Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория поэтапного формирования умственной деятельности (ТПФУД) П.Я.Гальперина






Согласно деятельностного подхода, для того, чтобы сформировать у человека заданное психологическое качество, необходимо, прежде всего, выделить ту деятельность, в которой такое качество формируется в процессе развития деятельности. Теория перехода (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план наиболее полно разработана в учении Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988).

Вначале он занялся выявлением различия между орудием у человека и вспомогательным средством у животных. Это стало темой его кандидатской диссертации. Гальперин утверждает, что для животного орудие является вспомогательным средством, являющимся простым продолжением передних конечностей. Для человека – это подлинное орудие, которое фиксирует в себе операции общественного пользования им, и человек должен подчиниться этой системе операций, фиксированных за орудием.

Подобное различие можно обнаружить уже в наблюдениях за освоением простейших орудийных операций у человека в онтогенезе, например за овладением навыком пользования ложкой. Вначале ребенок старается схватить ложку как можно ближе к ее рабочему концу, резким движением поднимает ее косо снизу вверх, и, как правило, все содержимое ложки выливается. Ребенок действует так, как если бы подносил ко рту свой кулачок. А ложка является не более чем продолжением руки. Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные орудийные приемы пользования ложкой: не прямо в рот, но сначала вверх и все время строго горизонтально.

А затем высказывается очень важная мысль об объективном существовании в орудии системы орудийных операций, выработанных в ходе развития человечества и предстающих перед ребенком как «задача», которую необходимо решить, то есть усвоить зафиксированные в орудии способы его употребления, присвоив тем самым общественно-исторический опыт человечества. Орудийная операция представляет собой образец, которым субъект должен овладеть и которым он овладевает только постепенно.

Был проведен специальный эксперимент, в котором различия средства и орудия выступили достаточно ясно. Дошкольникам от 2 до 7 лет предлагалось вытащить с помощью небольшой лопатки, плоскость которой была прикреплена к ручке под прямым углом, небольшие игрушки из глубокого узкого ящика. «Вот мальчик 7 лет. Он неудачно захватил лопату и ему приходится делать акробатические движения всем телом, чтобы обеспечить правильное восхождение орудия. Он наклоняется вперед и набок, поворачиваясь грудью вправо и выворачивая правую руку локтем вверх, он буквально крутиться волчком вокруг орудия, которое остается прочной осью всего этого переизбытка движений. Здесь рука и все тело включаются в систему орудийных операций и всячески приспосабливаются к тому, чтобы сохранить эту систему в нерушимом виде.

У маленьких детей происходит обратное. Владик 2-х лет, приподняв лопатку, затем сгибает руку в локте как если бы лопастью, на которой лежит игрушка, была сжимающая ее кисть руки, и нечего было опасаться падения игрушки. Ребенок действует так, как действуют рукой, а не лопаткой, лопатка следует за движениями тела и конечностей вопреки тем движениям, которые она должна была бы выполнять, следуя собственной логике, - она включается в систему ручных операций и становится простым удлинением руки.

При этом Гальперин подчеркивает еще одну важнейшую мысль: усвоение этих орудийных операций возникает только в ходе совместной деятельности со взрослым, который показывает ребенку приемы, зафиксированные в предметах. Отсюда понятно различие в способах усвоения опыта у животных и у человека: если в животном мире накопленный в процессе эволюции опыт передается главным образом генетически, то у человека опыт, приобретенный человечеством в ходе антропогенеза, должен быть присвоен каждым человеком в ходе совместной деятельности с другими людьми, владеющими уже этим опытом. Впоследствии приемы обращения с орудиями, показанные другими, становятся собственными способами обращения с этими предметами.

Так принцип единства сознания и деятельности был применен в антропогенезе. Дальнейшее развитие этот принцип получил в онтогенетических исследованиях Гальперина. Им было изучено, каким образом и при каких условиях осуществляется вращивание внешнего действия (ТПФУД).

Внешнее, материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства. Принципиально важно, что внешнее действие требует участия других людей (родителей, учителей), которые дают образцы этого действия и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания.

Внутренняя психологическая деятельность имеет такой же орудийный, инструментальный характер, как и деятельность внешняя. В качестве орудий выступают системы знаков.

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из трех частей: ориентировочную (управляющую), исполнительную (рабочую), контрольно-корректировочную.

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре – основными.

1 этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

2 этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия (ООД).

Гальперин: «именно ориентировочная часть в первую очередь отвечает за ход обучения и качество его результатов». Чтобы сформировать у ребенка представление о том, что и в какой последовательности нужно делать, необходимо сначала составить полный алгоритм выполнения заданий (схему ООД), и дать ее ребенку в форме не только устных указаний и объяснений, а во внешней, «материализованной» форме: например в виде карточки, на которой все это написано.

3 этап – материальный. Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой операции. При выполнении задания ребенок активно пользуется карточкой. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства (прохождение лабиринта с помощью пальца).

4 этап – громкой речи. На этом этапе учитель требует от ребенка проговаривания вслух каждого шага решения задачи. Если пропустить этот этап, ребенок будет делать ошибки при решении задачи без опоры на карточку. Словесное описание каждого элемента действия способствует резкому возрастанию меры обобщения действия.

5 этап – внешняя речь про себя. Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

6 этап – умственного или внутриречевого действия. Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

С помощью такого поэтапного формирования могут быть приобретены не только навыки решения задач, но и навыки чтения чертежей, грамматического анализа, опознания сложных объектов и т.п., что имеет самое непосредственное практическое применение.

Критики теории указывали Гальперину на то, что ТПФУД нельзя применять при решении творческих задач, когда необходимо найти способ их решения.


1.
^ Проблема способностей в исследованиях Б.М.Теплова


Борис Михайлович Теплов (1896-1965) в 1921-1925 гг. руководил физической и психофизической лабораторией, которые изучали зрительное восприятие по запросам военного ведомства – способы маскировки, военного строительства и т.д. Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а также изменения контуров и фигур при их различном расположении помог получить важные данные о свойствах зрительного восприятия.

В более поздний период интересы Теплова сосредоточились на проблеме индивидуально-психологических различий в разных видах деятельности. Тщательному экспериментальному анализу он подверг музыкальную деятельность (Теплов в юности несколько лет был учеником выдающегося пианиста Игумнова).

В работе «Проблемы индивидуальных различий» (1961) Теплов четко разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности.

Любую деятельность следует анализировать с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с его способностями, которые им самим могут и не осознаваться, поскольку лишь в процессе трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Теплов выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, хорошо развитыми у данного человека.

Т.о., Теплов рассматривал способности не изолированно друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях.

Теплову принадлежит одно из первых исследований способностей, которые обеспечивают успешность деятельности военачальника. Теплов изучал эту тему в годы войны, проанализировав различия меду теоретическим и практическим интеллектом. В классической работе Теплова «Ум полководца» (1961) рассматривался практический интеллект в его высших проявлениях на материале деятельности выдающихся военачальников, государственных деятелей. «Нет ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работа ума теоретического. Ум Петра 1 ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не значит обязательно легче), чем умственная работа политического деятеля или полководца».

Отсюда вытекает ряд важных следствий: практический интеллект не является низшим по отношению к теоретическому интеллекту; практический интеллект в целом более сложен, чем интеллект теоретический; теоретический и практический интеллекты едины по своим общим механизмам, но специфичны по условиям применения, задачам, материалу, требованиям к результатам и др.

В последний период жизни Теплов занялся исследованием психофизиологических основ индивидуальных различий. Базой стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии.

Лекция 19. Становление и развитие социальной и дифференциальной психологии
.

 

1.
Социальный дарвинизм Спенсера


2. «Психология масс» Лебона

3. Коллективная рефлексология Бехтерева

4. Исследования Гальтона.

5. Разработка методов диагностики Кеттеллом, Бине.
Формирование социальной психологии как составной части психологической науки имело некоторые особенности. Она возникла на стыке двух наук – социологии и психологии. Поэтому предмет социальной психологии формировался в двух направлениях: социальная детерминация поведения человека, с одной стороны, и психологизация социальных процессов, с другой. Т.о. предметом социальной психологии является соотношение индивидуального и социального, проблемы личности и общества.

Родоначальником классической социологии считается ^ Герберт Спенсер (1820-1903). Английский философ-самоучка, частенько затыкавший уши ватой, в надежде отгородиться от внешнего мира и сосредоточиться на своих мыслях. Дарвин называл его «наш философ». Автор огромного количества книг, многие из которых он диктовал секретарю в перерывах между теннисными партиями или сидя на веслах во время речных прогулок. Он не успевал отвечать на приглашения отобедать, со всех сторон ему расточали похвалы и выказывали уважение. Будь в то время изобретено телевидение, Спенсер наверняка не сходил бы с экранов.

Философией, принесшей Спенсеру столь шумное признание, особенно в Америке, был дарвинизм. Но в развитии этой теории Спенсер пошел дальше самого Дарвина. Утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. Вселенная развивается согласно закону выживания сильнейших. Именно из этого положения выросла концепция эволюции применительно к человеку и обществу, названная социальным дарвинизмом.

При условии невмешательства в действие закона выживания, согласно представлениям Спенсера, уцелеют только лучшие индивиды и системы. Идеи Спенсера способствовали процветанию духа индивидуализма и свободного предпринимательства. Он критиковал правительство за попытки регулировать жизнь граждан и выступал даже против правительственных субсидий на образование и строительство жилья.

Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы. Любая помощь государства, поддержка плохо функционирующих систем противоречит естественному эволюционному процессу, т.к. это ослабляет общество. Так решалась Спенсером проблема взаимоотношения человека и общества.

Эти идеи вполне соответствовали царившему в Америке духу индивидуализма, поэтому словосочетания «борьба за существование» и «выживание сильнейших» быстро стали частью национального сознания американского общества конца 19 столетия. США были живым воплощением идей Спенсера. Его основные труды – 10-ти томное собрание сочинений, двухтомный труд «Принципы психологии» 1855.

^ Основная задача новой науки - прояснить законы установления и поддержания социального порядка.

Основные методы: наблюдение и эксперимент. Методологическая проблема заключается в факте вовлеченности исследователя в те процессы, которые он анализирует (людей изучают тоже люди). Поэтому социолог должен постоянно отдавать себе отчет в собственной несвободе от своих интеллектуальных, эмоциональных и социально-статусных пристрастий, осознавать опасность идеологического прессинга.

Второй «материнской» наукой социальной психологии является психология, в частности 10-ти томный труд ^ Вундта «Психология народов», который издавался в 1900-1920гг. В этой работе Вундт исследовал различные стадии развития психических процессов, которые проявляются в объективных продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, социальных устоях, законах, морали. По мнению Вундта, в развитии психических процессов высшего порядка (обучаемость, память) ведущую роль играют социальные силы, т.к. они связаны с языком и прочими аспектами культурного воспитания.

Одной из первых социально-психологических концепций является психология масс Г.Лебона (1841-1931). Общество развивается благодаря смене идей. Определенная идея, изначально принадлежащая одному человеку, путем заражения проникает в душу массы, находя все больше приверженцев. Сама идея при этом неминуемо упрощается, почти теряя свое исходное значение, превращаясь в догмат, т.е. абсолютную истину на эмоциональной основе. Собственно говоря, только в этом своем превращенном, практически иррациональном виде идея и может оказывать регулирующее влияние на массу. Под воздействием каких-то идей мысли и чувства отдельных индивидов в большой группе принимают общее направление, что и составляет «закон духовного единства толпы»

Хотя анализу толпы Лебон уделял много внимания, основным предметом социального исследования он видел именно личность. ^ Как изменяется сознание и поведение отдельного человека в рамках большой группы.

Основные особенности поведения личности в «массе»

-человек приобретает большее сознание собственной силы и перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности

- вырвавшаяся на свободу иррациональность заставляет человека жить больше чувствами, а не разумом, следовательно, повышается его эмоциональность и снижается уровень критичности

- сниженная критичность ведет к повышенной внушаемости, что заставляет человека отказаться от своих индивидуальных интересов и от произвольного поведения

- следствие: снижение индивидуальной ответственности и передача этой функции лидеру.

Завершается характеристика личностных изменений необходимым требованием появления фигуры вождя, в котором должны персонифицироваться утерянные каждым членом толпы личностные атрибуты. Однако он никак не объяснил механизмов его выдвижения. Эта проблема стала предметом анализа для З.Фрейда в работе «Психология масс и анализ человеческого Я», вышедшей через 20 лет (1921) после психологии масс Лебона.

Соглашаясь с Лебоном в том, что человек массы обладает повышенной внушаемостью, Фрейд спрашивал о том, кто, собственно, является гипнотизером, т.е. обращался к анализу фигуры вождя.

При анализе механизмов выдвижения лидера принцип внушения (по Лебону) был малообъяснительным. Фрейд считает, что человек позволяет на себя влиять из-за желания быть в согласии и в любви с окружающими (принцип либидо: масса объединяется любовью). Любое разрушение либидозных связей приводит к разложению массы (феномен паники).

Т.о., природа связей индивидов в группе – эмоциональная: по вертикали (с вождем) и по горизонтали. Связи устанавливаются посредством механизма индентификации, когда человек отказывается от своего Я-идеального и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Так личностный атрибут становится «внешней силой» по отношению к человеку, которая может регулировать его поведение.

По мнению Фрейда, психология личности есть всегда социальная психология, т.к. в психической жизни человека всегда присутствует «другой» (Сверх-Я – идентификация с родителем, Я-идеальное – идентификация с лидером).

В отечественной психологии также возникали отдельные социально-психологические проблемы. Так, еще в работах Сеченова берет свое начало изучение психофизиологического предпосылок социального поведения человека. Социальная психология личности может найти начала своих проблем в работах Ланге, Лазурского и др. Особого внимания заслуживает система взглядов В.М.Бехтерева.

В 1921 г. вышла его основная социально-психологическая работа «^ Коллективная рефлексология». Предмет коллективной рефлексологии – «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов»

Бехтерев разводил понятия организованного и неорганизованного коллектива (толпы). Занимался исследованием малых групп, изучал конформизм (не используя этот термин Аша), выделял три основные причины возникновения коллектива:

 


  • социальный инстинкт, который заставляет человека входить в сообщества,

  • невозможность решения большого числа задач в индивидуальной деятельности

  • механизмы социального отбора и социальной поддержки (слабый может получить поддержку в коллективе, что заставляет его подчинять свои интересы интересам коллектива).


Коллективная рефлексология была во многом механистичной, но она предвосхитила многие современные вопросы психологии малой группы.

В начале 20 в. в России сложилась противоречивая ситуация для формирования социальной психологии. В 20-х годах развернулась обширная дискуссия о предмете социальной психологии (изложена в «Социальной психологии» Г.М.Андреевой). Существование официальной идеологии требовало от всех общественных наук ориентации на марксистскую философию. Две аксиомы: 1) марксистская философия как догмат не нуждается в доказательстве и дополнительном исследовании; 2) для тоталитарного режима идея о многообразии отношений личности и общества выступают как лишние и вредные. Отношения эти просты и однозначны – отношения полного подчинения. Естественно, при такой ситуации в обществе не нашлось места социальной психологии.

Впрочем, говорить о полном отсутствии социально-психологической проблематики в советской психологии довоенного периода было бы неправомерно. Отдельные социально-психологические вопросы изучались в рамках таких дисциплин, как психология труда, возрастная психология. Это позволило современной отечественной социальной психологии довольно быстро занять свое место в психологии.
^ Дифференциальная психология
Стремление изучить те признаки, которые отличают людей друг от друга и придают им неповторимое своеобразие, было свойственно уже первым работам о природе человека. Один из учеников Аристотеля – Теофаст набросал описания различных типов людей в трактате «Этические характеры». В работах Гиппократа и Галена делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти и в работах Локка и Дидро. Однако объективное изучение индивидуальных различий могло происходить только на основе их экспериментального исследования.

Организатором нового направления исследований стал английский ученый ^ Френсис Гальтон (1822-1911).

Гальтон обладал исключительными умственными способностями (по косвенным оценкам его IQ бал равен примерно 200) и неисчерпаемым запасом творческих идей. Среди предметов его исследований были такие: дактилоскопия, мода, влияние географических факторов на данные о народонаселении, тяжелая атлетика и эффективность молитв. Он также изобрел печатающее устройство для телетайпа, приспособление для открывания замков и перископ, позволявший ему при нахождении в плотной толпе наблюдать парад поверх голов других зрителей.

Один случай, произошедший с Гальтоном в период ученичества в больнице, хорошо иллюстрирует пытливость его ума. Желая выяснить влияние различных лекарств, он начал принимать малые дозы и отмечать, какой эффект оно вызывает. Начал с буквы А, и закончил исследования на букве С – после того, как попробовал кротонового масла, которое использовалось в качестве слабительного.

Когда его кузен Чарльз Дарвин опубликовал свой знаменитый труд «О происхождении видов», он немедленно обратился к изучению новой теории. В первую очередь его интересовали биологические аспекты эволюции.

Первая книга Гальтона по психологии «Наследственный гений» была опубликована в 1896г. В этой работе Гальтон пытался показать, что рождение гениальных детей в семьях гениальных родителей происходит значительно чаще, чем это можно было объяснить исключительно влиянием окружающей среды. Основная мысль этой книги в том, что у выдающихся отцов рождаются выдающиеся сыновья

Конечной целью Гальтона было способствовать рождению «качественных личностей» и препятствовать рождению «некачественных». Чтобы помочь достижению этой цели, он создал новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей. Он утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Если бы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений, то в результате возникла бы новая высокоодаренная человеческая раса. Гальтон предлагал разработать специальные интеллектуальные тесты для отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы. Он также рекомендовал создавать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно продет тестирование. (Ни сам Гальтон, ни его братье не имели детей. По-видимому, это была проблема генетического характера).

В своих попытках проверить свою евгеническую теорию Гальтон обратился к статистике. Его данные показали, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся сыновей, по сравнению с людьми со средними способностями. (Из 4000 детей одаренных родителей 977 мужчин впоследствии стали знаменитыми. Когда же группа родителей выбиралась на случайной основе, то одаренных детей насчитывалось, как и ожидалось, меньше, только 332).

Главный вывод Гальтона состоял в том, что различия между индивидами определяются фактором наследственности. Все другие причины (воспитание, пребывание в определенной среде и т.д.) существенного значения не имеют.

Гальтон использовал биографический метод и метод анкетирования. Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по материалам которой была написана монография «Английские ученые» (1874). Большинство биографических данных относились к родословным известных ученых. Его исследования показывали, что каждый знаменитый человек наследует не только гениальность, но и особую форму ее проявления.

Гальтон никогда не бывал полностью удовлетворен исследованием если не мог получить количественных данных и провести их статистическую обработку. Он все время что-то считал. Его девизом было: все, что возможно сосчитать – считайте. Работы Гальтона в области статистики привели к открытию корреляции в 1988 г., которое стало результатом наблюдений Гальтона за тем, как количественные характеристики наследственных признаков регрессируют к своему среднему значению. Он отмечал, что сыновья очень высоких людей, в среднем, бывают ниже своих отцов, в то время как сыновья очень низкорослых мужчин оказываются, в среднем, выше своих отцов. Формула Гальтона в наше время уже не используется.

При поддержке Гальтона его студент Карл Пирсон вывел формулу коэффициента корреляции r – регрессия, как факт признания важности гальтоновского открытия тенденции регрессирования наследственных признаков к среднему значению. Метод исчисления корреляции существенно обогатил психологию, стал предпосылкой разработки факторного анализа.

Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов для измерения умственных способностей. Он опирался на положение Локка о том, что знание дается нам через ощущения. Если это положение верно, то у наиболее одаренных людей проявляются более тонкие ощущения. Тот факт, что умственно отсталые люди нередко имеют неразвитые чувства, подтверждает эту мысль.

Для выполнения своих исследований Гальтону было необходимо изобрести устройства для сенсорных измерений. Он придумал свисток для определения наивысшей различимой частоты звука. Фотометр для измерения точности с которой человек может различать два разных цветовых тона, маятник для определения времени реакции на звук и свет, набор бутылок с разными веществами для проверки обоняния и т.д.

В 1884г. он основал антропометрическую лабораторию, которая просуществовала 6 лет. За это время был обследовано более 9 тысяч человек. Измерялись в числе прочих рост, вес, объем легких, сила различных мышц, частота дыхания, острота слуха, зрения и цветового восприятия. Цель программы – определение диапазона человеческих возможностей населения Великобритании с целью выяснения интеллектуального потенциала нации.

Сто лет спустя группа психологов из США проанализировала данные обследований. Им удалось выявить существенную корреляцию между результатами современных тестов и исследований, проведенных в прошлом веке. Т.о. ученые сделали заключение о том, что данные Гальтона несомненно продолжают представлять научную ценность.

О необходимости использовать тесты писал и российский ученый Г.И.Россолимо. Ему принадлежит идея разработки новых методов диагностики психически больных детей. Наибольшую известность приобрела его «Методика психологических профилей», опубликованная в 1910 г.

Диагностировался уровень развития 22 психических процессов (11 – по сокращенному варианту). При этом все психические функции делились на три группы: группа А – внимание и воля, группа В – память и восприятие, группа С – мышление, комбинаторные способности, наблюдательность. По каждому из этих процессов давалось десять заданий, в зависимости от выполнения которых оценивалась сила испытуемого по 10-баллной системе. Сумма положительных ответов заносилась на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая – психологических профиль субъекта.

Задания варьировались по категориям испытуемых (дети взрослые, образованные, необразованные). Для детей младшего школьного возраста была разработана специальная серия заданий «Краткий метод Россолимо», а для дошкольников создана особая система заданий «Метод элементарных представлений профессора Россолимо». Эти результаты способствовали развитию дифференциальной психологии в России.

Психологом, разрабатывавшим новые методы диагностики, стал ученик Вундта Джеймс МакКин Кеттелл (1860-1944).

Вначале занимался философией. Психологией увлекся после проведения им экспериментов с наркотиками. Он испробовал их на себе огромное множество: от кофеина и табака до гашиша, морфина и опиума. Некоторые наркотики, в особенности гашиш, значительно улучшили самочувствие Кеттелла и сказались на умственной деятельности ученого: «Я чувствовал, что совершаю выдающиеся открытия в естественных и гуманитарных науках, единственно, чего я боялся, что забуду их до утра». Позже он писал: «Чтение меня не привлекает, внимание рассеянно, пишется с трудом, я в полном замешательстве». К тому времени его уже мало беспокоило то, что ему не удается определить результативность употребления наркотиков. Он все больше изумлялся, наблюдая собственное психическое состояние. Так у него появилось желание стать психологом.

В 1883г. он начал учиться в Германии у Вундта. Вундт не занимался индивидуальными различиями, и Кеттелл после получения докторской степени уезжает в Англию, где и происходит его встреча с Гальтоном

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.