Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможно, со временем получит распространение и психологи­ческая карта или характеристика, ведь психическое развитие не менее важно, чем физическое.






Анализ творчества дошкольников

Творчество можно рассматривать с двух сторон: как про­цесс (о чем мы говорили выше) и как результат. В психоло­гии более разработан анализ детского творчества по резуль­татам Деятельности. Это хорошо видно на примерах предло­женных учеными диагностических методик: в основе их лежит анализ вариантов решений, которые дает ребенок по предложенному заданию. Рассматриваются и оцениваются до­рисованные фигуры, предложенные гипотезы, обнаружен­ные ребенком закономерности.

Спектр творческих видов деятельности дошкольника доста­точно широк. Такие работы детей, как постройки из конструк­тора, рисунки, поделки из пластилина, глины, придуманные истории, сказки, загадки, исполненные музыкальные пьесы, песенки, танцы, — это далеко не полный перечень возможных результатов детского творчества. Эти результаты оцениваются педагогами, психологами с учетом возраста ребенка, имеющих­ся у него знаний и умений для реализации замысла, опыта творческих поисков, условий деятельности (наличие необходи­мого материала, инструмента, отношение взрослых, использо­вание образца, заданной схемы). При этом обязательно учиты­вается степень внешней заданное™ работы. Например, рисун­ки одного и того же ребенка получатся разными, если в одном случае попросить его нарисовать, то, что он хочет, в другом — что хочет, но по определенной теме, в третьем — не похожее на представленный образец, в четвертом — нарисовать по об­разцу, но с использованием других средств (например, красок вместо простого карандаша). И, быть может, совершенно от­личной от всех других будет работа этого же ребенка, выпол­ненная не по просьбе взрослого и не в его присутствии, а как результат «стихийного» творчества.

Глубина оценки.творческого продукта может быть различ­ной. Можно ограничиться констатацией факта, что он отличен от заданного образца, а можно провести детальный анализ его содержания, формы, особенностей использованных ребенком

выразительных средств.

В дошкольной педагогике и психологии существует множе­ство критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Тор­ренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость,

S3


оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.

В настоящее время этот подход получил широкое распрост­ранение у нас в стране. Отечественные исследователи О.М.Дья­ченко, Е.Л.Пороцкая разработали пятибалльную шкалу оценки сочиненной ребенком сказки с учетом показателей продуктив­ности, вариативности и оригинальности: 0 баллов получает ре­бенок за отказ от задания или пересказ знакомой сказки; 1 балл — за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; 2 балла — при внесении существенных элементов новизны в известную сказку; 3 балла — если это было дополне­но деталями; 4 балла— за полностью самостоятельно приду­манную, но схематично изложенную сказку; 5 баллов — если изложение ее было развернутым.

Задание .А вы никогда не замечали, придумывает ли сказки, ис­тории ваш ребенок, воспитанник? Попробуйте предло­жить ему сочинить сказку. Как вы ее оцените? Пред­ложите ребенку свою помощь. Как теперь вы оценива­ете продукт совместного творчества?

Творческие находки ребенка могут реализоваться не только в создании нового, оригинального замысла, но даже в выпол­нении какой-либо одной детали, представленной по-новому. У одаренных детей такое большое стремление к новизне, они во всем стремятся проявить себя по-другому, попробовать новое. Им скучно трудиться над однотипными работами, им обяза­тельно нужен элемент новизны.

Мать художника В.А.Серова писала, что когда сыну не было и четырех лет, он любил по вечерам рисовать лошадок, но при этом всегда замечалось новое движение. В шесть лет однажды нарисовал комнату с предметами без перспективы. Мать приве­ла его к концу комнаты и обратила его внимание, как идут по­ловицы, показала при помощи карандаша соотношение ближ­них и дальних предметов. Он сразу схватил суть объяснений и стал рисовать в ракурсе.

А вот как описывает Л.Кассиль открытие перспективы шес­тилетним Колей Дмитриевым (очень талантливым мальчиком, прожившем всего 15 лет). «Сколько раз Коля бился над тем, чтобы рельсы на его рисунке уходили вдаль, чтобы туда же убе­гали провода на телеграфных столбах, как это бывает на самом деле... Но ничего не получалось. Рельсы со шпалами вставали у него торчком поперек рисунка, как лестница, или перегоражи-


вали его вдоль, словно частокол... Но вот сегодня, когда Коля рассказывал Женьке и Катюшке свою «придумку» и стал чер­тить пути от станции, он вдруг на какое-то мгновенье, сперва ослепившее, но тут же словно сделавшее его необычайно зор­ким, увидел, что линии путей, уходя вдаль, сближаются... От­крытие так поразило его, что он поскорее стер, затоптал рису­нок на песке. Ему было уже не до рассказа. Хотелось скорее по­бежать домой, уединиться и повторить это чудесное открытие на бумаге, но его позвали «на музыку». Когда упражнения были сыграны, бросился в свой уголок... И вот сейчас с лихорадоч­ной поспешностью, с азартом и сосредоточенностью настоя­щего исследователя Коля наносил давешний рисунок уже на бумагу — и чудо повторялось! Бумага словно прогнулась посре­дине, там, где Коля прочертил край земли. Коля нарисовал солнце, и оно выходило теперь оттуда, из неожиданно и чудес­но возникшей глубины, из непостижимо образовавшейся дали дальней, и туда убегали рельсы, туда тянулись провода, и все сходилось в одной точке. Ему захотелось поделиться своим от­крытием с родителями. Кто знает, вдруг это совсем не так?

— Тебе кто-нибудь показал? Или сам? — спросила мама.

— Ну мам, конечно, сам!»1

Итак, в рисунках обоих мальчиков появилось новое — изоб­ражение перспективы. Это значительное достижение, если учи­тывать, что маленьким художникам всего по шесть лет. Но при­шли они к нему по-разному. У Коли Дмитриева открытие перс­пективы — результат собственного творческого поиска. Сколько раз он пытался нарисовать убегающие вдаль рельсы, и не полу­чалось, и вдруг — идея! И переживание чуда! Быть может, и у Вали Серова случилось бы так же, ведь он тоже любил наблю­дать и рисовать и привносить новые элементы в рисунки и быс­тро схватил суть объяснений, но мама опередила его самостоя­тельный поиск, поспешила объяснить закон перспективы.

Следовательно, анализ творческих работ детей не будет пол­ным без рассмотрения самого процесса творческой деятельности.

Нередко работы творческих детей ставят педагогов, родите­лей в тупик. Они не знают, как правильно относиться, как оце­нивать «творения», столь не похожие на работы других детей.

Дениске идет четвертый год, и главная его особенность — в стремлении к творческим преобразованиям. На занятиях аппли­кацией в детском саду все дети сначала выкладывали детали снеговика на листе бумаги, а потом приклеивали. Денис быстро правильно расположил детали, но приклеил в обратном поряд-

1 Кассиль Л. Ранний восход.- М., 1953.- С.17-18.


 


54


55


ке: его снеговик стоял на голове. На замечание воспитателя он ответил: «Да, сделал не так», — но переделывать не стал.

— Почему же ты заставляешь своего снеговика стоять на го­
лове?

— Я не заставляю, он сам хочет. Ведь он ни бегать, ни пры­
гать не может!

Дениске стало жалко снеговика, и он придумал, как по­мочь, как сделать жизнь снежного человека интереснее.

На конструировании дети освоили постройку моста и полу­чили задание каждому построить свой мост. У всех получились хоть и разные по длине, высоте, но мосты, только у Дениски что-то совсем другое.

— Это мост? — спросила воспитательница.

— Нет, корабль.

— Но ведь задание было: придумать и построить мост. У тебя
раньше так хорошо получалось.

— Это я через маленькие речки мосты строил, а когда боль­
шая река — мост трудно строить, лучше — корабль, он грузы
перевезет и людей.

Оказывается, Денис представил себе огромную реку. Но чтобы построить мост через большую реку, деталей конструк­тора, по мнению Дениса, не хватило бы. Вот он и решил пост­роить корабль.

Если работы Дениса оценивать формально, то результаты будут ниже, чем у других детей. Ведь его постройки, поделки, рисунки частично или полностью не соответствуют заданию. Но воспитатели заметили, что Денис быстро схватывает программ­ный материал, правильно понимает и его, и задания воспита­теля, но в то же время как будто всегда играет и в выполнение задания тоже вносит элемент игры. У него богатое воображение. Он видит и решает проблемы там, где, казалось бы, их быть не должно. (А вам никогда не приходила в голову мысль, что у сне­говиков действительно грустная участь: вокруг все бегают, иг­рают в снежки, а тут только стой и жди, когда кто-нибудь тебя развалит или солнце растопит?)

Воспитатели мудро поступают в отношении творческих про­явлений этого мальчика: они не заставляют его переделывать, чтобы было как у всех, пытаются выяснить причины «нов­шеств», часто предлагают ему индивидуальные задания, стиму­лирующие развитие творчества.

Задание .Присмотритесь внимательнее к работам своего ребен­ка или воспитанника и попытайтесь оценить:

56


необычность, новизну творческого замысла, способа, средств его воплощения:

выразительность, оформленность, законченность ра­боты;

разнообразие использованного материала; частоту появления оригинальных работ. Сравните с более ранними работами (если они сохра­нились). В чем вы видите различия?

Взрослые открывают для себя много нового в ребенке, когда начинают рассматривать его работы не с точки зрения их совершенства, а с позиций принятия, понимания пусть даже небольшого, но прогресса в раскрытии творческих воз­можностей.

Если творческий потенциал проявляется очень ярко в ка­кой-либо специальной области знания, деятельности (музыка, танцы, математика), родителям и воспитателям бывает трудно самостоятельно оценить его развитие. Возникает необходимость обратиться к профессионалам в этой области. Они могут пред­ложить ребенку специальные диагностические задания.

§ 8. Выявление интеллектуального потенциала

Ученые считают, что для творчества необходим определен­ный уровень развития интеллекта. Чаще всего они уточняют при этом: выше среднего, но не сверхвысокий.

Интеллект выступает одной из составляющих творчества. Поэтому при диагностике одаренности информативны резуль­таты выявления интеллектуального потенциала.

Неординарные умственные возможности ребенка раскрыва­ются в процессе систематического наблюдения за его развити­ем: он сравнительно рано (в три-четыре года) овладевает навы­ками чтения и счета; легко устанавливает связи между различ­ными явлениями, фактами; понимает сложные для его возраста определения, отношения; склонен к серьезным размышлени­ям; проявляет способность к концентрации, сохранению вни­мания в течение большего периода времени, чем его ровесни­ки; легко схватывает и удерживает большое количество инфор­мации; лучше и больше запоминает подробностей, чем другие дети. У такого ребенка большой словарный запас, он много зна­ет, поражает логичностью суждений. Но все это характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. А раньше что-то может указать на будущую одаренность?

57


Развитие рече-мыслительной деятельности малыша в пер­вые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предме­ты и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимания слов. Следовательно, если малыш доволь­но рано начинает хорошо ползать, ходить, бегать, легко мани­пулирует мелкими предметами (карандашом, кисточкой), зна­чит, более активно идет ознакомление с окружающим, созда­ются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы.

Психолог Н.СЛейтес писал о детях с опережающим интел­лектуальным развитием, что у них повышенная склонность к умственной деятельности. Чтобы опередить сверстников на не­сколько лет в умственном развитии, им потребовалось проде­лать большую умственную работу. Их отличает большая работо­способность, им чужды скука и лень.

Однако наличие общих черт не отрицает их различий по ряду параметров, например по динамическим характеристикам умственной деятельности (что выражается в быстроте переклю­чений, темпе, ритме мыслительной деятельности), по личнос­тным чертам (уверенность, напористость).

В.С.Юркевич, много лет занимающаяся проблемой ода­ренности, считает, что основным ее критерием является от­ношение к умственной деятельности. Существует много раз­ных диагностических заданий, дети по-разному их выполня­ют, но если ребенок радуется трудной задаче, проявляет к ней большой интерес, у него значительно больше шансов быть отнесенным к группе одаренных. Высокая познаватель­ная активность — первый признак одаренности — может быть выявлена разными способами. Главное, чтобы задания заклю­чали в себе возможность получения ребенком интересной ин­формации.

Задание .Если у вашего ребенка (от трех до семи лет) не отме­чается особого опережения в умственном развитии, но вы хотели бы убедиться в его сообразительности и рассудительности, предложите ему следующие задания:

а) на классификацию и обобщение предметов (опреде­
лите, на какие признаки он опирается, выделяет ли су­
щественные, как объясняет);

б) на установление причинно-следственных связей по
серии сюжетных картинок (определите, способен ли
ребенок понимать последовательность событий, их

58


связь и отношения, составлять последовательный рас­сказ по серии картинок, рассуждать); в) на понимание причинности физического явления, на­пример плавания предметов (определите возможность ребенка предполагать причину явления, способность ло­гически мыслить и рассуждать).

Способности для решения этих задач должны быть развиты к концу дошкольного возраста. Но с помощью взрослого с такими заданиями справляются и младшие дети. Обратите внимание на сам поиск решения: ка­кие способы выбирает ребенок, насколько они осознан­ны, как он реагирует на критику, подсказку, как исполь­зует имеющийся или появившийся опыт решения в по­хожей ситуации.

Даже если ребенок предложит неверный ответ, по его стремлению справиться с заданием, по действиям и ин­формации, которые он использует для этого, вы соста­вите мнение о сообразительности, интеллектуальных возможностях ребенка.

§ 9. Как сделать оценку дарования более объективной и точной

Много информации о развитии малыша можно получить, наблюдая за ним, беседуя с ним на разные темы, изучая дет­ские работы, решая с ним познавательные задачки, а также размышляя над анкетами, опросниками. Но у всей этой ин­формации есть один недостаток — она во многом субъективна. Заинтересованным взрослым — родителям, воспитателям, пе-1агогам — невозможно стать беспристрастными посторонними

I

наблюдателями. Да это и не нужно, ведь для раскрытия даро­вания ребенку необходимы в первую очередь внимание, пони­мание и участие взрослых. Тогда как быть с точностью оцени­вания?

Родители, оценивая своего ребенка, как правило, сравни­вают его со старшими братом или сестрой, с детьми родствен­ное или соседей. В более выгодном положении оказывается аоспитатель детского сада: возможности сравнения данного ре-" гнка с другими значительно расширяются. И тем не менее при < еобходимости более точной оценки возможностей ребенка и эдители, и педагоги чаще всего стремятся обратиться к специ-шсту— детскому психологу.

59


 


 

продуктивность (йеглость, скорость) — отражает способ­ность к порождению боольшого числа идей, выраженных словес­но или в виде рисункоев, и измеряется числом ответов, соответ­ствующих требованиям задания;

гибкость — характеризует способность выдвигать разнообраз­ные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

оригинальность — предполагает способность к выдвижению новых, необычных, неочевидных идей;

разработанность (степень детализации ответов) — характери­зует способность наилучшим образом воплотить идею, замысел.

Подчеркнем, что серьезные, стандартизированные тесто­вые методики требу/ют от применяющего их специальной подготовки и опыта диагностической работы. Поэтому во из­бежание ошибок в тестовом обследовании и интерпретации его результатов (что,, как правило, оказывается весьма слож­ным делом) допустимо ограничиться предложением отдель­ных заданий (функциональные пробы) на внимание, память, абстрактное мышление, развитие речи, воображение и т.д. Естественно, точноспь оценки снизится, но развитию ребен­ка не будет нанесен вред из-за неправильного заключения психолога.

Е.И.Щебланова— специалист в области диагностики дет­ской одаренности — КЕЫделяет тесты лишь как один из источни­ков сведений, необходимых для принятия решения о наличии дарования. Чем больше источников информации о ребенке (на­блюдения, опросы,; анализ работ) будет использовано, тем правильнее и точнее (эудут решения.

Комплексность, многогранность понятия одаренности пред­полагает и комплексный подход к ее диагностике. Выделения одной какой-либо характеристики или качества, а также ис­пользования одного ] какого-то диагностического метода недо­статочно для объективной и точной оценки способностей ре­бенка-дошкольника.

§ 10. Составление психологической характеристики

Представить поллую картину развития ребенка и его ода­ренности поможет составление психологической характеристи­ки. Она достаточно проста в заполнении и последующем ис­пользовании, что осообенно ценно для практики. В детских до­школьных учреждениях принято ведение медицинской карты, где содержатся сведения о прививках, болезнях, перенесенных ребенком, фиксируются результаты медицинских осмотров.

64


Возможно, со временем получит распространение и психологи­ческая карта или характеристика, ведь психическое развитие не менее важно, чем физическое.

Заполнять такую характеристику может психолог или педа­гог на основе наблюдений за ребенком, бесед с родителями, воспитателями, самим ребенком, анализа процесса и результа­тов творческих видов деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.