Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Психоанализ






 

1.
Теория Фрейда

2.
Аналитическая психология Юнга

3.
Индивидуальная психология Адлера

 

Психоанализ является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. В отличие от предыдущих направлений в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты – на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ.

К моменту создания психоаналитического учения представления о бессознательном имели широкое хождение как среди философов, так и среди медиков (изучалось состояние сомнамбулизма и роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов). Поэтому Фрейду не принадлежит приоритет ни в постановке проблемы, ни в выдвижении целого ряда идей, на основе которых был создан психоанализ. Главная заслуга Фрейда состоит в том, что на основе разрозненных идей, благодаря своей настойчивости и авторитарности, амбициям и невротическим переживаниям, трудным воспоминаниям детства и юности он сумел создать нетрадиционное учение, оказавшее заметное влияние на смену парадигм мышления. Важным для Фрейда было положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека.

З.Фрейд (1856-1939) после окончания медицинского факультета Венского университета защитил докторскую диссертацию и занялся частной практикой. Вначале он работал хирургом, но, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью. Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Шарко на сеансах лечения истерии демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Так, если внушить пациенту, чтобы он по пробуждении от гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Однако адекватно объяснить мотив своих действий он не сможет и попытается придумать фиктивную версию. Подобного рода феномены подготавливали представление Фрейда о том, что сознание маскирует непостижимые для индивида мотивы его поступков.

По возвращении в Вену Фрейд стал интересоваться возможностью лечения истерических расстройств внушением. В 1891-1896 г. он разрабатывает совместно с Брейером особый метод гипнотерапии. Когда пациент в состоянии гипноза рассказывал о травмировавших его событиях, симптомы истерии ослабевали или совсем исчезали. Брейер называл этот феномен катарсисом – термином, применявшимся Аристотелем для обозначения «очищения души» при восприятии трагедии.

Из совокупности связанных с лечением истерии фактов вытекало, что:

а) аффективно окрашенные впечатления, вытесненные в силу каких-то причин из сознания, продолжают оказывать влияние на человека и могут придать его поведению аномальный характер;

б) источник патологических изменений самим больным неосознаваем;

в) чтобы добиться лечебного эффекта, нужен гипнотический сон, при котором возможно освобождение от травмирующих эмоций путем катарсиса. Но они не исчезают. Их заместителями становятся симптомы истерии. Но если этим патогенным мыслям или импульсам предоставить возможность вновь появиться в сознании, наступает облегчение и заменявшие их симптомы либо исчезают, либо становятся менее резкими.

В дальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался. Вместо гипноза он стал широко применять методику «свободных ассоциаций». Он требовал, чтобы пациенты, находясь в расслабленном состоянии, не ставя перед собой никаких интеллектуальных задач, непринужденно высказывали любые мысли, приходящие им в голову, каким бы странными они им не казались.

Предполагалось, что их течение не случайно и не хаотично, а определенным образом детерминировано (принцип причинности ассоциаций). Особое внимание Фрейд обращал на замешательство, которое (неожиданно для самих себя) испытывали его пациенты при свободном ассоциировании слов. В этом замешательстве он искал намек на события, некогда нанесшие человеку душевную рану. Предполагалось, что особый механизм блокирует травмирующее представление, не допускает его в сознание. В пунктах, где испытуемый начинал запинаться, где он отказывался от дальнейшего ассоциирования, Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, на которые бдительное сознание наложило табу.

Брейер настороженно отнесся к новому методу лечения истерии. Впоследствии Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия. Он считал, что в отношениях с Шарко и с Брейером он трансформриоал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям – восхищенное поклонение и желание найти свой собственный путь в науке, превзойти учителей.

В качестве силы, движущей душевной жизнью Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Мысль о том, что странности в поведении могут иметь сексуальные основания, возникала у неврологов еще до Фрейда. Эти странности объяснялись чисто физиологически. Влечение объяснялось деятельностью половых желез, нервных центров и т.д.

Однако в психотерапевтической практике всплыло обстоятельство, которое толкнуло Фрейда к решительному пересмотру своих взглядов. Это был случай с одной пациенткой, вошедшей в историю психоанализа под именем Анны О. Девушка страдала от истерических симптомов, выраженных в расстройстве зрения, речи, движений. Причина этих симптомов усматривалась в том, что ей приходилось сдерживать себя, чтобы не проявить в своем поведении чувства вины перед тяжело больным отцом.

Брейер полагал, что эти симптомы являются эффектом самовнушения, и, поскольку девушка в состоянии гипноза могла «излить душу», ее рассказ трактовался как катарсис – освобождение от подавленных, мучительных чувств, их отреагирование. Но тут произошло событие, которое спутало карты Брейра и Фрейда, видевших излечение в результате разряда нервной энергии. Девушка стала выражать к доктору Брейеру сексуально окрашенное чувство любви. Брейера это привело в смятение, и он отказался от дальнейшей терапии. Фрейд же, продолжая изучать поведение Анны О., пришел к выводу, что пациент перенес на лечащего врача чувства любви, страха и другие, которые он испытывал по отношению к родителям. Он выразил это явление в понятии, ставшем одним из главных в психоанализе – в понятии «трансфера». Трансфер – перенос, обмен энергией между пациентом и врачом

Свой подход Фрейд назвал психоанализом, изложив его основные положения в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он неизменно считал своим главным трудом. В ней сновидения рассматривались как разряд эмоционального напряжения, выраженный в иллюзорной реализации влечений, скрытых в символике образов. Описывались механизмы построения этих образов: сгущение, вытеснение, искажение и другие изменения, которые происходят благодаря бдительной «цензуре» сознания.

В психической жизни выделялось три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.

Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидо. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов налагаемых обществом.

Предсознательное содержит психические акты, которые без особого напряжения могут стать предметом осознания.

Сознательное не является пассивным отражением процессов, которые совершаются в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии неизбывного конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения.

Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой. Врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая деятельность. Психическая энергия стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению влечений. Поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, т.к. при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения в сеансе психоанализа и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.

В книгах «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному» предлагалась одна и та же интерпретация: либидо как мощное мотивационное начало прорывается сквозъ «цензуру» сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, а по существу, имеющих второй символический план. Подавление влечения проявляется в бодрствующем состоянии в виде различных обмолвок, описок, забывания определенных вещей, имени человека, с которым сопряжены неприятные чувства и т.д. Шутки и каламбуры также есть не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного ограничениями, которые накладывают на субъекта социальные нормы. Такая разрядка вызывает чувство удовлетворения.

Центральной для Фрейда становится идея превращений, претерпеваемых сексуальным инстинктом в онтогенезе (концепция об инфантильной сексуальности). Вокруг этой концепции разгорелись особенно острые дискуссии. Фрейд считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах.

Первый этап - либидо-объект – характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и называется оральная стадия, т.к. удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок не смог в данный период реализовать свои либидозные желания (ему не давали соски). Для этого типа личности характерна инфантильность, зависимость от взрослых, конформность.

Второй этап длится до начала полового созревания и называется либидо-субъект. Для реализации либидо ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап период нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма делится на несколько стадий:

- анальная (до 3-х лет) – ребенок учится определенным навыкам туалета, у него формируется чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует упрямый, жестокий, аккуратный и бережливый характер;

- фаллическая (с трех лет до подросткового возраста) – дети начинают осознавать свои сексуальные отличия. Формируется эдипов комплекс, растет напряженность в отношениях с родителями своего пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется либидо-объект, т.к. для удовлетворения либидозного влечения человеку необходим партнер. Эту стадию называют генитальной, т.к. для разрядки человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола.

В развитии личности ребенка огромно значение родителей. Травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявится значительно позднее.

Вскоре Фрейд обратился от индивидуального поведения к социальному, к истории человеческой культуры, ища в ней (мифах, обычаях, памятниках литературы) воплощение все тех же комплексов, все тех же сексуальных сил. Пансексуализм оттолкнул от него даже его прежних учеников (Юнга, Адлера).

В дальнейшем в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Я и Оно» (1923) он предлагает иную модель личности, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго), и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

^ Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго – посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов.

Особое значение придавалось сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид вырастает из непосредственного опыта, а Я – индивидуального, то супер-эго – продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы.

^ Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

От напряжений, испытываемых эго под давлением различных сил, личность спасается с помощью специальных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними устанавливается трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение и обеспечивает катарсис, т.к., принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Такая терапия была названа директивной, поскольку основана она на внушении.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа настолько проникли в «кровь» западной культуры, что ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике, обнажающей несостоятельность его социологических и медицинских концепций.

2. Аналитическая психология Юнга

В 1908 г. была организована Международная психоаналитическая ассоциация. Одними из наиболее активных ее деятелей становятся Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937). У истоков психоанализа их имена были так тесно связаны, что когда Юнг на просьбу хранителя Британского музея назвать свою фамилию сказал «Юнг», тот переспросил: «Фрейд – Юнг – Адлер?» и услышал в ответ извинение: «Нет, только Юнг».

Юнг – швейцарский психиатр, приобретший известность изобретенным им тестом на ассоциацию слов. Мысль о том, что ассоциации могут быть использованы для изучения скрытых тенденций личности, а не только памяти и мышления, носилась тогда в воздухе. Юнг пришел к ней независимо от Фрейда. Познакомившись же с теорией Фрейда, он стал применять ее в психиатрической клинике.

Через несколько лет Юнг отказался от трактовки полового влечения как стержня личности и источника конфликтов. Он предложил понимать под либидо любую потребность, а не только сексуальную. Фрейд обвинил Юнга в десексуализации психоанализа, увидев в этом измену школе.

Определенные расхождения существовали и по вопросу психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена. Юнг поддерживал директивность отношений только в начале курса, считая, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912 г., после того, как Юнг опубликовал свою книгу «Символы трансформации».

Юнг выдвинул собственную систему, названную им «аналитической психологией». Одним из ее центральных пунктов стало «учение о коллективном бессознательном». Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения. Коллективное бессознательное – память поколений, с которой ребенок появляется на свет.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов. Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, а также в творениях культуры. Архетипы – это такие формы, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Юнг часто называл архетипы первичными образами.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, Анимус, Самость.

Эго является центральным элементом личного сознания, оно собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из их целостное восприятие собственной личности. Эго стремится противостоять всему, что угрожает сознанию, в том числе, и бессознательному.

Персона – эта та часть личности, которую мы показываем миру, каким хотим быть в глазах других людей. Это типичные роли, стиль поведения, одежда, способы выражения. Персона защищает человека от любопытных взглядов, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. В то же время Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем стремление слиться с ролью.

Тень – центр личного бессознательного. Тень систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержание тени – это те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, т.к. человеку необходимо вытеснять в бессознательно все большее количество желаний.

Расхождение между Юнгом и Фрейдом касались именно роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее лишь одной из составляющих структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, т.к. она – законная часть личности. Самое вредное – не замечать, игнорировать Тень. Анализ содержания тени (техника обращения с Тенью) помогает преодолеть ее негативное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т.к. является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость представляет собой центральный архетип всей личности, а не только его сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главная функция – соединять разные части души, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость, все более индивидуализируется.

Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, на Персону, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях). Интроверты строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений. Экстраверты исходят главным образом из норм и правил общества. Для интровертов опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, для экстравертов – опасность потерять себя.

Однако Самость не позволяет одной из сторон личности полностью подчинить другую. Эти две части души делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем.

Интроверты при общении с широким кругом незнакомых людей не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности – он заботливый, понимающий семьянин. Пример экстраверта – Толстой, интроверта – Достоевский.

Типология Юнга базируется на двух основаниях – доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений.

Мышление и чувствование – это способы принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди ценят порядок, системность в поведении. Чувствующие люди принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции. Мышление и чувства характеризую активных людей, способных принимать решения.

Ощущение и интуиция – это способы получения информации. Люди, у которых доминируют эти типы психических процессов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающий тип лучше реагирует на непосредственную ситуацию. Интуитивный тип – на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя эти функции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими – остальные функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.