Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок и характеристика основных элементов рыночного механизма. Классификация рынков.






Рынок и рыночный механизм представляют собой саморегулирующуюся систему ресурсов производства, обмена и распределения благ, которая основана на конкурентной среде и взаимодействии спроса и предложения, регулируемого свободным ценовым сигналом.

В рыночной свободной децентрализованной экономике предложение благодаря конкуренции и гибкости цен подстраивается под меняющийся спрос, что делает невозможным существование хронического дефицита, низкое качество товаров и их слишком узкий ассортимент.

Рынок способен автоматически восстанавливать равновесие в случаях его временной утраты. Регулирование пропорций производственных процессов является функцией закона стоимости.

Рынок и рыночный механизм раскрывают свои возможности только в конкурентной среде. Чем больше отклонение реального рынка от идеальной модели, тем работа рыночного механизма менее эффективна. На процессы ценообразования влияют монополии, что снижает эффективность, с которой должны использоваться ресурсы, при этом доходы в основном распределяются между монополистами. В этой ситуации возникает необходимость вмешательства государства в сферу экономики для уменьшения последствий негативного влияния на конкурентную среду воздействия монополий.

Рынок и рыночный механизм формируют цены и распределяют ресурсы. Механизм рыночного саморегулирования включает в себя такие ключевые понятия как конкуренция, цена, спрос и предложение.

Спрос является термином обобщающим. Он описывает всех потенциальных и фактических покупателей. Свидетельствует спрос о проявлении потребностей людей, которые обеспечены денежным эквивалентом. Он не выражает всю совокупность потребностей, а только ту часть, которая обеспечена денежными средствами. При этом рынок и рыночный механизм удовлетворяют только те потребности, которые выражаются через спрос. К ним не относятся услуги и блага коллективного пользования, то есть общественные товары.

Предложение, как и спрос, является обобщающим термином. Он описывает поведения потенциальных и фактических продавцов (производителей) товаров. Предложение иногда определяют как совокупность товаров в пределах определенных ценовых границ, которые присутствуют на рынке и могут быть проданы производителями.

Цена в денежном выражении показывает стоимость товара. Цена зависит от стоимости товаров и соотношения предложения и спроса на рынке. Устанавливаются цены под воздействием экономических законов, в первую очередь закона стоимости, согласно которому в основе цены находятся общественно необходимые трудовые затраты. Также на цену влияют законы спроса и предложения. Механизм рыночной экономики проявляется в случаях несоответствия категорий спроса и предложения в сфере обмена.

Конкуренция выступает формой взаимодействия субъектов рынка и рыночного механизма, она также регулируем пропорции спроса и предложения.

Каждый элемент механизма рынка связан с другими самым непосредственным и тесным образом. Цена является основным инструментом рыночного механизма, координируя и приспосабливая друг к другу предложение со спросом. Ориентируясь на цену, предприниматели и потребители выбирают, какой товар производить или приобретать. Именно цены характеризуют состояние рынка.

Элементы рыночного механизма постоянно взаимодействуют. Спрос связан с предложением, они зависят от уровня цен. В свою очередь, конкуренция влияет на все перечисленные категории, объединяя их в систему. При таком влиянии компонентов механизма друг на друга они балансируют рыночные отношения.

Классификации рынков.

По территориальному признаку: местный региональный национальный мировой

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей производителей промежуточных продавцов государственных учреждений

По объектам обмена: рынки средств производства рынок товаров и услуг финансовый рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента: замкнутый насыщенный смешанный

По степени соблюдения законности: легальный (официальный) нелегальный (теневой) черный (в некоторых словарях «черный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение) дефицитный (спрос > предложение) избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы: свободный регулируемый

По степени конкуренции: конкурентный (совершенная конкуренция) с монополистической конкуренцией олигопольный монополия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.