Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и понятие педагогической технологии.






Аудиторные занятия

по курсу «Педагогические технологии»

Тема 1.

Сущность и понятие педагогической технологии.

1.1.1.Технологические тенденции в образовании.

Образовательные технологии, применяемые в педагогическом процессе школы, имеют педагогическую, методологическую основу и синонимичны наиболее часто используемому понятию педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие предпочтения.

«Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

«Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

«Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса».

«Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

«Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния».

«Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы».

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей».

«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая технология – это «исследования» с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

«Под педагогической технологией понимается набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями».

«Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов».

«Педагогическая технология – понятие, соотносимое с педагогической деятельностью, поскольку отражает логику ее целеполагания, содержания, подбора средств, способов, методов, а также обусловливает качество ее результатов».

«Педагогическая технология - процесс традиционного обучения, состоящего из следующих звеньев: точные цели – обучение – результаты».

1.1.2.Общее понятие технологии обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Таким образом, педагогическая технология имеет следующие общие аспекты, которые встречаются в определениях всех авторов:

1. совокупность приемов, методов, средств обучения и воспитания;

2. обеспечение эффективности поставленных целей;

3. техника реализации педагогического процесса и частные аспекты, такие как: обеспечивает качество результатов деятельности; является составной частью дидактической системы.

Понятие «педагогическая технология» имеет различное толкование не по сути, а по содержанию. Обусловлено это контекстом его применения: педагогической системы, технологии образования, технологии обучения и др. В каком бы контексте не использовался термин «педагогическая технология» основу ее всегда составляют объективные принципы, отражающие закономерные зависимости и взаимосвязи объективных и субъективных факторов развития образовательного процесса и личности человека.

Таким образом, понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике.

Педагогическая технология как совокупность отлаженных методов и приемов, доведенная до степени мастерства и даже искусства сама по себе не обеспечивает качественный результат. Педагогическая техника, не отражающая логики построения образовательного процесса, не учитывающая принципы развития личности, обеспечивает лишь внешний эффект деятельности педагога, но не эффективность, критерием которой выступает качество как характеристика уровня личностных достижений учащихся [23].

Выбор технологии преподавания осуществляется преподавателем на основе его личных педагогических убеждений, а технология обучения осуществляет индивидуальный стиль его педагогической деятельности. Однако технологии, как некие совокупности, ориентированные на достижение определенных целей, отдающие предпочтение тем или иным формам, методам и средствам обучения, обеспечивающим высокую эффективность достижения этих целей, могут выступать и как самостоятельные дидактические системы.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1. Научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2.Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3. Процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

1. Концептуальная основа, т.е. каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философско-психологическое обоснование достижения образовательных целей.

2. Содержательная часть обучения:

- цели обучения – общие и конкретные;

- содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть – технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Современные педагогические технологии существуют на конкретных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм, средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь в структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательные части технологии образования адекватно отражают друг друга.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и основными элементами являются:

· Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

· Наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;

· Передовой педагогический опыт;

· Народная педагогика (этнопедагогика).

 


1.1.3.Основные качества современных педагогических технологий.

 

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп:

· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принужденного.

· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.

· По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающиеи молораспространенные – нейролингвистические и суггестивные.

· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

· По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые и частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

· По типу организации и управления познавательной деятельностью Г.К. Селевко предложена такая классификация педагогических технологий. Взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по Г.К. Селевко – дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление разомкнутое,

рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.


1.1.4.Преимущества технологий.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичном использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

а) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

г) гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-объектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта. Идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательным) знании – Истине и путях, ведущих к ней.


1.1.5.Особенности технологии обучения.

· По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на

усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения

предметов, гимназийского, лицейского, специального

образования);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

· По направлению модернизации существующей традиционной системы:

1) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с профессиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета.

2) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова).

3) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Например, игровые технологии, проблемное обучение.

4) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала. Например, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича.

5) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: технология Монтессори М., обучение по Л.Н. Толстому.

6) Альтернативные: Вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе.

7) Комплексные политехнологии: «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.