Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3






 

Пьеса построена на внешнем комизме, а интерес к комизму положений обычно влечет безразличие к разработке характеров героев комедии; последние обнаруживают тенденцию застывать в схематические образы, условные обобщения, лишенные индивидуальных черт и потому легко переносимые из пьесы в пьесу. Такие схематические ходовые образы называются масками. Таковыми были маски в итальянской commedia dell’arte. В комедии масок участвовало от десяти до тринадцати действующих лиц: две пары влюбленных, два комических старика, двое слуг, бойкая служанка и еще два-три второстепенных персонажа. Все эти герои имели установившиеся черты.

Порвать совершенно со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони не решился. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. Но это уже не столько маски, сколько амплуа, и Гольдони часто меняет их традиционный психологический тип в зависимости от сюжета и замысла.

Труффальдино -герой настолько блестящий, что затмевает всех вокруг. В образе Труффальдино Гольдони соединил двух Дзанни – ловкого проныру и простодушного растяпу. Э такий простачок и недотепа на первый взгляд. Но на самом деле, тот еще лис и пройдоха. Он везде добежит, везде успеет и, вопреки известной пословице, сможет даже поймать двух зайцев. Он кажется недалеким, но, когда нужно, может быть изворотливым и неотразимым. Гольдони создал просто превосходный, имеющий множество комических возможностей образ Труффальдино.

В комедии «Слуга двух господ» Труффальдино играет главную роль. Этот персонаж самый необходимый для конфликта. Именно в нем персонифицирована действующая сила конфликта – Судьба, и одновременно его воля стремится к Любви. Противоборство двух сил происходит как внешне, в пьесе, так и в нем (можно сказать, его внутренняя коллизия). На протяжении всей комедии характер Труффальдино развивается и в итоге именно он является синтезом двух импульсов, которые самоуничтожаются. Из плута и пройдохи Труффальдино превращается в героя-любовника, о чем он сам говорит в последнем своем сонете:

«Двум господам служить - плохое дело;

Но похвалюсь, что справился я с ним:

Из затруднений вышел невредим

И побеждал их ловко и умело.

То тут, то там я появлялся смело

И помогал судьбе умом своим.

Я б долго жил весельчаком таким,

Когда б любовь мне сердце не задела!

На многое способен род мужской,

Но пред любовью ум - ничто, бесспорно:

Легко тут станет трусом и герой!

Итак, виною Купидон задорный:

Двум господам мне впредь не быть слугой.

Зато я вам - всегда слуга покорный!»

 

Вокруг любви молодых строится интрига комедии, именно они являются носителями второй действующей силы – Любви. У всех есть воля, стремления которой они пытаются реализовать на протяжении всей пьесы.

Пара Беатриче-Флориндо строит главную линию фабулы, оба героя – благородны, действуют рискованно и активно противостоят Судьбе. Беатриче в этой паре кажется более активной, именно она завязывает конфликт и решается на опасную интригу ради Любви. Беатриче переодевается в мужчину, чтобы встретиться со своим возлюбленным Флориндо, что порождает множество недоразумений. Флориндо Аретузи – достойная пара для Беатриче и актанта Любви действует через него так же сильно, как и через Беатриче. Хоть он и менее действенен в пьесе, но не менее важен в отношении конфликта. Также благороден и последователен, как и Беатриче.

Вторая пара влюбленных: Клариче-Сильвио. Она менее яркая, ибо противодействующие силы активнее взаимодействуют в основной фабульной линии, но их Любовь не менее подвержена прихотям Судьбы и они также упорно борются за её существование. Им гораздо сложнее, т.к. от них зависит меньше, чем от первой пары. Но они не менее важны в действии пьесы. Клариче, будучи дочерью богатого купца, не покоряется отцовским планам на ее судьбу. Она кажется немного наивной, но на самом деле очень умна и сообразительна. Она стойко переносит удары Судьбы и остается постоянной на протяжении всей пьесы, что доказывает так же и её благородство. Сильвио – менее мудр своей возлюбленной, но более активен и рискованней, что видно по его опасным попыткам реализовать свою волю (вплоть до убийства мнимого соперника).

Влюбленные у Гольдони наделены поэтичностью, изяществом манер, внешней привлекательностью. Они хоть и претерпели известные изменения, но характерами так и не стали.

Смеральдина - уверенная в себе девушка, которая говорит то, что думает. Хитрая и сообразительная, она всегда в курсе всего, что происходит вокруг. Она устраивает интриги Клариче и всегда блюдет ее интересы. Бесспорно, она отличная пара для Труффальдино. Наблюдая за ходом развития действия, мы ей симпатизируем и не удивительно, что ради неё Труфальдино претерпевает кар динальные изменения.

 

Остальные же действующие персонажи (Бригелла, Панталоне и Доктор) не так важны для конфликта и действия, они разве что являются свидетелями противоборства Судьбы и Любви. Они более статичны, чем влюбленные, хотя их маски Гольдони трансформировал и превратил типичные черты из негативных в позитивные. Бригелла - приличный хозяин гостиницы. Доктор Ломбарди - добропорядочный отец семейства, адвокат и врач. Панталоне деи Бизоньози - добродетельный покровитель невинности, образец купеческой честности и степенности.

 

Труффальдино – единственный характер в пьесе, выраженный самым лучшим образом, остальных же персонажей Гольдони ещё не вывел за рамки «масок», именно поэтому пьесу нельзя назвать «комедией характеров». Все иные герои – «маска +» (трансформируемая маска), которые, однако, не менее необходимы в механизме хода комедии. Каждое лицо пьесы, в согласии с Гегелем – стремясь к собственной цели (Любви), способствует, само того не зная, общему результату.

 

Жанровые особенности пьесы и её формальное строение:

 

Как было указано выше, особенности пьесы говорят о том, что это – комедия положений. Живое, разнообразное, динамическое действие, которое захватывает зрителя и не отпускает его вниманий до самого конца, а также наличие типичных итальянских масок – всё это Гольдони явно перенял с итальянской комедии дель арте. Из характеров развит только характер Труффальдино, поэтому комедией характеров мы пьесу назвать не можем.

Пьеса состоит из 3 актов (22, 20, 17 явлений соответственно). Комедия интриги, требующая развернутого сюжета, расчленяется на 3-5 актов, а комедия дель арте имеет традиционное членение на 3 акта. Размеру комедии, развернутости её фабулы соответствует и количество персонажей.

Помимо комичности – в пьесе присутствует и чувствительность, и поучительность. Это характеризует драматургию Гольдони.

Сам же автор в предисловии к комедии назвал «Слугу двух господ» «комедией-шуткой».

 

Заключение

 

Проанализировав пьесу К. Гольдони «Слуга двух господ» мы можем сделать определенные выводы:

«Слуга двух господ» - комедия положений, в которой главенствует интрига. Используется типичный ход комедии: метод ситуативного «кви про кво» (лат. qui pro quo) – «одно вместо другого». Фабула сплетенная, состоит из трех любовных линий. Перипетия трагическая, вывернутая наоборот. Исходная коллизия: волей Судьбы, Флориндо убивает брата Беатриче (Федериго) и Любовь пары становиться неосуществимой. Комедия с конфликтным способом осуществления действия. Тип конфликта: Человек-Судьба. Действующие силы: Любовь и Судьба. Судьба персонифицирована в Труффальдино, Любовь действует через персонажей всех любовных линий. Завязка внесценическая, состоит в смерти Федериго от руки Флориндо, возлюбленного Беатриче. Фаза кульминации – лживая весть о смерти влюбленных и реальная попытка самоубийства, тут же столкновение главных героев и развязка – все пары соединяются, а Труффальдино видоизменяется из плута в героя-любовника. Импульсы взаимоуничтожены, как результат – синтез и появление нового. Противоречие оказалось мнимым и разрешимым.

Труффальдино – главный персонаж, обладающий развитым характером, все остальные – «маска +» (трансформированная маска).

 

Список использованной литературы

 

1. Гольдони Карло. Комедии. /Перевод с итальянского под редакцией А. К. Дживелегова - т. I. - М. Художественная литература, 1933.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.