Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эго-психология






Значительное влияние на развитие глубинной психологии оказали работы младшей дочери Фрейда - ^ Анны Фрейд (1895-1982).

В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» ею были систематизированы мысли Фрейда о защитных механизмах. Тогда же она начала развивать мысли о цельности Эго и его самостоятельной роли в психической жизни человека. Эти положения легли в основу Эго-психологии.

Эта концепция исходила из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное, но сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Основные ее труды были посвящены исследованию трудных детей, агрессивных и тревожных. Согласно А.Фрейд, нормальное детское поведение предполагает существование элементов двух стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо. Именно слияние либидо и агрессии нормально и типично. Но кроме нормального проявления агрессивности (стремление удержать игрушку) бывают патологические проявления агрессивности. Такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка). Она считала причинами появления агрессивности либо полное отсутствие объектов любви, либо частую смену этих объектов, либо невозможность установить отношения с объектами любви. Т.о., агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии.

В таком случае, коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

Наибольшую популярность среди последователей А.Фрейд получил ^ Эрик Эриксон (1902-1994).

На теорию Эриксона оказали влияние его личные впечатления, т.к. в первые годы жизни он пережил трудности, которые позднее описал и проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье, религии.

Эриксон вчитал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, но и друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности. При этом подчеркивалась важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выдели восемь основных этапов в развитии идентичности, проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Каждый этап формирует новое, необходимое для социальной жизни качество и готовит ребенка к следующим этапам. Каждая стадия позволяет формировать противоположные качества и черты характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

В противовес ортодоксальному психоанализу Эриксон доказывал необходимость исследования не невротиков, а хорошо социализированных и уверенных в себе подростков.

Первая стадия – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия.

Вторая стадия – с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

Третья стадия – с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдения.

Четвертая стадия – с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько хорошо ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями, зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия – с 14 до 20 лет. Она связана с формирование у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор профессии. В это время очень важно адекватное осознание себя, своих способностей и предназначения.

Шестая стадия – с 20 до 35 лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

Седьмая стадия – с 35 до 60-65 лет. Она связана со стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности.

Восьмая стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. Формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных эпизодов и прожитой зря.

Чувство отчаяния может появиться и раньше, оно всегда связано с потерей идентичности, цельности, непротиворечивости личности. Эриксон впервые подверг сомнению необходимость формирования самостоятельности, преодоления чувства неполноценности или вины. Если у ребенка сформировалось базовое чувство недоверия, зависимости, то для него важнее оставаться в русле заданного пути развития, чем изменять его, вступать на несвойственный путь, т.к. это может нарушить цельность личности. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни.

Структура идентичности включает в себя три части:

1) соматическая идентичность – организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром;

2) личностная идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека;

3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности.

Кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем (М.Лютер)

Т.о., теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов к личности.

Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Несмотря на то, что некоторые положения этой школы устарели, основные открытия составляют ядро современной концепции формирования личности.

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.