Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальная гигиена.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА 2 курсе по специальности «лечебное дело»

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема №10: «Развитие микробиологии, гигиены, педиатрии в России (вторая половина XIX - начало XX века)»

 

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …………….

«___»____________ 2007 г.

 

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

 

Составители:

ст. преподаватель Сабанова А.О.

к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.

Красноярск

1. Тема занятия: История развития педиатрии.

Значение изучения темы.

Учебное значение изучаемой темы: Ознакомиться с основными этапами развития педиатрии в России и в Европе во второй половине ХIX – начале ХХ века.

Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.

Личностное значение изучаемой темы: Проследить преемственность в разработке важнейших направлений между поколениями врачей-педиатров второй половины ХIX – начала ХХ века.

3.Цель изучения темы: Показать успехи отечественной и мировой медицины на естественной, последовательно материалистической, общетеоретической основе в области педиатрии.

Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о том, как развивалась наука в данный период времени.

Знать: На примерах трудов С.Г. Зыбелина, С.Ф. Хотовицкого, Н.Ф. Филатова важнейшие направления развития отечественной педиатрии, их прогрессивное значение.

Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Иметь представление об основных достижениях в области педиатрической науки.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия
1. Организация занятия
2. Формулировка темы и цели занятия
3. Устный опрос студентов с коррекцией знаний
4. Перерыв
5. Самостоятельная работа студентов
6. Чтение докладов по теме
7.   8. Обсуждение темы докладчика.   Задание на дом.

 

Основные понятия и положения темы

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют труды выдаю­щихся врачей Древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и Средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и др.). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV — начале XVI в.

В Древней Руси на протяжении столетий помощь грудным и малолетним детям была уделом повивальных бабок, которые использовали средства народной медицины. Основные сведения по гигиене, вскарм­ливанию ребенка, причинам болезней у детей и методам их лечения содержатся в лечебниках XVI—XVIII вв.

Во второй половине XVII в. в Мос­кве была издана книга Епифания Сла-винецкого «Гражданство обычаев детс­ких», которая служила руководством для светского воспитания детей. В ней излагались гигиенические нормы и правила культурного поведения маль­чиков.

В XVI —XVIII вв. стали появляться специальные труды, в которых описы­вались отдельные детские заболевания: коклюш (G. de Baillou, 1578 г.), рахит (F.Glisson, 1650 г.) и др.

В XVII — XVIII вв. большой вклад в изучение детских болезней внесли ан­глийские врачи.

Томас Сиденгам (Thomas Sydenham, 1624—1689 гг.) описал ряд заболеваний: скарлатину, которой дал название scarlet fever (пер. с англ. — алая лихорадка), ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу и др. Стремясь к систематизации болезней, он способствовал развитию нозологического направления в медицине. Все бо­лезни Сиденгам подразделял на острые (от бога) и хронические (от нас са­мих). Болезнь он расценивал как «усилие природы восстановить здоровье пу­тем удаления внедрившегося болезнетворного начала» и стремился к позна­нию целительных сил самого организма. Сиденгам был сторонником практи­ческого обучения медицине у постели больного.

У. Кадоган (W. Cadogan) составил труд «Опыт вскармливания и уход за детьми от рождения до трех лет», Г.Амстронг (G.Armstrong) написал «Очерк о наи­более опасных детских болезнях», М.Андервуд (М. Underwood) подготовил обширное руководство по детским болезням. Важное значение для профилак­тики болезней имело открытие Э. Дженнером метода вакцинации против нату­ральной оспы.

В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей появляются в конце XVIII — начале XIX вв. Среди них особое место занимают работы С. Г. Зыбелина (1775 г.) и Н.М. Максимовича-Амбодика. Пятая книга его труда «Искусство повивания, или наука о бабьем деле» (1784— 1786 гг.) цели­ком посвящена детским заболеваниям (оспа, корь, рахит, глистные инвазии, а также характеристике доношенного и недоношенного плода, уходу, вскарм­ливанию и т.д.). В этот период продолжались эмпирические наблюдения и на­копление знаний в области симптоматики детских болезней.

Важным событием в российской истории было открытие по инициативе крупного государственного деятеля Ивана Ивановича Бецкого воспитательных домов в Москве (1764 г.) и Петербурге (1771 г.) для детей-сирот.

Педиатрия (лат. pediatria; греч. paediatria; от греч. paidos — ребенок и iatreia лечение) как самостоятельная наука стала формироваться в 1830— 1860-х гг.

Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885 гг.). Став ординарным профессором, а затем заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезнях в Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия в Петербурге), он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций. В1847г. Хотовицкий издал его в расширенном виде под названием «Педиатрика» Это было первое в России оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей качественно изменяющихся в процессе развития.

Изучение детского организма показало, что ребенок — это не взрослых человек в миниатюре — его организму свойственны как количественные. так. и качественные отличия от взрослого.

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патолого-анатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины XIX в. по подготовке специалистов в области детских болезней. Выдающимися представителями французской педиатрической школы того времени были: П.Бретонно (P.F.Bretonneau), изучавший дифтерию и круп у детей; Ш. Бильяр (Ch. Billiard), создавший атлас патологической анатомии детских болезней; известный клиницист А. Труссо (A. Trousseau), разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г. — организовано Научное общество детских врачей.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек — первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клиническая больница № 13 им. Н. Ф. Филатова). Третья детская больница в России — Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей — была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований — государственные субсидии были незначительными.

Высокие показатели заболеваемости и детской смертности привлекали особое внимание общественности и обусловливали популяризацию благотворительности. В этот же период организуются первые ясли и приюты для детей — прообраз детских садов.

Во второй половине XIX — начале XX вв. педиатрия стала самостоятельным направлением медицины и предметом преподавания на медицинских факультетах (сначала в виде коротких лекционных курсов). С. Ф. Хотовицкий был первым, кто читал полный курс педиатрии (72 часа) в 1836— 1847 гг. в Петербургской МХА.

Первая в России доцентура по курсу детских болезней была открыта в Пе­тербургской Медико-хирургической академии при кафедре акушерства, женс­ких и детских болезней в 1861 г. (ее возглавил И. И. Радецкий).

Первая в истории кафедра детских болезней была организована в Берлине в 1872 г. (E.Henoch).

Первая в России самостоятельная кафедра детских болезней была создана в Петербургской МХА в 1870—1876 гг. Ее основатель Н.И. Быстров (1841 — 1906 гг.) разработал первую программу преподавания педиатрии, включав­шую вопросы гигиены, физического воспитания детей и организации их лече­ния. Под его руководством в 1885 г. было создано и первое в России научное общество детских врачей.

В 1897 г. после ухода Н. И.Быстрова профессором кафедры был избран Н. П. Гундобин (1860—1908 гг.). Его работы «Общая и частная терапия детско­го возраста» (1896 г.) и «Особенности детского возраста» (1906 г.) вошли в золотой фонд отечественной и мировой медицины. Н. П. Гундобин стал созда­телем одной из самых продуктивных научных школ в педиатрии, развивающей анатомо-физиологическое направление. Основополагающие работы в этой об­ласти выполнены им и его учениками.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861 г.), а затем практического (1866 г.) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А.Тольский (1832 — 1891 гг.), и завершилось орга­низацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руко­водил Н.Ф.Филатов.

В этот период складывалась нозология детских болезней. Заболевания у де­тей изучались в зависимости от биологических, социальных и климатогеографических факторов. Клинико-физиологическое направление в педиатрии свя­зано с деятельностью Н. Ф. Филатова.

Нил Федорович Филатов (1847—1902 гг., рис. 210) — один из основопо­ложников российской педиатрии, создатель крупной научной школы развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветря­ную оспу (1872 г.) и скарлатинозную краснуху (1885 г.), открыл ранний при­знак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова—Вельского—Коплика). Его труды «Семиотика и диагности­ка детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским. В 1892 г. Н. Ф. Фи­латов организовал Московское общество детских врачей, председателем кото­рого он оставался до 1902 г.

В 1880-е гг. в крупных городах России была создана специальная служба школьно-санитарных врачей. В сельской местности наблюдение за санитарным состоянием школ было в ведении земских врачей.

Предметом особого внимания и научных исследований российских педиат­ров была детская смертность. Врачи стремились довести до сознания обще­ственности, что смертность детей — великое народное бедствие, подрываю­щее не столько экономические устои государства, сколько всю дальнейшую будущность России.

В 1902 г. передовые педиатры Евро­пы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, не­смотря на активную деятельность от­дельных врачей, оставалась достаточ­но высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества со­стоялся в Берлине в 1911 г. Так был с положено начало международному со­трудничеству в области педиатрии.

Важную роль в объединении педи­атров, развитии общественно-меди­цинской мысли сыграли съезды детс­ких врачей. Первый международный съезд педиатров состоялся в октябре 1912 г. в Париже. Первый всероссийс­кий съезд детских врачей — в декабре 1912 г. в Санкт-Петербурге. В эти деся­тилетия устанавливались тесные науч­ные связи между отечественными и за­рубежными педиатрами.

Увеличивалось и количество типов учреждений для детей, основная мас­са которых существовала на общественные и благотворительные сред­ства. К.А.Раухфусом создана детская больница, проект которой разработан с учетом патологии детского возраста; Д.А.Соколовым совместно с инжене­ром Э. Ф. Мельцером разработан и осуществлен проект индивидуального бок­са, позволяющего эффективно изолировать острозаразного больного ребенка; Н. П. Гундобиным и Д. А. Соколовым организован приют для недоношенных детей; И. В. Троицким, В. О. Губертом и А. О. Гершензоном в разных городах созданы первые в России «капли молока», Г.Н.Сперанским — первая кон­сультация и лечебница для грудных детей. Создавались первые санатории, рос­ло число яслей.

К концу XIX в. заметно увеличился выпуск педиатрической литературы, возросло число диссертаций, основанных на экспериментальных и клиничес­ких исследованиях. Научные работы российских ученых получили признание за рубежом и стали публиковаться в иностранных периодических изданиях.

Утверждению педиатрии, распространению научных идей и опыта органи­зации разных лечебных учреждений для детей способствовала периодическая печать по педиатрии. Первый научный журнал в России «Детская медицина» выходил в Москве с 1896 по 1905 г. под редакцией Л.П.Александрова, одного из основателей детской хирургии в нашей стране. Второй журнал — «Педиат­рия» издавался в Петербурге в 1911 — 1914 гг. под редакцией Д. А. Соколова, заведующего кафедрой детских болезней в Женском медицинском институте (ныне Санкт-Петербургский медицинский университет).

На заре XX в. началась дифференциация и интеграция основных отраслей медицины. Внутри педиатрии на протяжении XX столетия выделялись самостоятельные дисциплины: детская хирургия, детская невропатология, детская психиатрия, детская офтальмология, неонтология, перинатология и многие другие.

Становление и развитие педиатрии связано с деятельностью многих выда­ющихся врачей мира. Среди них К.А.Раухфус, Д.А.Соколов, А.Н.Шкарин, Н.С.Корсаков, В.Б.Жуковский, Г.Н.Сперанский, И.В.Троцкий (Россия), К.Пирке (C.P.J.Pirquet, Австрия), М.Пфаундлер (M.Pfaundler, Германия), Ж.Крюше и В.Ютинель (/. R. Cruchet и КН.Hutinel, Франция), Дж.Гетчинсон и Г. Коплик (J.Hutchinson и H.Koplik, Англия) и многие другие.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.

Гигиена (греч. hygiena; от. hygienes — здоровый) — наука о сохранении и улучшении здоровья. Как область эмпирических знаний она зародилась в глу­бокой древности и развивалась вместе с народным врачеванием.

Формирование гигиены как науки связано с успехами естествознания и во многих странах мира происходило в период становления мануфактурного про­изводства и утверждения капиталистических отношений. Самостоятельной на­учной дисциплиной гигиена стала во второй половине XIX столетия.

Становление общественной медицины, учет заболеваемости и смертности и связанный с ними анализ вредных условий труда приводили к необходимо­сти разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, в результате чего сформировалась новая наука — экспериментальная гигиена, основополож­ником которой стал немецкий врач Макс Петтенкофер {Max Josef von Pettenkofer, 1818—1901; рис. 235) — профессор Мюнхенского университета (с 1847 г.), основа­тель и руководитель Института гигиены в Мюнхене (с 1879 г.).

Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Он разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, вместе с профессором Мюнхен­ского университета Карлом фон Фойтом (1831 — 1908 гг.) установил гигиени­ческие нормы и рационы питания.

Придавая особое значение гигиене почвы, он доказал важность ее осуше­ния и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздо­ровлению населенных мест. Благодаря его деятельности, в Мюнхене и других городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями значительно сни­зилась. Однако М. Петтенкофер несколько переоценивал «почвенный» фактор. Особенно ярко это проявилось в его позиции в отношении причин возникно­вения эпидемий холеры. Придерживаясь «почвенной» теории, он выступил против «бактериологической» теории Р. Коха.

Петтенкофер не отрицал существо­вания живого возбудителя, но и не ве­рил в простоту механизма его переда­чи. Проверить свою точку зрения в эксперименте на животных М. Петтенкофер не мог: холера — бо­лезнь людей. И он решил поставить экс­перимент на себе: будучи уверенным б «здоровой» почве Мюнхена, Петтен­кофер 7 октября 1892 г. выпил культу­ру холерного вибриона. По счастливой случайности он не заболел холерой (возможно, что ему намеренно предо­ставили ослабленную культуру возбу­дителя). Этот эксперимент еще более утвердил его в своем мнении.

В России становление экспериментальной гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был Алексей Петрович Доброславин (1842 — 1889 гг.) — первый отечественный профессор гигиены (1876 г.). В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Материалы для физиологии метаморфоза» (обмена веществ). Затем в течение двух лет работал за границей в лабораториях А. Вюртца, М. Петтенкофера и К. Фойта. По возвращении он впервые в России начал читать курс гигиены (1871 г.) в Петербургской Меди­ко-хирургической академии и основал первую в нашей стране кафедру гигие­ны. По его инициативе была создана экспериментальная гигиеническая лаборатория (1878 г.) для научных иссле­дований и практических занятий со слушателями Академии. Доброславин является автором первых в России учебников по гигиене: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882 — 1884 гг.) и «Курс военной ги­гиены» (1885 — 1887 гг.). Его научные труды посвящены изучению обмена ве­ществ, гигиене питания и военной ги­гиене.

А. П. Доброславин внес большой вклад в развитие общественной меди­цины в России, принимал участие в благоустройстве Петербурга. Он участво­вал в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., занимаясь борьбой с эпиде­миями в войсках. По его инициативе в 1878 г. было основано «Русское обще­ство охранения народного здравия» и популярный гигиенический журнал «Здоровье», редактором которого он был в течение 10 лет (1874 — 1884 гг.).

Вторая в России кафедра гигиены была создана в 1882 г. в Московском университете. Ее возглавил Федор Федорович Эрисман (1842—1915 гг., рис. 236) -выдающийся российский гигиенист (швейцарец по происхождению), один из основоположников научной гигиены в России, активный деятель обществен­ной медицины. В 1869 г. приехав в Россию, он «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов).

Деятельность Эрисмана носила общественный характер. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, впервые опубликовал мате­риалы о вопиющем антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлеж­ных домов Петербурга, боролся за усовершенствование канализации и «надле­жащее устройство санитарной части в России». Для повышения уровня своей подготовки в области общественной гигиены и санитарии Ф.Ф. Эрисман в течение рада лет (с 1872 г.) работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. Возвратившись в Россию, он создал первое в нашей стране «Руководство по гигиене» (1872—1877 гг.). В 1877 — 1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне, а в 1879 — 1885 гг. осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышленного пролетариата Московской губернии (см. с. 475).

В 1881 г. Ф.Ф.Эрисман был избран профессором Московского университе­та, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. В университете Эрисман занимал «крайне левое крыло». Его лекции и научные труды отличались широким общественным подходом к решению проблем ме­дицины. Он принимал активное участие в сооружении Клинического городка Московского университета на Девичьем поле и, в частности, гиги­енического корпуса, где размещалась его кафедра, руководил работами по проектированию канализации Москвы и участвовал в сооружении Московс­кого (Рублевского) водопровода, был активным участником Пироговского общества и председателем нескольких Пироговских съездов. В 1896 г. за выступ­ление в поддержку передовых студентов профессор Эрисман был уволен из университета — крупнейший гигиенист России был лишен возможности рабо­тать. Его пребывание в России сделалось невозможным, и Ф. Ф. Эрисман был вынужден возвратиться в Швейцарию.

В целом вторая половина XIX столетия отмечена выдающимися достижени­ями отечественной медицины. Становление общественной и прежде всего зем­ской медицины, развитие санитарного направления и санитарной статистики, исследования в области экспериментальной гигиены и успехи практической медицины обусловили значительное улучшение лечебной помощи сельскому и городскому населению нашей страны, определили перспективы совершен­ствования врачебно-санитарного законодательства России.

6. Контрольные вопросы:

1. Расскажите о развитии лечения детских болезней в Древнем Мире?

2. Как происходило зарождение педиатрии в России?

3. Труды С.Г. Зыбелина и Н.М. Максимовича-Амбодика.

4. Развитие педиатрии в России в XVIII и XIX вв?

5. Расскажите о возникновении детских больниц?

6. Особенности преподавания педиатрии в медицинских университетах России в XVIII и XIX вв?

7. Развитие педиатрической науки в ХХ веке.

7. Ф.Ф. Эрисман и его заслуги в истории российской медицины?.

8. Становление экспериментальной гигиены. М. Петтенкофер.

9.Расскажите о развитие экспериментальной гигиены в России. А.П. Доброславин. Ф.Ф. Эрисман?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Медицина у народов Востока в средние века. НА 2 курсе по специальности «лечебное дело»




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.