Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории рукописной книги






Уже на заре человеческой культуры люди стали испытывать потребность закрепить сведения о тех или иных событиях. Определенным шагом вперед следует считать появление около 5 тыс. лет назад пиктографического письма (pictum – нарисованное, grafo – пишу). Смысл сообщения был зашифрован в картинках, понятных всему сообществу. Сегодня пиктограммы широко используются в дорожных знаках, на этикетках изделий, на упаковочной таре.

Если первоначально пиктограмма воссоздавала действительность цельными рисунками, то в дальнейшем рисунок стал распадаться на отдельные элементы, образные знаки. Комбинации этих образных знаков составляли уже не рисунок, а текст. Это явление ознаменовало переход от пиктографического к идеографическому письму. Ученые считают, что идеографическое письмо впервые ввели в оборот древние шумеры, которые писали тростниковой палочкой на вязкой глине. Этот материал не позволял выводить кривые линии, круги, поэтому знаки их письма состояли лишь из прямых черточек.

Идеографическое письмо шумеров и аккадцев послужило основой для создания египетского иероглифического письма. Иероглиф переводится с греческого как «священный знак, вырезанный на камне». В иероглифах – знаках предметов – сохранилось лишь отдаленное сходство с самим предметом. Множеству предметов и явлений соответствует множество иероглифов, которое нужно запомнить и воссоздать для передачи мысли.

Наиболее древние письменные тексты Мессопотамии (2900 – 2500 г. до н. э.) написаны на шумерском языке. Принятая ими система письма зовется клинописью, т. к. ее знаки имеют вид удлиненных клинышков. Таблички, похожие на плоские тонкие кирпичики, порой собирали в своеобразные книги. Эти книги хранились в ящиках. К ящику с табличками прикреплялся ярлык с названиями произведения, именами авторов, владельца, богопокровителей – своеобразный титульный лист. Фонд самой крупной из известных нам библиотек Древнего мира – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала – составлял примерно 5 – 10 тыс. глиняных табличек. Однако книги, изготовленные из глины, были тяжелы, неудобны, легко разбивались. Поэтому для письма стали применять другие материалы.

Примерно в тоже самое время, когда жители Двуречья начали использовать для письма глину, египтяне научились превращать в писчий материал растущий в их стране папирус. Папирус внешне сходен с бумагой, но отличается от нее большей хрупкостью и ломкостью. Его не соберешь в виде привычной нам книги, зато листы можно склеивать между собой и получать сколь угодно длинный свиток. Свитки хранились преимущественно в ящиках и трубкообразных сосудах, к которым прикрепляли этикетки с названием книги. Век папирусной книги окончился только в X – XI вв. до нашей эры. Последним документом, написанном на папирусе, считается Папская булла.

Согласно легенде, египетские правители, опасаясь конкуренции со стороны жителей Пергама, города в Малой Азии, запретили поставлять туда папирус, служивший материалом для письма и, соответственно, для изготовления книг. Это, в свою очередь, побудило жителей Пергама искать новый, альтернативный папирусу материал, каким и стал пергамент – отбитая, вытертая и заглаженная кожа животных. Пергамену человечество обязано и появлением книги в ее нынешнем виде: его гибкие и неломкие листы удобно и складывать, и сшивать. Книги из пергамена чаще всего помещались в деревянные переплеты. От названия переплета сами книги получили имя – «кодекс». В книгах-кодексах прежде всего были собраны разного рода законодательные документы.

В древней Руси в качестве писчего материала применяли березовую и липовую кору, позднее – обработанные шкуры животных. Для изготовления материала для письма кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге.

В 1963 г. на одной из раскопок была найдена самая настоящая берестяная книга, отнесенная к XIII в. Ее можно считать первым миниатюрным изданием (5 х 5 см). В ней всего 12 страниц, сшитых вместе. На первой странице – заставка, нехитрый узор из переплетающихся лент. В книжке записан фрагмент вечерней молитвы.

В Древней Руси славянские рукописные книги появились примерно во 2-й половине IX в. По содержанию древнерусские книги были преимущественно богослужебными. С рубежа XI – XII вв. и плоть до XIX в. создавались также певческие рукописные книги, текст которых сопровождался знаками музыкального письма. Литературные произведения древнерусских писателей – митрополита Илариона и Кирилла Туровского – дошли только в поздних списках, но списки эти свидетельствуют о существовании уже в XI – XII вв. книг с этими произведениями. Кроме того, летописные сведения о пожарах, содержащие упоминания о сгоревших или спасенных книгах, книжные застежки, находимые при раскопках частных домов, большое число берестяных грамот, обращения к читателям в самих рукописных книгах свидетельствуют о том, что книги Древней Руси были широко распространены, их совокупный фонд достигал, возможно, 100 тыс. экземпляров.

Существование древнерусских рукописных книг обусловлено потребностью в них, связанной с введением христианства на Руси и необходимостью проведения религиозного культа в церквах и монастырях, а также поддержания православного благочестия в быту.

Следующей ступенью истории книги стало изобретение книгопечатания, открывшею целую эру печатного документа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.