Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок-зачет

Уроки повторения и обобщения пройденного (характеристика одной из форм проведения урока повторения и обобщения по выбору).




Урок-зачет

 

Одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях.

Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформляет стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», памяток, справочных карточек для слабоуспевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникает необходимость – они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.

Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «лист учета знаний».

Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету.

Перечень знаний, умений, навыков по изученной теме может быть помещен и на стенде «Готовимся к зачету». Кроме того, на нем могут быть представлены и памятки об оценке ответа, советы и рекомендации по подготовке к зачету, задания и вопросы по теме, образцы ответов, примеры и т.д.

На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.

Каждому ученику может быть предложена памятка, помогающая оценить устный ответ.

План отзыва об устном ответе:

1. Было ли вступление, удачно ли оно?

2. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?

3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством проводимых примеров?

4. Сделано ли обобщение в конце ответа?

5. В каком стиле дан ответ?

6. Замечания к ответу, дополнения.

7. Общее впечатление от ответа.

8. Полнота и глубина изложения материала.

9. Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.

10. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.

11. Замечания, дополнения.

 

Проведение уроков-зачётов по русскому языку

 

Особое место в организации образовательной системы принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Наиболее распро­страненными формами проверки уровня подготовленности школьников по русскому языку являются диктанты, комплексные контрольные работы, сочинения и изложения, устный опрос и т.д.

В настоящее время учителя русского языка все чаще обращаются к такой форме проверки, как зачетные уроки, зачеты. Конечно же контроли­рующую функцию зачета нельзя считать главной. Основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки по основным разделам программы.

Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма.

Какова же методика проведения зачетных уроков по русскому языку?

Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем. Зачет может охватывать как различные разделы науки о языке, так и раздел «Развитие связной речи».

Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например,

- в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация», «Глагол», «Развитие связной речи».

- в 6 классе - «Лексика», «Словообразование», «Глагол», «Развитие связной речи учащихся».

- в 7 классе - «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи».

- в 8 классе - «Односоставные предложения», «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами».

- в 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».

Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Методические пособия предлагают 3 этапа работы:

1)предварительная подготовка к уроку-зачету

2)проведение уроков - зачетов

3) подведение итогов и внесение коррективов.

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, ко­торые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. Желательно оформить стенд: «Готовься к зачету», где можно поместить: памятки, алго­ритмы, планы, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведе­нию зачета. На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков. Если ученик успешно занимается на протяжении всех уроков по данной теме, он может быть освобожден от зачета.

Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.

На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.

Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный так и устный. Следует не проводить, так называемые, зачеты в конце четверти, когда учитель сомневается в оценке. Получается нередко такая картина: ученик должен день и ночь учить, чтобы ответить, повысить оценку. А если это не один зачет, а сразу несколько? И по другим предметам нужно отве­чать. Каково состояние ученика, родителей, классного руководителя? Поэтому зачетный урок - это плановое занятие, хорошо и грамотно органи­зованное учителем.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендации по организации устного опроса | Стороны




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.