

Стороны, заинтересованные в получении информации в зависимости от их запросов и потребностей, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.

Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.

Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.