Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к устному выступлению






Подготовка к выступлению на семинарском занятии, ответу на экзамене, защите реферата, докладу на студенческой научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме излагать суть вопроса.

Любое выступление требует предварительной самостоятельной работы над темой: библиографического поиска, изучения литературы, написания текста. Кроме того, есть общие рекомендации по подготовке текста и особенностям передачи информации во время устного выступления.

Студентам рекомендуется готовить текст своего сообщения, для того чтобы в момент выступления не потерять логику изложения материала и не забыть точную формулировку, определение или дату.

При подготовке текста необходимо отобрать нужный материал, детально продумать структуру и стиль выступления. Разумеется, использование текста не означает его прочтение, когда выступающий не отрывает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление и невысоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта выступления особенно рельефно проявляется у отдельных студентов во время ответа на экзамене.

Надо иметь в виду, что устная речь отличается от письменной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лишена особенностей, характерных для устной речи: интонаций, жестов, мимики.

По мере накопления опыта выступлений можно дополнительно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться только планом-конспектом.

Студентам рекомендуется предварительно «проговаривать» текст выступления, с тем чтобы постепенно приучить себя, не пользуясь текстом, говорить свободно и выразительно.

Из специфических навыков и умений, которыми должны овладеть студенты, наиболее важны навыки устной речи и распределения внимания.

Навык устной речи – это способность свободно выражать свою мысль, доходчиво и убедительно излагать материал. Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие слова и словосочетания, как: «следовательно», «таким образом», «итак» и т.д. Очень сильно портят впечатление от выступления слова «паразиты» – «вот», «ну», «так» и т.д.

Навык распределения внимания связан с необходимостью следить за собственной речью, подбирать нужные слова, вспоминать формулировки, пользоваться планом-конспектом и следить за реакцией аудитории – как твое выступление воспринимает преподаватель и студенты вашей группы. Со временем у активно работающего студента формируется опережающее мышление, когда развивая одни положения, выступающий думает о следующих и переходит к их изложению без заметного интервала. Такое мышление позволяет, не теряя логическую нить рассуждений, не забывать факты, которые надо сообщить, выводы, которые следует сделать.

Ошибки, которые наиболее часто встречаются в выступлениях студентов:

– неумение правильно распределять материал по времени (когда, например, вводная часть гораздо больше, чем основная);

– потеря главной сути вопроса или логики рассуждения (когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются затруднения с подведением итога сказанного);

– повторы в изложении материала (студент, не закончив одно положение, переходит к другому, затем снова возвращается к первому и т.д.).

Мастерство публичного выступления приобретается не сразу, требуется серьезная и систематическая работа студента и помощь преподавателя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.