Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 15. Генетическая и когнитивная психология






1. Теория Пиаже, Брунера

2. Теория Фестингера, Келли
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Про него говорили, что он надолго затормозил развитие психологии детского мышления. Есть шутливый парадокс: авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Людмила Филипповна Обухова, известная отечественная исследовательница в области детской психологии писала, что зарубежная психология буквально блокирована идеями Пиаже. Есть много интерпретаторов Пиаже, но никому не удается вырваться за пределы разработанной им системы.

Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии (его докторская диссертация была посвящена моллюскам). Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта, и этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, причем, адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема не дается в готовом виде человеку при рождении. Она вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой (ребенок осознает понятие числа, играя с камушками).

Изучая связь мышления с речью (20-е годы), он задавал детям вопросы: почему дует ветер, откуда берется дождь, откуда луна на небе появилась. Анализируя ответы детей, он пришел к выводу, что развитие мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним. Также и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.

Эта позиция Пиаже вызвала критические замечания со стороны Выготского и Штерна, которые доказали, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот.

Пиаже открыл особенности детского мышления, такие как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Эти особенности получили название феноменов Пиаже.

Ребенку дается задание срисовать некий макет местности: горки, спуск, домик и т.д. Он это делает. Затем дается задание срисовать его с позиции куклы, которая сидит с другой стороны макета. Однако ребенок до определенного возраста (6-7 лет) не понимает этого: он опять рисует местность так, как видит ее сам со своей позиции. Эгоцентрическая позиция приводит и к склонности объяснять природные явления как продукт деятельности людей (ветер дует и помогает людям на парусниках, луну сделал Боженька или космонавты). Несмотря на большую информированность московских детей по сравнению с женевскими 20-х годов, в ответах проявляются те же особенности эгоцентрического мышления дошкольников.

В 30-годы Пиаже занялся исследование операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительный операций. Операции – это усвоенные ребенком (интериоризированные) действия.

Отдельные интеллектуальные операции появляются и развиваются у ребенка постепенно.

От рождения до двух лет у ребенка развивается сенсомоторный интеллект.

С двух лет ребенок уже способен к символическому мышлению. Стадия длится до семи лет. Это предоперационная стадия, когда у ребенка начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. На этой стадии наблюдается множество феноменов Пиаже. В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал представления детей о сохранении количества, что является критерием сформированности операции, ее обратимости: ребенку дают два одинаковых шарика из пластилина. На его глазах экспериментатор раскатывает и один из шариков в колбаску и спрашивает: где больше пластилина. Ребенок отвечает, что в колбаске, потому что она длиннее. Таким образом Пиаже доказывал, что обратимость доступна детям только в конце дошкольного возраста. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться.

С семи-восьми лет до 11-12 лет эти феномены исчезают. Эта стадия конкретных операций. Формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.

Лишь на стадии формальных операций с 11-12 до 15 лет, завершающейся окончательным становлением интеллекта, подросток приобретает способность к осуществлению дедуктивного рассуждения.

В настоящее время подвергается критике его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Исследования Гальперина, Давыдова свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм.

Отсюда вывод: феномены Пиаже могут быть получены только при соответствующем методе исследования детского интеллекта – методе возрастных срезов. Если использовать другие методы, а именно, формирование умственных действий, то получаются совсем иные результаты: в том же возрастном периоде никаких феноменов Пиаже не обнаруживается. Важен не сам факт, важен путь его получения. Меняем путь – получаем новый факт. Поэтому нужно не только коллекционировать или обобщать факты – нужно знать способ их получения. Вот зачем психологам изучать историю психологии. Она не есть некий довесок к основной психологии, она – необходимое звено любого психологического исследования.

Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем американского психолога ^ Джером Брунер (р.1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся из размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.

В структуре восприятия Брунер выделил три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма).

На основе кросскультурных исследований Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т.е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти усилители могут быть как реальными, техническими, так и символическими, причем разные культуры вырабатывают разные усилители.

Проведенное Брунером кросскультурное исследование феноменов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Брунер разработал методику формирования искусственных понятий, которая была опробована на разных детях. Он пришел к выводу, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как всем детям присущи любопытство и желание научиться решать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами, в результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали существенное влияние на систему американского образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.