Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манускрипты-дневники Е.И.Рерих. Считаю, нужно замечать все подробности о Н

 

Тетрадь 26

28.06.1928-10.11.1928[1]

 

——

 

Индия - Дарджилинг

 

28 июня

 

Беседа.

Считаю, нужно замечать все подробности о Н... Мы знаем немного языков, но понимание сущего дает способы понимания.

Почему ощущаю такое горение, как бы жжение, в сердце?

– Огонь чаши, ибо речь идет о понимании духом. Состояние уплотненного астрала нельзя назвать ни жизнью, ни смертью, но бытием. Истинно, люди должны стремиться к бытию! Всеми мерами пытаемся развить в людях понимание нового состояния астрала. Можно побыть у Нас в физическом теле для Учения, но не для людей. Нельзя людям представить все сущее.

Верят ли в Индии в существование Гималайск[их] Братьев – Махатм?

– Не многие, в Индии сочетание с Дэвами смущает умы.

Кого называют они Дэвами?

– Стихийных духов.

Откуда пришло такое обожествление стихий?

– Первоначально из страха.

Завтра скажу о магнитах. Теперь так много притекающих обстоятельств, что нельзя лишиться главных работников. Явление Дома унизилось бы без вас. Города основание немыслимо без вас!

 

29 июня

 

Вы ставите светоч, и немедленно из тьмы устремляется к нему множество насекомых. Вы утверждаете психическую энергию, и немедленно к ней прикладываются различные обстоятельства – малые и великие, далекие и близкие. Психическая энергия является настоящим магнитом. Многие будут удивлены узнать, что магнит металла и психическая энергия движимы одной энергией. Эта основная энергия сознания распространяется стихией огня во всем. Иногда она неуловима, но часто или космически устремлена, или собрана развитым сознанием, и тогда даже неглубокое наблюдение может установить явные следствия. Так можно соединить самые противоположные области к одному источнику. Как понять, что при обширном числе мировых энергий, некоторые из них действуют на неожиданные центры, тем соединяя различные царства природы. Так камень приближается к человеческому сознанию.

Конечно, современная наука уклоняется объяснить сущность магнита. Волны сознания, как поток океана, начертывают в пространстве образы созидания. Мало наблюдаются магнитные токи в самых различных сущностях, но массовая мысль человечества уже знакома.

Как зараза от невидимой причины разносятся одинаковые мысли; нечто их собирает, направляет и усиливает. Те, кто помещали магнит над теменем для углубления сознания, знали остатки великого Учения. Собирая магнитные волны из различных областей, они усиливали запас своей психической энергии. Можно действительно объединить несколько токов и получить обновление сознания. Для этого прежде всего нужно научиться допускать – это первое условие для развития сознания.

Теперь другое. Конечно, ливни не хороши. Нужно осторожно переждать это время (для опыта).

 

30 июня

 

Беседа.

Правильно считать посвящение, медитацию и концентрации отсталыми[2] понятиями, ибо эти понятия [должны быть выражены] в действиях. Вся искусственная магия должна быть забыта.

Думающий о храмах себе не может творить будущее (Кришнамурти). Называющий себя путем мира приносит раздор и смущение. Принявший название великого Учителя не может быть Учителем. Можно сказать – готов пройти всякий путь, но никто не называл свой путь великим.

Пробуждение устремления в народах возможно при токе энергии сознания, но самое трудное, чтобы сознание направилось по руслу эволюции. Для этого, прежде всего, нужно уничтожить условности пережитков. Говорили об отсутствии стремления в народах Азии, в Индии.

 

1 июля

 

Огорчился Хранитель Семи Врат: «Даю людям нескончаемый поток чудес, но они не распознают их. Даю новые звезды, но свет их не изменяет человеческое мышление. Погружаю в глубину вод целые страны, но молчит сознание человеческое. Возношу горы и Учения Истины, но даже головы людей не обращаются к зову. Посылаю войны и мор, но даже ужас не заставляет людей помыслить. Посылаю радость знания, но люди делают из священной трапезы похлебку. Нет у Меня знаков, чтоб отвратить человечество от гибели».

Сказал Хранителю Высший: «Когда Строитель закладывает здание, разве Он оповещает всех работающих на постройке? Меньшая часть знает о решенных размерах, только нескольким доверено назначение здания. Те, кто роют камни прежних оснований, не вместят даже одно основание новое. Не может этим огорчаться Строитель, если в облике работающих нет знания о сущности его замысла. Он только может соответственно распределять работу. Также и в сознании людей будем знать, что невмещающие и невнимающие могут исполнить лишь низшую работу. Пусть один понявший утвердится как сто тысяч мудрецов. И знаки развернутся для него как начертания».

Теперь другое. Посылаю многие знаки, можно наблюдать, как соединяются краски новой мозаики. Не возражайте посланным в разных одеждах, они одинаково полезны. Какую картину можно закончить, не приложив все краски?

Можно взять новую помощницу с собою.

Какие лучи направлены были сегодня ночью?

– Для укрепления сердца – лучи аппарата.

Но Учит[ель] говорил, что сердце не поддается оккультному лечению?

– Не все лучи оккультны.

Кто направляет эти лучи?

– Брат В. при Мне.

 

2 июля

 

Беседа.

Гора Белая, Гора, познавшая, откуда вода белая пошла. Пошлет Гора камни Катуни. Сносят камни берега белые, разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью Катунь, идет война. Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье? Возьму посох кедра, окручусь белою одеждою, подымусь на Белую Гору, у нее спрошу – откуда пошла белая вода? От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин, за ними светится Гора Белая! Камень ли горит? Тайна обозначилась. Пойдем, Братья, на тот Свет сияющий. Невиданное увидено, неслыханное услышано. На Белой Горе стоит Град, звон слышен, петух в срок закричал. Удалимся в город и послушаем Книгу Великую!

Вопрос о теософ[ских] книгах. – Писание этих книг не больше мудрости аптекаря.

Сознание делится по стихиям. Некоторые части сознания люди очеловечили. Огонь везде, но как основа. Сознание делится по стихиям, и можно заметить признаки различия только в сознании. При стихии воздуха можно заметить непостоянство. Вода особенно характерна для предательства. Земля – неподвижность.

 

3 июля

 

Могут спросить – как понимать благотворность препятствий, если психическая энергия, как магнит, собирает все преимущества? Правда, когда большой корабль ускоряет ход, то сила противодействия волн увеличивается. Многие препятствия вызываются нашим стремлением. Тот же процесс привлекает к нам неожиданные части противоположной воли. Будут они очень сильны, тогда и наш удар развивается соответственно. Главное, чтоб встречные токи были сильны, ибо тогда происходит наше воспламенение.

Считайте воспламенение полезным и возгорание опасным. Называю воспламенением, когда сохраняется кристалл облика пламени центра; возгоранием, когда центр вспыхивает пожару подобно. Когда говорят, что кто-то подавлен обстоятельствами, будьте уверены, что он шел без воспламенения и при столкновении его сознание смутилось. Иногда трудно распознать мгновение смущения, но оно отравляет все последующие действия. Но, когда тверд ход, тогда благотворны противодействия. Они рождают молнию, и гром потрясает далекие горы. Из ничтожного родится ничтожность. Потому, отпуская в путь, заповедайте отвращение к ничтожному. Будущее складывается молниями сознания, сила этих искр зависит от противодействия. Потому удача не есть плавание в домашней лоханке в заросшем пруду.

Когда Мы говорим: «Плывите!» – значит, испытайте океан. Громады волн дадут вам радость. Испытание крепости не есть ли просто рост сил? Делаете невозможное, когда идете над пропастью. Но вы уже шли над пропастями и улыбались. Видите, что говорю не о мечтаниях, но о том, что уже применено и чему есть свидетели.

Отвага есть лишь знание пути, иначе каждый открывающий запертую дверь уже храбрец. Что ждет его за порогом? Но Агни-йог при этом улыбается.

 

4 июля

 

Беседа.

Согласен отменить твердое правило.

Думаю, Лад[ен Ла][3] может быть полезен. Учитель очень занят теперь проблемой Китая. Сейчас в нем нет преобладающего идеала.

Явление щита Моего может усилиться, если будет вложено много доверия в каждое действие. Учение – сейчас единственное общее прибежище. Ритм жизни может уясниться лишь Учением на вековом опыте, но надо приложить Учение к жизни.

Что за опыт, о котором я слышала ночью?

– Опыт соответствия сознания с лечением болезни. Усмотрено, что различия сознания действуют на ход болезни. Не только сила сознания, но качество его помогает упрочить лечение.

Как мне трудно переносить вторжение людей в мою комнату!

– Это одно из оснований для работы, потому даже на фабриках нужно подбирать группы людей. Переживание нахождения среди несвойственных аур в пути делают сейчас особенно чувствительным вторжения при работе.

Трудно остановить эти вторжения!

– Сошлись на Учителя.

 

5 июля

 

Утвердим понятие рук человеческих. Почему настаиваем на необходимости действовать руками человеческими? Казалось, легче было бы прибавить к возможностям человечества несколько тонких энергий. Но опять сущность вопроса лежит в сознании. Покуда тонкие энергии не осознаны, они не будут полезны людям. Нужно понять, что непринятая энергия в сознание может быть даже разрушительна; как необузданная стихия, может подавить все окружающее неосознанная энергия. Ведь осознание есть уже почти овладение и, во всяком случае, уже соизмерение. Пока человечество [не] начнет осознавать сущность энергии, необходимо настаивать на основании руками человеческими.

Не отнимаем возможности, но даем выход из настоящего состояния. Привыкать пора к необозримому, к ряду несказуемых энергий, близких к Нам. Если соль находится на столе, это не значит, что мы уже ощутили вкус ее.

Теперь другое. Показали Христу изображение, привезенное из дальней страны. На ладонях и на ступнях было видно изображение раскрытого глаза.

Спросили: «Суеверие ли это? Можно ли видеть рукой или ступней?» Учитель сказал: «Истинно, научаемся видеть рукою и ногою. Будет ли знать сущность недвижный? Как сложится убеждение наше на языке, если не приложим руки? Дух наш на земле переносим ступнями».

Учитель добавил: «Мудрые люди дали это изображение, чтоб напомнить о сущности вещей», – и еще добавил: «Не похожи ли эти глаза на открытые раны? Истинно, истинно, через открытые раны приходит свет».

Теперь др[угое]. Рад, что вы не называете людей сорными травами. Ценно прикладывать каждый камень к постройке. Довольно.

Имел ли L[aden] La видение, о котором говорил?

– Да.

Была ли это Тара?

– Из Докиуда сотрудница.

По какой причине было это видение?

– Когда нужно дать память на дорогу. Увидев, он поймет многое.

 

6 июля

 

Беседа.

Почему мне сейчас трудно писать письма?

– Причина в том, что пришла пора, когда письма должны быть как знаки необычайности. Теперь именно удобное время получить внимание (Америки и Евр[опы]). Мы также довольны, ибо происходящее в Америке есть удачный опыт нового приложения энергии, начало действия соединения сознания. Ибо пора дать объединение идей Учения с практикой. Но будет и в Городе, если Город будет прообразом будущих городов. Американские дела есть приближение к Городу.

Что означает слышанное мною слово сензарское Azul?

– Учение об отказе от желаний. Много понятий нужно осветить со стороны Йоги.

 

7 июля

 

Можно ли пребывать без желаний, ибо даже воплощается дух по желанию? Желания подобны искрам движения. Тогда, что значит, когда йог освобождается от желаний? Будем брать точное значение слов. Йог освобождается не от возможности желаний, но от гнета желаний. Он чувствует себя свободным, ибо не порабощен желаниями. На пути целесообразности йог соизмеримо оставляет желания во имя более насущного. Эта легкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению.

Именно неподвижное, мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Никто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносит заразу желаний, и человек, вместо движения, теряет всякую подвижность. Посмотрите на стоящих у стены плача, что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир! Как червь, высосало желание их энергию.

Желание – червь и цепи. Желание – искры и крылья. Освобожденный летит в познавании. Порабощенный рыдает в отчаянии.

Многие понятия в жизни неуничтожаемы, но должны быть возвращены к их истинному значению. Также и понятие одиночества. Нигде не сказано, что йог должен быть телесно одинок, но духом одиночество неизбежно. Отдавая себя, он кристаллизирует свою самость, и чем больше он отдает, тем больше он не тронут.

Также должны пересмотреть соотношения звука и цвета. Степень развития психической энергии называется светоносной, в ней существо начинает излучать свет. Это световое звучание есть степень приближения к познанию дальних миров.

Замечайте зеленый цвет, он есть познание сущности. Также неожиданно собирается из пространства наслоение и других сил, и явление излучений цвета – как мост к пространственному огню.

Отдающий, как пламя, нерушим! Наполняющийся светом к свету стремится!

Я видела чудесный зеленый свет, покоившийся на абсолютной тьме.

– Замечай цвета. Зеленый есть сущность. Сущность всегда противоположна абсолютной тьме.

Что это за желтый свет, большими пятнами покрывший мои руки, но он был не очень золотист.

– Желтый свет недурен – эманации интеллекта. Нужно помнить, что эманации всегда темнеют, входя в сочетание с воздухом. Существует закон противоположений.

 

8 июля

 

Беседа.

Почему, ощущая выход психической энергии, я не сознаю, куда она потребовалась?

– Не важно, когда ментал работает как водопад.

«Пламенный сказал князю тьмы: «Ты отравил воздух, ты загрязнил воды, ты истощил землю, но к огню ты не прикоснулся, и огонь не тронут тобою. И огонь будет жечь тебя, как свет тьму поражает. Не устанет великое пламя, и не дерзнешь выйти из обиталища своего. Призову из пространства новые огни, и они иссушат дела твои. Как трещины бесплодные, как кости истлевшие, так будешь уничтожен, изгнан, отступишь. Стена пламенная подвинется, и не найдешь в ней следов своих. Охранено пламя дальними мирами. Не можешь отравить, загрязнить и истощить его. Соберу род пламенный, рожденные огнем, они не поддадутся, и смущенные тобою воды не зальют их горение. Князь Тьмы, бойся огня»».

Почему я испытываю такое напряжение в центр[е] ж[елудка]?

– Они связаны с огнями. Свет получает фосфор из центра желудка.

Что означает видение зеленого цвета?

– Соединение с органическим развитием. Учитель и организм: Учитель лишь вызывает функции организма, и трудно ожидать другие, когда синтез.

Чем могу помочь?

– Сознанием, что все идет хорошо.

Почему в Амер[ике] видения были часто яснее и крупнее размерами?

– Тогда были Наши посылки, теперь же самодеятельность. Но чуткость велика, и ничто не ускользает.

Что означ[ает] Оягабад?

– Жизненный дом.

Аланум?

– Дар чистого сердца.

Бэнегония?

– Здоровый род.

Правильно ли я поняла, что Уч[итель] К[oot-] Н[oomi] сказал, что цветы мне уже не нужны?

– Да, уже не нужны.

Что хотел сказать Уч[итель] К[oot-]Н[oomi]: «with your insight in...» [англ.: с твоим пониманием...]?

– О преданности, которая наполняет все существо твое.

 

9 июля

 

Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира. Опять то же противоположение – поймет их йог. Он поймет ценность воздержания и сочетает ее с ненасытностью. Герой, истинно, ненасытен в подвиге, он не отрывается от земли, действуя для духа. Неудержим и неотступен, не покинет начатое и не начнет себе принадлежащее.

Явим сознание, чтоб отличить свое довольство от прилежания Общему Благу. Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутренние побуждения. Лишь большое сознание может не обращать внимание на толкающие суждения.

Логика отравила многие слова. Решение истекает из обмена слов, но не из смысла. Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. По Учению проходят, как по плитам узорного пола. Во тьме не виден узор – нужен свет для распознания. В темноте представляется узор несущественным, пригодным для танца легкомыслия. Наиболее освященные символы могут попираться ногами незнания.

Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга, стала радость отказа для Учителя.

«Владыко, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!»

Теперь другое. Рад, что оцениваете дела в Америке. Вся необычность – как радуга удачи. Можно ждать успеха!

 

10 июля

 

Беседа.

Если верите в большом, то должны и в малом.

«Утверждаю, что Учение вышло из Бодхи-Гайя[4] и вернется туда. Когда шествие с Изображением Шамбалы пойдет по землям Будды и вернется к Первоисточнику, тогда наступит время произнесения священного слова Шамбала. Тогда можно получить пользу даже от произношения этого слова. Тогда мысль о Шамбале даст пищу. Тогда утверждение Шамбалы станет началом всех действий и закончится удача благодарностью Шамбале. И великое и малое проникнется понятием Учения. Священная Шамбала изображается среди мечей и копий в непобедимом доспехе. Торжественно утверждаю – Непобедима Шамбала! Завершился круг несения Изображения – в местах Будды, в местах Майтрейи пронесено Изображение, «Калагия» произнесено. Как знамя, развернулось Изображение». Сказанное так же верно, как под камнем Гума лежит пророчество о Священной Шамбале».

Перевод ламою Гешэ слова Калагия правильно ли?

– Именно, взято из Сензара как наименования подвига.

Черный орел и Наш посланник – явление на память вашим сотрудникам.

Сказала ли я что-либо лишнее Mrs F..?

– Нет.

Я стараюсь расширить ей представление, чтобы меньше было огорчений!

– Мудро сказано.

Какое странное выявление рассказано ею, неужели Уч[итель] применяет подобный способ лечения?

– Сама себя окружала, Мы не лечим треугольниками. Зачем геометрия, когда сила в луче!

Она принадлежит к типу, который фр[анцузы] называют «la grande amoureuse» [франц.: великие поклонники].

– Да, но зато эти люди очень успешны в астрале, это стремление к идеалу легко возносит их. Чтобы это явление было вам понятно, упомяну о Сергии.

Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи, и, находя спящих, он шел дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся найти бодрствующего. Также Сергий говорил иногда о Белой горе, но никогда не называл место ее. Когда кто-то стучался неожиданно, братья говорили: «Не Игумен ли?» Сергий говорил: «На Белой Горе живут разные твари, когда им нужно, о двух головах и о пяти ногах. На наших не похожи. Сани там без коней, и для скорости могут летать».

 

11 июля

 

Очень много говорят о препятствиях и очень мало пользуются ими. Понимание приложения препятствий дает радость работе. Но как только показывается препятствие, люди начинают думать о своих ощущениях, забывая, какое преимущество сложилось для них. Люди предпочитают, чтобы все делалось как обычно, старыми мерами. Но Мы предпочитаем неожиданные действия и такие же следствия. Люди счастливы, когда что-то сделалось, как у самых обыкновенных людей, но Мы хотим больших успехов. Учите взвешивать истинный вред и пользу происходящего. Трудно посылать людям токи особой удачи, когда они избегают особых путей. Все мы знаем людей, окруженных довольством, но если бы они знали, чего лишило их довольство! Люди хотят исполнить все ходячие привычки, забывая, что привычки тела внедряют также привычки духа. Дух становится несильным и начинает опасаться смелых действий. Так люди становятся как все, с теми же условными радостями и печалями.

Будем знать радость препятствиям, и что приветствованное препятствие обращается в ускоренную удачу. Но удача эта будет как сеть, переполненная уловом. Так устремим взгляд наш на окружающее и поймем, от каких опасностей избавлены только преданностью Учителю. Но часто мы верим Учителю в больших делах и смущаемся в малых. Часто мы различаем большое препятстие и упускаем из кругозора множество малых. Но малый скорпион поражает не менее большего, если он не замечен.

Орлиный глаз нужен не гору распознать, но малую песчинку.

Теперь другое. Рад посланной телеграмме Bail[ey].[5] Пусть и скрытые убийцы знают вашу осведомленность, и вам угрожали многие нападения. Достаточно намекнуть (чтобы быть убитыми). Весь Тиб[ет] полон вами. Довольно.

 

12 июля

 

Беседа.

Счастье, что вы уже понимаете сущность битвы. Целые полчища вовлечены в бой и не знают, когда отдых и когда опасность. Мошки перед закатом толпятся, но где их цель? Даже не различить, где радость и где тревога? Та мировая битва поглощает все существа. Но не многие понимают значение происходящего. Подождите завтра, – думают люди, но их завтра наступает лишь с полудня.

Когда можно мне начать письма нашим?

– Удумаю, как лучше.

Как ведутся наблюдения в Брат[стве] и знают ли Они все происходящее?

– Конечно, по линии наблюдения, другие ведут подготовительные наблюдения.

Почему Влад[ыка] никогда не упоминает Германию?

– Ибо Германия годна для технических работ. Великая прямота пути обязывает не отягощать себя.

В «Письмах Махатм» есть места, где указано, что утверждения Блав[атской] были справедливы, хотя они шли вразрез с мнением B[rother] Ser[apis] [англ.: Брата Сераписа].

– Нужно было еще более утвердить ее авторитет. Явление Блаватской – пример одиночества.

Почему я слышу сейчас так много одиночных слов, ничем не связанных между собою?

– Но Мы именно теперь сократили выражения. Советую и вам говорить кратко. Это способ выражения в будущем.

 

13 июля

 

Благословенному приписывают следующее. Однажды Он навестил Правителя Раджагрихи. Правитель обратил внимание на чистоту своего приемного покоя. Но Благословенный сказал: «Покажи лучшую[6] чистоту опочивальни, умывальни и очага. Приемный покой осквернен многими недостойными, но там, где творится сознание твое, там пусть будет чисто». И сказал Благословенный: «Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни. Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира. Понявший не может не применить Учения, ибо, понимая целесообразность, он получает его как исход жизни. Не теряйте много времени на согласившихся, пусть сперва покажут применение первого зова». Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим.

Недостойно многократно опускать сосуд в пустой колодезь. Пахарь не понесет зерна на голую скалу. Согласившийся легко примет выгоды, но первым препятствием устрашится. Потому испытывайте препятствиями.

Как тончайшая пряжа, прикасание тонких энергий, но носит тончайшие ткани тот, кто знает их ценность. Так различайте дух готовый и пылающий.

Теперь другое. Можно видеть, как дела Моск[вы] и Тиб[ета] трудны. Не принявший дар духа сохнет. Через еще вечное невежество уничтожают себя темные.

К чему относилось упоминание Оригена сегодня ночью?

– К обсуждению Его сочинений в Америке епископами.

 

14 июля

 

Одиночество духа дает представление о дальнейших формах. Дух Тьмы мыслил: «Как еще крепче привязать человечество к земле? Пусть будут сохранены обычаи и привычки. Ничто так не прикрепляет человечество к обычным обликам, но это средство годно лишь для множества. Гораздо опаснее одиночество, в нем просветляется сознание и созидаются новые построения. Нужно ограничить часы одиночества. Не следует людям оставаться одним, снабжу их отражением, и пусть привыкают к своему облику». Слуги Тьмы принесли людям зеркало.

Но вода дает отражение.

– Вода бежит и не дает неподвижного изображения.

Правда ли что Уч[итель] К[oot-]Н[oomi] появлялся среди гелонгов [7] в людных местах?

– Его идея. Мой Друг даже Меня заставил ездить к людям. Разница в том, что нельзя жить среди людей – Он заболел. Нужно помнить, что в те годы в Тиб[ете] было еще немного людей, но школа детей не могла существовать.

Но возможно ли передать силы неразвитому сознанию?

– Из тех тибетцев ничего не вышло.

Какой национальности Дж[уал] Кул?

– Индус – Его приближение было решено. Многие жизни работал с Нами.

 

15 июля

 

Утверждаю еще раз – Дом[8] в Америке есть очень нужный опыт. Потому не смущайтесь, что беру вашу силу. Пусть общими силами будут уничтожены препятствия. Пусть Беатриса также не забыта, ибо в Доме много занятий. Других русских не вижу. Уявление других удобств для дел будет очень громадно. Только бы не упустили. Учитель видит, как новый Дом внесет новые возможности во все дела. Пора получать прибыль. Все упущения бывшие покроются Домом. Как скала, тверда почва.

Прошу поступить как взрослые. Также развитие Школы неминуемо. Конечно, Л[юмоу] может учить в Школе, и маленькая ученица подрастет, она должна быть в Школе. Нужно привлечь людей для именных комнат. Надо сообщить, что вы желаете комнату Крэна.[9] Также желаете класс Тагора[10] и Зулоага.[11] Тумана Учитель видит много около «Бел[ухи]», [12] но можно найти людей. Труднее с «Пан-Космосом», [13] но пусть в Доме имеется комната. Синдикат пусть имеет в руках все издания. Необходимо еще найти трех работников – директора Дома, директора «Пан-Космоса» и управителя «Бел[ухи]» и «Ур`а».[14] «Corona Mundi»[15] дойдет. Необходимо, чтобы в каждом деле был бы ему преданный человек.

Теперь др[угое]. Удр[ая] может писать Перц[ову].[16] Правильно думаете привлечь Шкляв[ера].[17] Телеграфируйте в Париж – Honorary adviser [англ.: почетный советник].

Только не имею сказать о России. Кто опасен, кто бездействует, кто безволен. Туда не поедем, почти нельзя опереться. Особенно огорчает, что русские мечтают о богадельне. Усвоили легкость отношения к Учителю. Для них Он вроде факира, достающего из-за пазухи деньги. Не привлекают к Учению из стыда и страха. Очень хотели бы видеть вас с прежним количеством денег. Но Америка должна иметь своих работников.

 

16 июля

 

Обратите внимание на датчанку. Будем постепенно собирать людей. Утверждаю, какое значение будет иметь Город для Америки, как место к кислороду. Финч[18] можно даже дать понять, что она может быть полезной работницей.

Почему Вл[адыка] сказал мне: «Сейчас ты подготовлена к смерти»?

– Каждый приблизившийся к Нам представляет себе сущность перехода в другое состояние. Можно сравнить с человеком, научившимся путешествовать. Тогда как неопытный боится переступить край корабля.

Кто назван «Мессалина!»?

– Явление духа, не чуждого земле, явление латышки. Часто руки, проливавшие кровь, хотят умыться.

Владыка, как мне трудно здесь дышать, раньше этого не замечала?

– Но горы с долин легки, но с высот в долины трудно.

Почему действие кундалини сосредоточено сейчас только у основания?

– Предпочитаю не обращать в действие во время сильного давления. Большая сырость в воздухе.

У них должно явиться сознание, что вы лишаете себя многого, чтоб придать им силы (в Америке среди сотрудн[иков]). Истинно, лишь приближение ваше составило перемену в Доме.

Что означ[ает] «Этим утвердишь мощь свою»?

– Фуяма – постоянством и терпением.

Что делать, чтоб избежать раздражения в области позвоночника?

– Лучше перенести на посторонние занятия, переписка нехороша ввиду своей ритмичности.

 

17 июля

 

Как водопад, мчится жизнь, но не многие замечают это движение. Как могила жизнь для тех, кто стремится к покою. Что есть покой? Это понятие изобретено темными. Какую уявленную бережливость проявляют люди, когда говорят о покое. Покой понимают как отдых. Отдых всегда связан с земною радостью, но эта радость безделья не Наша! Когда природа бездействует? Мы, как часть ее, подлежим тому же закону. Можно не бегать все время, но нельзя представить затвор. На сравнении с жизнью любого растения можно дать пример непрестанной деятельности.

Совершенно верно вы заметили, что не возвращаемся к уже обсужденным предметам. Но если проследите Наши обсуждения, то можете заметить восходящую спираль, иначе быть не может. Если хотя бы один раз вы допустите меньшее суждение, оно даст излом спирали. То же будет, если вы перескочите в суждении на большое расстояние – опять произойдет перерыв. Между тем, все линии жизни не могут быть произвольно прерываемы, и это усматривается на каждом явлении. Вопрос лишь в том, может ли суждение восходить постоянно? Конечно, если условимся понимать покой как очищение мышления. Этим избежим главного врага.

Теперь другое. Каждый имеет своего врага. По врагу узнаем значение лица. Как тень зависит от высоты предмета. Не следует особенно заниматься врагами и не следует относиться к ним пренебрежительно. Человек без тени не существует.

Я слышала – «Идите самой высокой – try [англ.: дерзайте]» – к кому относится?

– К вам, идите, как шли до сих пор.

Я не вижу нашей заслуги, если бы все имели то, что мы, кто не устремился бы?

– Пусть пройдут ваши опасности. Лишь доверие доведет до Меня.

– Что означ[ает] «Петрадамус?»

– Предок.

 

18 июля

 

Прочтя старые записи, вижу, сколько изумительных указаний они содержат.

– Лишь после можно судить, насколько все необходимо.

Как диктовалась «Secret Doctr[ine]»?

– Диктование Блаватской обычно сводилось к указыванию материалов.

«Акбар, названный Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый Советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу». И еще говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». Так говорил Акбар, зная ценность врагам». Ни одно Учение не было поднято друзьями. Если враг – тень, то клевета – трубный звук.

Как можете греметь, когда сам адмирал в скрытом забвении! (Относится к моему сну – об адм[ирале] Кедрове). Несчастье в том, что в астральный мир переходят не люди, но служебные чины.

Но родственн[ики] должны еще больше ненавидеть нас?

– Отмечаются сильные посылки злобы.

Необходимо сказать, что в Городе Знания all nationalities are welcomed [англ.: приветствуются все национальности]. Даже мог бы быть молодой Клэвер.

Что означает «Амуру?»

– Полное приложение.

Просила Н[иколая] К[онстантиновича] положить правую руку.

– Десница не ощущается.

Сегодня я очень огорчилась, еще одна способность, видимо, ушла – моя необычная память.

– Не ушли, но изменились.

Мне тяжко сознавать свое ничтожество!

– Нужно уважать Наше мнение.

Плохо представляю себе главу об очищении Учения.

– Ибо нужно просто дать падение Тибета.

Пора привыкнуть, если трудно, то не нужно (писать в Америку). Нужно было послать Указания и привет девочке.

Но я хотела превозмочь свое нежелание писать.

– Не важно превозмогать, сейчас надо близко исполнять Указы.

 

19 июля

 

Сперва приведем беседу о понимающих как устное предание. Значит, очищение Учения будет не только в принятии основ, но и в ведении их в жизнь. Отвлеченное понимание Учения Благословенного невозможно. Насколько оно проникает в жизнь, Мы видели, как целые страны отпадали от Учения, когда оно вместо жизненных применений обращалось в отвлеченные трактаты. Теперь поразительный пример такого извращения и отпадения являет Тибет. Даже Учение Бон-По усилилось как реакция против уродливого извращения Буддизма. Таши-Лама признал невозможным остаться среди предателей Учения. По его примеру отошли из Тибета многие лучшие ламы. Без этих образованных лам Тибет погряз в преступном невежестве. Такая действительность пригодна для наблюдения, как совершается умирание Учения. В то же время можно видеть, какую победу совершает Учение в других странах, где мыслят о приложении основ к жизни. Ту же задачу решают последователи Хинаяны, становясь терпимее. Будда, как Источник, и Майтрейя, как общая надежда, объединят суровых следователей Южного Учения с многообразием Севера. Окончательно выступит наиболее существенное для ближайшего будущего. Вместо расцвечиваний комментариев Учение снова будет приведено в красоту ценности краткой убедительности. Новое время века Майтрейи нуждается в убедительности. Вся жизнь должна быть очищена пламенем подвига! Великий Будда, завещавший Майтрейю, дал путь всего существования. К этим мудрым и ясным заветам зовет явление новой эволюции. Требование очищения Учения не случайно, сроки близятся, Изображение Майтрейи уже готово подняться. Все Будды прошлого сочетали мудрость опыта и передали ее Благословенному Победителю!

Теперь другое. Одобряю сегодняшний визит (предст[авителя] Т[аши-]Лам[ы]). Многое, что неудобно сказать самому Римпоче, он вложил другому. Довольно.

 

20 июля

 

Ф[уяма] говорит мудро. Ф[уяма] говор[ил] о необход[имости] действий Т[аши-]Л[амы]. Именно, теперь для Т[аши-]Л[амы] время действия. Скажите Т[аши-]Л[аме], как помощник Шамбалы может очистить Лх[асу] от нечестивых. Т[аши-]Л[ама] должен заключить договор с Китаем, чтобы войска были не завоевателями, но освободителями. У него будет тайный советник Ам[ерики].

Решено, но прошу точно исполнять Указы.

Приезд Свет[ослава] опозд[ал] с бум[агами] Ам[ерики].

Отличная мысль – выписать все Указы. Завтра скажу о взаимоотношении Учителя и ученика на разных ступенях. Реже на высоких ступенях.

– «Локон»?

– Умиротворение.

Как часто я при полном сознании сознаю себя в разных местах и странах.

– Это очень характерное явление, сперва дух выходит из тела во сне, а потом не требуется особое состояние.

Но почему я вижу себя едущей в лодке, не проще ли сознать себя летящей?

– Сознание ассимилирует движение с принятыми формами. Это – комбинация символов. Нужно оценить символ сознания. Конечно, символ лодки гораздо значительнее современного корабля, ибо лодка больше соответствует опасностям стихий. [Даже в зерне дух подвергается воздействиям стихий, ] потому хорошо быть другом огня всесвязующего. И это состояние неслучайно. Конечно, все движения духа нужны. Пусть лучше привлекательный далекий облик, нежели отталкивающий проповедник. Чуется, что можно найти несколько схожих сочетаний в планетах.

Учитель никогда не умаляет. Можно формулировать, когда сам факт произошел.

 

21 июля

 

Разрешается смысл пониманий разных взаимоотношений Учителя и ученика. Именно, непохожи степени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых степенях и столько ответственности на последующих. Замечено в астральном мире, что обладающие средним сознанием не стремятся в высоту. Среднее состояние избавляет их от мучений, но в то же время не накладывает обязательства самоотверженной работы. То же самое наблюдается в росте духа. Первые зовы и приятны и благостны и состояние опекаемого дитяти неответственно, но сознание растет и дух становится достоин особых поручений. Каждое поручение противоречит ветхому земному разуму и потому сопряжено с трудностями и с опасностями. Истинно, мало кто научается радоваться преодолеванием препятствий, и многие готовы даже пожалеть о прошлом среднем сознании. Указы становятся кратки, и работа зависит от самодеятельности. Друзья становятся редки, и препятствия громоздятся как неприступные горы; между тем как завоевания как будто неощутимы. Воздействия тончайших энергий неочевидны; переходящие, так называемые священные, боли мучительны. Разделение и посылки духа необъяснимы, но выше всего поднимается исполнение желаний Общей Полезности. Расширяется духовное сотрудничество, не ограниченное пространством. Как подражание дальним мирам, изменяется отношение к окружающему, и пространственная работа перестает быть пустым звуком. Начертания поручений становятся радостью и как бы своею неотъемлемою работой – иначе и быть не может. Конечно, эта радость – не козлиные прыжки. Оценка окружающего делает лица строгими, но жизнь преображается, и с вышины наблюдаются кольца земного дракона. Неустрашимость, посланная еще в первом зове, приближает к новым волнам света.

Теперь др[угое]. Одобряю ширину мышления (об Аз[ии]). Конечно, можно найти схожесть с Терезой[19] в начальных посылках духа. Довольно.

 

22 июля

 

Придворный историк Акбара однажды сказал Правителю: «Среди Правителей наблюдаю неразрешимое явление – одни Владыки держались недоступно, вдали от народа, – их свергали за ненужностью; другие входили в жизнь каждого дня – к ним привыкали и свергали за обычность».

Акбар улыбнулся: «Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия». Так решил мудрый Правитель и предуказал будущее – видимый невидимо!

Теперь другое. Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а Буддизм говорил о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетаются подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойство подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизменною. Не вижу противоречий основ Веданты с Буддизмом.

Теперь др[угое]. Правильно, что в Индии имеются представления о привхождении тонких энергий в жизнь. Нужно быть готовым к научному принятию явлений.

Но как могут проникнуть тонкие энергии через мрак, окружающий нашу планету?

– Тьма понижает качество энергий в несчетное количество раз, но открытое сознание может воспринять часть энергий. Тучи тьмы преграждают лучи Солнца, но часть света и тепла достигает Землю. Все Учения не имеют противоречий. Путь обычных опытов непригоден(для тончайших энергий).

 

23 июля

 

Обойдет Знамя Шамбалы срединные земли Благословенного. Признавшие его возрадуются, и содрогнутся отвергшие. Спросит Таши Лама великого Далай Ламу, что суждено последнему Далай Ламе? «Отвергнувший будет предан суду и забвению, и пойдет воинство под знаменем Майтрейи, и станет город Лхасса омраченным и пустым. Восставшие против Шамбалы низвергнуты будут. Как кровь, отечет Знамя Майтрейи земли нового Мира для затемненных и, как красное Солнце, для понявших». Найдет Таши Лама великого Далай Ламу и скажет ему Далай Лама: «Пошлю тебе лучший знак мой – молнии, иди и прими Тибет, Кольцо сохранит».

Теперь др[угое]. Советую вызвать Шибаева[20] теперь, нужен для перевода, ибо полезно дать Амер[ике] «Йогу» и «Криптограммы».

Теперь др[угое]. Утверждаю постройку Города к западу от Маносаровара.[21] Направляйте поиски в этом направлении. Учитель знает, как наказан Тибет. Учитель знает, как труден этот год для Индии. Учитель знает, как нужно ваше сознание в Ам[ерике]. Учитель знает, как необходимо усилить постройку Дома. Учитель знает очередные нападения. Учитель говорит нападающим: «Не надейтесь!»

Чья комната была заставлена растениями?

– Твоя.

 

24 июля

 

Правильно сказано, что невидимые силы сильнее видимых. Также правильно сознание, что близость Учителя неотъемлема. Правильно чувство о пространственных токах, влияющих на всю жизнь. Неужели люди не замечают сгущение токов с года «Земного Дракона»? Хвост Дракона – как Магнит, но его надежды напрасны: ползая по земле, не получить спасительную энергию. Именно к этому году послан знак Дракона. Нужно рук земных остерегаться. В течение десяти лет можно ожидать изысканных предательств. Новая Эра начнется среди грома и молнии. Что же вызовет явление грозы? – Необычная тупость.

Как долго тянется это десятилетие, когда уже готово пришествие новых энергий!

Почему Влад[ыка] посещал моих родств[енников] в астрале?

– Для облегчения токов, идущих от них.

Но они так мало что знают!

– Именно, и считают безумцами.

Мама знала о Камне?

– Это отдельные мысли, но общее сознание говорит о ненужности беспокойства, когда есть деньги. Некоторые черты, свойственные им. Например, ярко освещенный обеденный стол будет им доступен, и речи будут частично поняты. Обычно земные стремления им доступны, и часто из доброго чувства они усиливают нежелательные токи.

Неужели они не узнали Вас?

– Но часто даже в жизни наиболее значительное неузнаваемо. Люди не замечают самое поражающее. Нежелающий принимать участие в астрале может этого достичь. Проявления очень различны. Дуб живет тысячу лет, и бабочка – один день.

Сегодня 24-е. Хочу подтвердить, что на вас проявлю видимых невидимо.

 

25 июля

 

Учитель находится в отношении ученика часто в тяжком положении. Ученик дает обещание следовать всем Указам Учителя, но, как только получается Указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его. Ту же трудность испытывает Учитель, когда Его обвиняют в бездействии. Представьте положение стрелка, когда он напряжен для выстрела, а за спиною ему кричат: «Почему он не выстрелил?» Малые дети если не видят причины, то все-таки повинуются водящей руке. Но взрослые пытаются прибавить в готовую реакцию что-нибудь по своему настроению. Можно сравнить с погорельцами, которые бросают незаменимые рукописи, но зато спасают любимую постель.

Откуда идет презирание Указа? Все-таки от недоверия. Непостижимо, насколько легко принимаются дары Учителя и забываются лучшие Заветы Его! Сколько обдуманных посылок отвергнуто и полезных действий разрушено вследствие легкомыслия! Одною рукою воздается почитание, другая же сыплет жемчуг в пропасть, забывая, что насыщение пространства личными посылками есть заражение пространства, забывая, что Избранный Руководитель по опыту своему не умалит ученика. Как же нужно оценить сотрудничество, крепкое доверием!

Когда сами сделаетесь Учителями, настаивайте на немедленном исполнении Указа. Не давайте частых Указов, они делаются обычными, но если дело требует, дайте краткий указ. Пусть знают, что Указ неотменяем. Проще нужно следовать, соединяя самодеятельность с сотрудничеством. Искажение Указа подобно поезду, сошедшему с рельс. Лучше не принимать даров, нежели исказить волну.

Теперь другое. Не считаю нужным писать в Шанхай (на письмо Портн[ягина]).[22] Узнайте через Америку, кто собирается в Тиб[ет]. Запросите в Амер[ике], как принял Барах их? Не нужно грустить, Мы не отсутствуем. Советую окончить переделку дома. Лучше позвать (лишних маляров), но обещать подарок, если кончат немедленно. Пусть завтра кончат. Также нужно продать мулов, чтоб не было лишних забот.

Теперь др[угое]. Урусвати может кончить книгу. Ф[уяма] может думать о заработке, потому можно принять все полезные действия для заработка. Жалею, что не могу дать лекции Удр[ае], но еще увидим. Указа еще нет. Скоро начнем вкладывать (в Город).

 

26 июля

 

Вы слышали легенду о нагревавшемся троне Индры. В основании ее лежит психофизическое явление. Уявление особого напряжения психической атмосферы создает чисто физические рефлексы. Ярко противное действие нагнетает огненную энергию, и опять нужно искать равновесие.

Теперь др[угое]. Среди вражеских ударов Акбар был спрошен: «Откуда столько нападений?» Акбар отвечал: «Дайте и врагам минуту занятия».

Теперь др[угое]. У них одна забота – понять кто вы? (Англ[ичане].) Ни одна мерка не подходит. Удержитесь от смущения, ибо уже много битв выиграно.

Мне трудно иногда произнести нужное слово.

– Поглощение психической энергией логики разума. Что значит безумие в Боге? Отчего пророки древности назывались божественными безумцами? Именно, в виду костра чувствознания, отделявшего от них все остальное. Ценное качество, отделившее от обычного мышления.Но все сказанное будет верно.

Как быть с тибетск[ой] комиссией?

– Перед отъездом ознакомьте консула, может быть запрос от Америки. Учитель следит за происходящим.

 

27 июля

 

Люди умеют принимать меры против грубых проявлений стихий, но ко времени приобщения новых энергий нужно будет утончить воздействие на них. Еще недавно люди от молнии прятались под дерево или бежали опрометью, теперь же уже нашли действительные способы самоохранения. Конечно, так же будет и с тонкими энергиями, но своевременно осознав их, можно избежать множество потерь. Как можно устремить внимание на новые энергии? Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, ни дарование, но именно огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. Именно огонь чувствознания указывает на особенность новых знаков среди обычной жизни. Можно предвидеть, что Учреждения будут особенно охранять жизнь таких чутких сотрудников. Как вехи прямого пути, станут такие сознания. Научные наблюдения будут направляемы огнем чувствознания. Не аскеты, не изуверы, не суеверы, но знающие Огненную Йогу не покинут руль жизни. Правда, жертва их будет велика. Постоянно они будут находиться на черте взрыва, тогда как могли спокойно продолжать свое совершенствование, но покой – не свойство огня. Но огонь постоянно что-то уничтожает, чтобы творить. Такие огненные устремления, как на плавильном пламени, испытывают ощущения. Сейчас еще не совсем понятно, почему Мы так заботимся о встрече новых возможностей, но скоро люди будут искать применить неслыханные откровения, не имеющие решения в жизни. Тогда кто-то вспомнит о знаках Агни Йоги.

Теперь др[угое]. Как знаете, еще не настало время показать всем картину Шамбалы, но пусть она совершает свое неназванное шествие. Если Каббала дала прошлое, то Шамбала даст будущее. Все хорошо.

 

28 июля

 

– Что это за взрывы, которые так потрясли меня?

– Взрыв психической энергии, один – Урусвати, другой – как детонация в Братстве.

Именно трудно читать. (На замечание, что трудно читать книги, столько в них невежества). – Остаются факты.

Когда вас назовут мечтателями, скажите: «Знаем только действия». Когда спросят: «Чем подтверждаете Учение?» – отвечайте: «Только жизнью». Когда предложат защитить Заветы, скажите: «Нельзя ответить невежеству». Когда поносить будут Учителя, скажите: «Еще сегодня ночью помыслишь о непоправимой ошибке».

Значение важно, не форма. Так должно быть, ибо влияние лучей будет заметно. Самодеятельность важнее всего, цвета лишь показывают, что лицо взошло на известную ступень, но потом степень восхождения не нуждается в них. Также краткость будет признаком преуспеяния.Это называется польза препятствий. Когда живем на границе двух миров, тогда знаем выпуклость изображения. Когда посланец говорит весть, он знает больше сказанного.

Может ли дух вполне выразить себя в воплощенном состоянии?

– При нашей эволюции невозможно.

Но, может быть, в следующей расе?

– Если человечество осознает. К тому же не следует бросать в пространство преждевременные знаки. Главное, не выставляйте ограничительных знаков.

Теперь др[угое]. Много делается для Дома и для Города всеми!

 

29 июля

 

Истинно, много времени тратят ищущие пути, но зато знающие путь могут прилагать силы для завоевания. Мы желаем им идти с восхищением. Каждый шаг – Наша радость. Мы готовы дать силы не падать. Нужно пережить трудные токи (cтрашнейшее напряжение в голове ]. Даже бег корабля встречает препятствия стихий.

 

30 июля

Успешны в жизни, кто особо правильно понимает сущность вещей и кто усвоил особое извращение вещей, различие лишь в следствиях. Понявшие сущность вещей не привязаны к ним, но извращавшие остаются рабами вещей. Если кто неуспешен, тот не поместил себя на чашах весов, но пребывал в середине. Где же мера понимания или извращения вещей? Если оно изменяет условия жизни; но если ничто не изменилось, то и дейстия мысли не было. Не могут преуспеть, кто медлит понять. Множество влачит слабость и неподвижность. Жизнь [для них] есть оковы, тогда как жизнь есть завоевание. Ручательство успеха – в движении.

Махаяна так же относится к Хинаяне, как Буддизм к Веданте. Махаяна знает и указывает на существо стихийного мира, но Хинаяна указывает на следствия и причины, минуя происходящие эманации, порожденные причинами. Учение высекает искры из хаоса стихий. Можно изучать эти облики, но также верно сосредоточиться на причине и следствии. Если Будду назовем причиною, то Майтрейя – следствие.

Теперь др[угое]. Конечно, мираж не являет действительности, но сам он является действительностью, потому правильно понимать реальность майи, зная всю предательскую извращенность ее. Знающие путь, найдите огонь дойти!

Благословенный говорил о трех Учителях – один получил божественные дары и ушел от земного труда. Другой получил дары и отпустил нить понимания жизни. Третий, получив дары, не покинул землю, умея связ[ыв]ать нить понимания. Польза его превышает прочих.

Знак жизни – крест.

Удрая должен писать Шкляв[еру] о достаточном одобрении его действий.

 

31 июля

 

Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был – «Творите героев». Разве герои древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию. Теперь же длительность подвига и совершенная истощенность сил земной атмосферы требуют непомерного напряжения энергии. Самый тяжкий удар, самый грозный призыв вспыхивают от одного взрыва, но длительность и повторность нуждаются в целом ряде токов. Значение современного героя поддерживается сознанием, что ему неоткуда ждать сотрудничества. Когда он говорит: «Не могу покинуть поле битвы», – он впитывает новые силы. Мы готовы дать поток возобновляющей силы соответственно твердости решения не покидать битву. Но знаем, как трудно нести свет во тьме, ибо этот свет видим другим, но не Несущему; кроме того, спящие не выносят света.

Вообще, наблюдайте, кто не нуждается в тьме для сна, огонь их духа уничтожает тьму. По отдельным привычкам узнаем пригодных бойцов. Когда же их зрение блуждает по тьме, содрогаясь от беспросветности, Мы говорим: «Вас слушает пространство». Сеятель не считает брошенные зерна, ибо он сеятель, но не жнец. Кто же идет более радостно на работу? Сеятель, но не согбенный жнец. Правою рукою широко раскидывает зерна сеятель, ветер уносит многие зерна, но поет сеятель, ибо для него не пусто поле, он уйдет, насытив пашню. Ему безразлично, какой жнец опустошит его посев, и кто сумеет собрать новые зерна. Посев поручается более доверенному работнику. Длинно поле, но опытная рука не устанет. Нам сказано: «Творите героев».

 

1 августа

 

Конечно, правильно сказать: «Если бы исчислить время, потраченное на злобу, то человечество содрогнется». Конечно, известность в понимании людском смешна. Мы можем допускать ее как обувь для удобства ходьбы.

Уявление внешних сил стоит на низших ступенях. Вы знаете, как подымаются на воздух, но если все человечество подымется на воздух бесцельно, какое безумие получится! Вы знаете, как предметы теряют и увеличивают вес, но в современном состоянии человечества это состояние неприменимо. Устремление к осознанию духа должно быть раньше укреплено.

Можно искать разрешение многих явлений в силе воли – так нужно понимать слышанное вами о Бенаресе.

Что хочет доказать этот факир, доставая якобы из тела кристаллы?

– Хочет доказать возврат к первому состоянию, но при сознании.

Каким способом действует он?

– Психологирует.

Но, видимо, камень остается.

– Полагает настоящий, ведь он указывает место, откуда взять.

Но для чего он так надувает?

– Для осознания возможности.

Неужели возможно его утверждение, что его учил Уч[итель] К[oot-]Н[oomi]?

– Нет, но сущность одного факира учила его. Какую солнечную религию можно насаждать в Бенаресе?!

Как отнестись к объяснению чрезмерного объема его живота запасами эктоплазмы из солнечн[ого] сплетения?

– Ерунда, чисто физическая особенность.

Что скажет Уч[итель] о другом йоге, постившемся 81 день?

– Пост не изменит жизнь, не поможет жизни.

Но он хотел показать силу духа, насколько развитие духовности может заменить пищу.

– Это невозможно. Мера еды и сна зависит от физического организма. Жизнь от этого не изменится. Человека из Бенареса можно посмотреть. Удрая может думать об успехе своей книги. Успех – тоже нужная обувь.

А где же моя обувь?

– Твоя обувь – Наше Учение. Без Урусвати Наше Учение не было бы выдано.

Но если мне придется говорить об Учении, нужна подготовка для этого.

– В редких случаях (придется говорить) – например, как было с Быстровым[23] и дало пользу, но было бы нелепо ожидать следствий от Финчей. Можно было бы немедленно усилить опыт, но для этого надо забыть о доме, советую явить полное равнодушие. (Производили ремонт дома для приезжающих америк[анцев]).

Одобряю за то, что не возражаешь Финч, может быть еще полезна.

 

2 августа

 

Особенно вредны пересекающиеся токи. Даже участвуя в жизни, Мы предпочитаем стрелы с одной стороны, нежели разбросанные по всем направлениям. Можно легко понять подавленность настроения, когда над головой мчатся стрелы неизвестно откуда. Когда не избежать наполнения[24] именем пространства, тогда особенно нужно беречь здоровье. Давление крови увеличивается, напряжение центров дает подавленность. Один враг любой силы лучше невнятных дотрагиваний. Учитель должен очень наблюдать за этими периодами, особенно, когда огни уже напряжены. Но неизбежны эти взрывы жизни. Каждая утверждающая созидательная деятельность должна возбудить водоворот мысли. И если духовное развитие уже велико, то и рефлекс необузданных волн тяжек.

Конечно, люди с неразвитыми центрами легко не замечают полета стрел, но это не значит, что им можно позавидовать. Мы говорили о постоянной радости, но радость есть особая мудрость.

Теперь другое. Утверждаю поручение Радне. Она учтет настроение в Америке – укажет: может быть, явленный Цуккерман приблизится к Дому. Укажет Поруме, как растет музей. Укажет Логв[ану] на продажу картин в Южн[ую] Америку и Австралию. Надо особенно развить доходы. Укажет, как американское правительство должно обратить внимание на Учреждения. Укажет: Дом должен повышаться в доходах. Пусть думают, что это самое практичное Учреждение. Деловитость и практичность будут щитом духовности. Нужно урожай увеличить. Довольно.

 

3 августа

 

Люди любят таинственность. Область изучения духа поставила бы их перед многими закрытыми дверями. Почему люди избегают все неизвестное для них? Ибо в школах им говорят: «Делайте, как все».

Устремляйте дух к неизвестному. Такое устремление даст новые формы мысли.

Теперь др[угое]. Одобряю предисловие к «Криптограммам».[25] Укажите, как неожиданно находятся крохи Истины. Жизнь преданий указывает, какие образы живут в народе.

Поставьте вопросы.

Вопросы о групповой душе – подтверждены были все мои предположения.

О какой спешке говорилось в Братстве?

– С русскими делами, настроение народа тяжкое.

– Сперва нужно более древнее (очищение Учений).

Но я хотела бы очистить и Учение Христа!

– Отчего не начать в Городе Знания идею очищения. Даже не следует разделять эти два Образа: Будды и Христа. Упанишады дали Поле Курушетра, поле духовной битвы, но затем появились отдельные воины – герои. Удрая может дать поучительное наблюдение искажения Учения, сравнив тексты. Теперь нужно новое завоевание: Дом и Город. Имейте в виду, что это первый Дом и Город Нашего Братства.

Теперь я вижу, как мне необходим покой!

– Инструмент настроенный нельзя оставлять незакрытым.

Но в то же время я не слышу никаких шумов и даже гонг, когда я занята.

– Но это так понятно. Уколы растениям больнее, нежели низшим организмам, как рыбы. Принцип невозможен.

Не есть ничего убитого?

– Именно, бойни животных дают худшие астральные явления.

Уч[итель] говорил, что растения легче переходят в астральн[ое] состояние.

– Именно, но это не исключает боли.

На меня нападает ужас при мысли, что Уч[итель] может окончить давать Учение!

– Никогда!

Довольно.

 

4 августа

 

Учение предполагает не только открытое сознание, но и желание утвердить в себе степени приложения. Невозможно думать, что отвлеченный условностями ум мог бы принять Учение. Явление неблизких людей минует применение пользы книги. Такие люди не нужны, даже если бы любопытствовали. Скажут вам: «Как обращаться с этими рассыпанными зернами?» Они не могут даже допустить, что кроме их системы может быть еще другая. Учет дела делается одним способом, но мышление зависит даже от внешних условий жизни. Сравните мышление города с деревней, с путевым движением или же при полете. Основание и метод будут совершенно различны.

Понять и приложить Учение Агни Йоги может тот, кто соприкасался с Учениями Жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить свое существование. Тучи сомнений не подавляют ищущего выхода: только бы выйти из лабиринта! Приказ необходимости наполняет находчивостью и не мешает суждению о непонятной системе. Когда же обратят внимание на необъяснимые боли, тогда даже связанное сознание вспомнит об Агни Йоге. Главное, не стремиться лично увидеть принявших Учение. Пути нужды неожиданны. И не делайте Учение слишком легким. Легкость овладения дает пренебрежение. Можно терпеть незнание, но пренебрежение недопустимо. Не мешает некоторое искание.

Теперь другое. Желание знания происходит от забытого знания в прошлом. Так же как воображение есть следствие прежних опытов.

Теперь др[угое]. Истинно, прекрасна и сказочна ваша жизнь! Видимые невидимо, созидающие те границы земных достижений. Довольно.

 

5 августа

 

Правильно беспокойство о Доме, с окончанием Дома может начаться новая жизнь Учреждений. Но если внести прежние ошибки, то может быть большое разрушение. Многие ошибки изжиты, и можно применить опыт прежних лет. Советую Модре заняться Нов[ым] Синдик[атом].

Может ли быть привлечена Sigrist? [26]

– Не плохо, или учреждаю Радну как наблюдателя за секретарем.

Мож[ет] быть, нам всем придется ехать?

– Удумаю, как лучше.

Что означает «Монаку»?

– Наше слово для определения сложности понятий.

Наматеу?

– Наше слово для определения противодействия злу.

О ком было сказано: «The thrice beloved» [англ.: трижды благословенна]?

– О друге Нашего дела, об Урусвати.

Что знач[ит] «thrice»?

– Приближение к Общему Благу, трижды не значит три раза, но трижды преданный.

 

6 августа

 

Который час научит людей отличать великое от ничтожного? Час довольства превращает и извращает действительность. Час гнева изгибает клинок жизни. Час горя принижает. Час ежедневного труда отуманивает. Трудно неосвобожденному сознанию отличить вещи в темноте. Как ожидать, когда люди поймут мощь психической энергии? Как безумцы, играют они на границе взрыва и в заблуждении считают планету самым твердым телом.

Нужно понять, как люди стараются забыть о плачевных примерах. Уничтожение целых материков заботливо изъято из старых писаний. Также затемнены многие указания на события мировых судеб. «Мы не любим терзаться», – говорят блюстители человечества. Они готовы скрыть от самих себя свое разорение и поражение. Земные властители говорят: «У нас все спокойно». Покой и бездействие обеспечивают им высокие седалища. Они обычно любуются солнечным закатом и спят во время восхода. Но Невидимое Правительство говорит: «Нелепо скрывать сущее!»

Примеры бывшего научат осмотрительности.

Ищите энергию, которая изменит ваше существование, если будет сознательно призвана. Неужели не желаете вовремя вооружиться? Последний час может научить человечество. Мы не пророки в ярочных шкурах, Мы как простые врачи предупреждаем: «Пора делать прививку!» Впрочем, есть такие храбрецы без рассудка, которые во время мора пируют. Кладбища не теряют своих прихожан.

Мы говорим ради тех, кто может жить.

Теперь др[угое]. Удача, удача, удача! Еще раз Мы изогнули стрелу врага. Довольно.

 

7 августа

 

Вопросы о книге.

Вопр[ос] о здоровье Ринпоче. [27]

– У него отравление оболочек от перерождения ткани.

Вл[адыка], как хотелось бы мне услышать длинный разгов[ор] в Бра

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аренда недвижимости в Одессе | Нужно осознавать тот факт, что именно питание в большей степени влияет на результаты, чем самые эффективные тренировки.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.