Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жена, в которой муж находит себе поддержку






Благодаря проводимым мною занятиям по психологии семейной жизни я получила широкие возможности для выступления по телевидению. Однажды вечером после съе­мок ведущий передачи, оператор и остальные члены съемоч­ной группы забросали меня множеством вопросов и ком­ментариев. Замечание, показавшееся мне наиболее инте­ресным, исходило от ведущего, бравшего у меня в процессе передачи интервью. «Миссис Ван Пелт, — сказал он, — Вы совсем не отвечаете моим представлениям о женщине, соз­давшимся у меня после прочтения популярных книг на жен­скую тему...»

Рассмеявшись, я попросила его не говорить этого кому-либо из моих студентов. Тем не менее я поняла то, что он хотел сказать. Он и вся съемочная группа не ожидали, что женщина может говорить на тему о традиционном браке живо, с юмором и убедительно. Они представляли себе типи­чную жену, подчиняющуюся мужу, бессловесное создание, униженную рабыню, старающуюся угодить каждой прихоти своего господина и повелителя и глотающую слезы стра­далицу, — короче говоря, женщину, лишенную индивидуа­льности, своеобразия и не заявляющую о себе как о лич­ности.

По моему представлению, Бог предопределил, что семей­ное счастье возможно только для супругов, оказывающих друг другу поддержку. Вместо того, чтобы бороться за гла­венство или превращаться в бесправное и бессловесное су­щество, жена не только позволяет мужу быть главой семьи, но и вдохновляет его на это, оказывая ему всяческую под­держку.

Даже если ей приходится приспосабливаться к жизни своего мужа, она старается быть такой же умелой, разумной, трудолюбивой, опытной, ласковой, нежной и доброй, как та идеальная женщина, описанная в Притчах, 31. Она — не рабыня и не «рабочая лошадь» в хозяйстве. Ее можно срав­нить с исполнительным вице-президентом семейной фир­мы. Брак — это союз людей, дополняющих друг друга, и ключевым понятием здесь является взаимоподдержка.

СМЫСЛ ПОДЧИНЕНИЯ

В подчинении нет ничего унизительного, и мы не дол­жны стесняться этого слова. Когда мы уясняем для себя библейскую цель семейных отношений, основанных на взаи­моподдержке, нам становится понятно, что, подчиняясь, женщина не становится на более низкую ступень, чем муж­чина, и что подчинение не означает беспрекословного повиновения. И тот, кто подобным образом интерпретирует такие тексты Писания, как Ефесянам 5: 22 и 1 Петра 3: 1, заблуж­дается. Эти тексты не имеют своей целью заронить страх в сердце рядовой христианской женщины, они не ставят жен­щин в положение граждан второго сорта.

Христианская концепция взаимной поддержки подразу­мевает, что подчинение со стороны женщины — это добро­вольное подчинение женой своих собственных прав правам мужа. Итак, слово «подчинение» звучит устрашающе только в том случае, если его рассматривать вне системы отно­шений, основанных на взаимной поддержке.

ЧТО НЕ ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «ПОДЧИНЕНИЕ»,

«Считаете ли вы, что я подчиняюсь своему мужу?» — спросила я как-то свою аудиторию, состоящую из двухсот молодых женщин. Ответы заставили нас всех много смеять­ся. Одна женщина заметила, что я слишком высокая, чтобы подчиниться, а другая сказала, что я «слишком много го­ворю». Как искажено наше понятие о смысле подчинения!

А ведь не так давно этот вопрос стоял передо мной совсем не в форме шутки. Способна ли я, человек с сильной волей, доминирующего склада, подчиняться? В высшей школе я была лидером, капитаном спортивной команды, ведущей, ответственным лицом, организатором почти всего того, что следовало вести и организовывать. Того же ли я ожидала от своего брака? Итак, мне пришлось серьезно взяться за рас­смотрение общего представления о том, что означает быть женой, подчиняющейся мужу, создавая с ним союз, основан­ный на взаимной поддержке.

Благодаря исследованию этого вопроса я поняла, что же­на, позволяющая «вытирать о себя ноги», столь же далека от Божьего идеала, как и муж, находящийся под башмаком у жены. Ни та, ни другая крайность не была предусмотрена в гармоничном браке. Христианской целью является взаимное подчинение, но в случае конфликта от жены ожидается умение уступить, промолчать или согласиться. Однако это не означает, что жена должна быть безмолвной, оставляя все на усмотрение своего супруга. Если она интуитивно по­нимает суть предмета или имеет особое мнение по вопросу, она обязана поделиться своими мыслями с мужем; ему же необходимо учесть ее мнение, принимая решение. Если она утаила свои соображения, свое понимание предмета, то этим она отступила от принципа подчинения, поскольку подчи­нение предполагает добровольное и осознанное признание руководства мужа.

Подчинение не означает беспомощности и полной зави­симости от мужа. Оно не подразумевает отказа от ответствен­ности или принятия решений в случае необходимости. Же­на имеет свои обязанности и должна обладать свободой для их выполнения. Если необходимо принять решение, она делится своими планами с мужем и берет на себя ответствен­ность за их осуществление. Если она не имеет возможности посоветоваться с ним в каком-нибудь конкретном случае, то она действует, полагаясь на свой здравый смысл.

Подчинение — ни в коем случае не рабская покорность. Жена, считающая, что решение мужа неправильно или чре­вато тяжелыми последствиями для благополучия семьи, должна сказать ему об этом уважительно, но твердо и от­кровенно. Если жена всегда говорит: «Делай так, как счита­ешь правильным, дорогой», — никогда не высказав при этом своего мнения, даже если видит, что это решение приведет к беде, то это с ее стороны не подчинение, а глупая рабская покорность.

Слепое повиновение также чуждо истинному подчине­нию. Женщина, мирящаяся с унизительным отношением к ней мужа, потеряет его уважение. Если она не стремится реализовать себя как личность, то, по всей вероятности, она не уважает себя или очень быстро потеряет самоуважение. Здравомыслящему мужу нужна жена, а не коврик для вы­тирания обуви.

Такие крайности, как бессловесность, беспомощная зави­симость, рабская покорность и слепое повиновение не являю­тся качествами, характеризующими жену, понимающую, что такое истинное подчинение. Жена, умеющая подчиняться, обладает своим собственным достоинством и мнением, но ей также присущи уважение к главенству мужа и готовность ему подчиняться.

ЧТО ВХОДИТЕ ПОНЯТИЕ «ПОДЧИНЕНИЕ»

Жена, признающая главенство своего мужа, добровольно подчиняет свои права правам мужа. Но каким образом это осуществляется на практике? Насколько далеко может за­ходить женщина, подчиняя свои права?

Мой муж хотел бы слышать мое мнение по важнейшим вопросам, касающимся семьи, и если я ничего не говорю, он знает, что в чем-то он очень неправ. Когда он принимает решение по какому-нибудь вопросу, я обычно соглашаюсь с ним. Но если я вижу, что он упустил какие-либо стороны проблемы, я помогаю взглянуть на предмет глубже. После этого бывает, что он изменяет свою точку зрения, но если он твердо говорит мне «нет», я делаю все возможное, чтобы согласиться с его решением. В других случаях я говорю:

«Считай, что ты прав со своей точки зрения, а я права со своей». Мы можем никогда не прийти к соглашению по поводу его решения, но мне становится легче, потому что я выразила свое мнение. Эта свобода выражать свое мнение является еще одним компонентом отношений, основанных на взаимной поддержке.

Прежде чем умение приспособиться, необходимое для подчинения, реализуется, оно проявляет себя как психоло­гическая установка. Суть здесь не в механическом повино­вении, а в положительном внутреннем расположении. Жена может покоряться каждому желанию своего мужа, однако подчинение означает добровольно приспосабливать свои пра­ва к правам другого. Поэтому если это делается наперекор собственной воле, то это не истинное подчинение. Несмотря на всю свою видимую уступчивость, в душе жена, возможно, таит глубокую обиду и раздражение, которые, накопившись, могут вылиться в сильную ожесточенность. Рано или поздно сопротивление станет явным, и от этого никуда не уйти.

Признание главенства другого не подавляет личность женщины, да и вообще чью бы то ни было личность. На­ против, оно создает наилучшую атмосферу для творчества и более полного раскрытия индивидуальности. Бог хочет, что­бы мы полностью реализовали такие Его дары, как умствен­ные способности, проницательность и здравый смысл. Чтобы брак был счастливым, каждая личность должна иметь воз­можность для развития и совершенствования.

Другим аспектом подчинения является уважение.

Взаимное уважение мужа и жены — это пример для детей. Отцы и матери стремятся научить своих детей радостному и охотному повиновению, но их усилия будут эффективными лишь в том случае, если дети видят, что родители сами следуют этому принципу.

Иногда тот или иной супруг совершенно не осознает, как часто и каким образом он проявляет неуважение к другому. Мать может говорить: «Отец — хозяин», но в глубине души она знает, что это не так, потому что, как правило, в случае столкновения их интересов она поступает так, как ей забла­горассудится.

Дети быстро подмечают те случаи, когда мы не следуем в жизни тому, что проповедуем. Если они видят, что мать и отец проявляют взаимное уважение на деле, такой пример не может не повлиять на них. Каждому ребенку необходим герой. Мать может помочь своим детям видеть отца именно в таком свете, а не смотреть на него лишь как на домашнего банкира. Ее отношение к мужу оказывает огромное влияние на детей.

Известный судья по уголовным делам несовершеннолет­них Самуэль Лебовиц говорит: «Если бы матери понимали, что одна из важнейших их задач — создавать достойный образ отца для ребенка, они были бы вознаграждены чувст­вом глубокого удовлетворения, получаемого от того, что дети выросли хорошими». Тогда бы они, как он считает, не стояли бы перед ним в суде и со слезами на глазах не задавали бы ему вопрос, который он слышит так часто: «Судья, где же я допустила ошибку?» На основе своего богатого опыта судья предлагает совет, который он сформулировал всего в пяти словах: «Возврати отцу права главы семьи» (Аллен Петерсон. Супружеское дело, с. 72).

Иногда бывает, что женщина желает, чтобы ее муж про­являл себя главой семьи, но неосознанно препятствует ему делать это. Она может противиться любой его идее или критиковать его неудавшиеся попытки осуществлять гла­венство. Женщина может лишить его всякого желания пред­принимать усилия, бросая в случае неудачи реплику: «Я тебе это говорила».

Жена, поддерживающая мужа, оценит даже слабые по­пытки главенствовать, ободрит мужа. Если ее муж прини­мает решение, было бы лучше, чтобы она доброжелательно согласилась с ним, даже если это решение ей не нравится. Вполне возможно, что она согласилась бы с таким решением, если бы кто-либо другой, а не ее муж, принял его. Если муж, желающий главенствовать, встречает понимание и обод­рение своей жены, то у него не пропадет это желание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.