Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если проводится специальная тестовая диагностика, то ре­зультаты тоже отражаются в характеристике.






Составление характеристики начинается как обычно, с формальных сведений о ребенке: фамилия, имя, отчество ре­бенка и его родителей; дата, место рождения; место прожива­ния ребенка; сведения о посещении детского сада.

При составлении характеристики обязательно учитываются сведения о семье, в которой воспитывается ребенок (профес­сии, интересы матери, отца, наличие братьев, сестер, бабу­шек, дедушек, особенности внутрисемейных отношений, заня­тия с ребенком).

Последующую информацию, представленную в характерис­тике, можно условно разделить на несколько пунктов:

1) физическое развитие (здоровье); особенности развития
психомоторики;

2) развитие познавательной сферы (познавательная актив­
ность, словарный запас, наблюдательность, внимание, память,
мышление);

3) социальное развитие, личностные особенности (общи­
тельность, лидерство, морально-нравственные качества);

4) игровая деятельность (виды игр, предпочтения игр и ро­
лей, смена игр, способность к имитации, подражанию);

Склонности и одаренность (интерес и успешность в творческих видах деятельности, сферы проявления высокой познавательной активности, устойчивость и смена интересов, увлечения).

По мере взросления ребенка характеристика дополняется новыми сведениями о его развитии, что позволяет представить все направления и возможности раскрытия одаренности.

В подобной психологической карте фиксируются все трудно­сти ребенка, препятствующие его успешному развитию, рас­крытию дарований. Отмечается вид оказанной психологической помощи и ее результат. У неординарного ребенка тоже могут возникать свои специфические проблемы, и важно вовремя их заметить и помочь (более подробно мы поговорим об этом в последующих главах).

65


Если планируется внедрение новой программы обучения и воспитания или проведение специальных занятий, направлен­ных на развитие тех или иных видов одаренности (умствен­ной, социальной) или на раскрытие творческого потенциала в целом, выбор диагностических методик и приемов должен соответствовать целям развивающей программы. Например, если предполагается развивать дарования детей в социальной сфере, большее внимание уделяется диагностике самооценки, других личностных особенностей ребенка, взаимоотношений с детьми. Составление полной характеристики в этом случае бу­дет полезно тоже, так как позволит избежать однобокого под­хода и проследить происходящие изменения не только в дан­ной, но и в других сферах.

Итак, мы рассмотрели кратко вопросы выявления одарен­ности в дошкольном возрасте.


Уделяя основное внимание познавательной активности — ведущему показателю одаренности, можно проследить, в ка­кой сфере начинает (или начнет) раскрываться дарование дошкольника.

Сведения об интеллектуальном и творческом потенциале значительно уточняются и дополняются в процессе тестового обследования ребенка, однако при этом не следует абсолюти­зировать результаты выполнения теста. Только комплексная ди­агностика, включающая различные методы, приемы и направ­ленная на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности.

Необходимо помнить, что результаты диагностики одарен­ности в дошкольном возрасте не определяют будущие достиже­ния, а лишь отражают их вероятность.


Задание .Вопросы для самопроверки:

1. Ранняя диагностика позволяет прогнозировать бу­
дущее неординарного ребенка. Согласны ли вы с
этим?

2. Какие цели диагностики способностей дошкольника
являются главными, с вашей точки зрения?

3. Могут ли родители оценить творческие возмож­
ности своего ребенка? Что помогает в этом? Что
мешает?

4. Удалось ли вам увидеть что-то новое в работах
своего малыша?

5. Почему детские игры, занятия мы тоже отцосим к
творчеству, хотя принципиально нового ребенок в игре
не создает?

6. Можно ли, используя один какой-либо тест, одно­
значно решить вопрос о наличии и выраженности да­
рования?

7. В какой сфере или области деятельности больше
всего проявляется познавательная активность вашего
ребенка? Можно ли говорить о раскрывающемся даро­
вании?

Наблюдая за ребенком, изучая его творческие работы, ро­дители и педагоги могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.