Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика психологии Средневековья






Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи и установление христианства в Европе, т.е. V век.

Древнегреческая цивилизация в силу нарастающей социально-экономической деградации общества разрушилась. В тот период была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезала потребность читать книги. Вскоре никто не мог их уже и понять. Они сжигались для нагревания воды в общественных банях или же исчезали сотнями других неизвестных путей.

Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. В 4 веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале 6 века закрывается просуществовавшая около 1000 лет Афинская школа. Победившее христианство, ставшее в Европе господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, внушала непогрешимость церковных догматов

Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией. Внецерковной науки в то время в Европе не существовало. В развитии религиозной мысли выделяют этап апологетики (2-4 вв.), этап патристики (4-8 вв.), этап схоластики (11-14 вв.)

Апологетика – предвзятая защита, восхваление чего-либо, раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений.

Патристика – произведения «отцов церкви» 2-8 вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

Схоластика – религиозно-идеалистическая (школьная) философия, основанная на церковных догматах; бесплодное умствование.

Догмат – непререкаемая церковная истина, не подлежащая критике, принимаемая на веру.

При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии и философии. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство, поэтому психологические школы там свободно развивались.

На этапе апологетики церковь сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать. Наиболее ярко эту позицию выразил Квинт Тертуллиан (Верую, ибо это абсурдно), считавший, что христианству не нужно никакого философского обоснования: «После Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования… Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому что это нелепо… И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно»

Тертуллиан хотел тем самым подчеркнуть, что сила истинной веры обратно пропорциональна разумным доводам человеческого рассудка.

Однако после упрочения господства христианской церкви, к 5-6 вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения в положения христианства в соответствии с новыми реалиями. Так возник новый этап – патристика, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В это время церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Эти годы часто называют годами мрака, т.к. отсутствие государственной власти, постоянные набеги, эпидемии делали жизнь людей тяжелой и опасной. Фактически единственным очагом стабильности, культуры в то время была церковь.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Монахи были единственными грамотными людьми, а феодалы и даже высшая знать не умели писать и считать. Церковные ученые, работавшие при монастырях, изучали и развивали труды античных психологов.

К 12-13 вв. положение начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, стали появляться первые светские университеты, школы, т.е. грамотными были уже не только монахи, но и аристократия, купцы и ремесленники.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и его активное разъяснение. Схоластика развивала умение логически мыслить и строить свою речь. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер. И церковь становилась тормозом на пути развития науки, она препятствовала развитию новых концепций. Все большее значение приобретала инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

После античного этапа развития психология стремилась найти свое место в исследовании души, занять свою нишу, выделиться из богословия. Это привело к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу (Ибн Сина 9-10 вв.)

Большое влияние на психологию Средневековья оказывали работы Платона и Аристотеля. Если в 6-7 вв. ученым ставили в вину ссылки на античных авторов, то к 14-16 вв. наоборот, критика этих теорий могла привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры. Таким штрафам подвергался Д.Бруно, критиковавший некоторые положения Аристотеля

Важной психологической проблемой, изучаемой в эпоху Средневековья, стала проблема мышления и его взаимосвязи с речью (реализм, томизм, номинализм).

Новой проблемой психологии Средневековья стало изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В церковной психологии проводилось изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Это, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения (катарсиса), снятия вины за свои поступки. Недовольство собой не накапливалось, снималось напряженность от осознания своих грехов. Терапевтический эффект этих обрядов тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние.

Необходимо упомянуть еще об одном способе управления поведением людей, снижением их эмоциональной напряженности – это проведение карнавалов. Эти праздники давали возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить свой статус. Важно, что нарушение запретов на карнавале происходило в роли, под маской, т.е. в личине другого человека. Поэтому нарушение правил не вызывало тревоги и осознания своей греховности, оно приписывалось другому лицу.

В светской психологии на первый план выходили исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании.


1.
^ Развитие европейской и арабской психологии


Наиболее ярким христианским мыслителем этого периода был один из «отцов церкви» Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430).

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (лат. voluntas - воля). Воля каждого человека зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Знание заложено в душе, оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли.

У человека имеется внутренний опыт (когда душа поворачивается к себе, чтобы постичь собственную деятельность), отличный от внешнего. Этот внутренний опыт обладает высшей истинностью, даруемой Богом. Богом даруется и воля – источник активности человека. Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью. Известна работа Августина «Исповедь», в которой впервые говорилось о познавательной активности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и доказывалась непогрешимость внутреннего опыта.

Августин выделял семь степеней души:

1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение

2 – общая с животными, ощущает и видит сны

3 – присущи память и речь

4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых

5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти

6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины

7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины

Человек, достигающий последней степени, должен отрешиться от всех земных забот и быть поглощенным только созерцанием истины. Для обыкновенных смертных, погрязших в житейских делах, существует иной, более короткий путь: путь веры в авторитет: «Таким людям, которых всегда громадное большинство, полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести свою жизнь… Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда».

Т.о., Августин сыграл свою роль в укреплении авторитета церкви, и с той поры не только собственно Священное писание, но и труды «отцов церкви» не должны были подвергаться никакому сомнению на предмет их истинности.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал известный французский ученый ^ Пьер Абеляр (1079-1142). Некоторые историки говорят, что его жизнь интереснее его учения

У Абеляра есть произведение, аналогичное августиновской «Исповеди» по своему исповедальному характеру, это «История моих бедствий».

Образ жизни, блестящие философские лекции Абеляра, огромное количество его учеников, которые боготворили своего учителя, вызывали зависть очень многих. Собор 1121 года осудил его взгляды как еретические и заставил публично сжечь труд, которым он особенно гордился. В отличие от многих представителей схоластики, Абеляр постоянно подчеркивал преимущество знаний перед слепой верой: «Тот, кто читает священные тексты, ничего в них не понимая, уподобляется ослу с лирой, считающему, что можно играть не ней без всякой предварительной подготовки».

Особенно большую славу принес Абеляру его знаменитый роман с Элоизой. Абеляр стал ее учителем по просьбе ее дяди, у которого девушка воспитывалась. Абеляр вошел в дом Элоизы, и между учителем и ученицей вспыхнуло страстное чувство. Однако по условиям той эпохи существовали определенные препятствия к законному браку. Брак закрывал для Абеляра всякую духовную карьеру: безбрачие было обязательным для священников. Элоиза была тоже против брака: «Как непристойно и прискорбно будет, если ты – человек, созданный природой для блага всех людей, - посвятишь себя только одной женщине».

Тем не менее, Абеляр тайно обвенчался с любимой и увез ее к своей сестре, где она родила ему сына Астролябия. Брак этот было решено не предавать огласке. Но дядя Элоизы начал всюду рассказывать о нем, в то время как Элоиза отрицала факт брака. По совету Абеляра Элоиза временно уходит в монастырь. Однако дядя, решивший, что Абеляр хочет вообще избавиться от его племянницы, подкупил слугу и организовал нападение на Абеляра. Ночью его зверски изувечили. Абеляр вынужден был уйти в монастырь. Сохранилась их переписка, которая послужила основой для многих пьес и романов.

Абеляр возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, но сохраняется в мыслях людей. Он склоняется к идее Платона о том, что это значение – концепт слова – есть сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реальности. Эта теория получила название теории концептуализма.

Интерес представляет и его концепция развития нравственности и самопознания человека. Критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Значит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки действий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем его оценка самого себя. Здесь Абеляр сближается с Эпикуром, который также отстаивал субъективный критерий нравственности. Различие их позиций в том, что Абеляр считал в качестве критерия нравственности совесть – божественный дар, а Эпикур – духовные удовольствия.

С 8 по 12 вв. большое количество психологических исследований проводилось на востоке, куда переместились основные психологические школы из Греции и Рима. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в Халифате, который распространился от Индии до Испании в результате арабских завоеваний, не запрещалось проведение естественнонаучных исследований. Одним из самых выдающихся врачей в истории медицины был Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна 980-1037).

Ибн Сина разработал теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественнонаучное. В случае противоречия истина знания выше истины веры.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть все всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, а медицина и психология изучают конкретное, единичное.

Его трактат «Канон врачебной науки» в Европе затмил труды великих врачей древности Гиппократа и Галена и на протяжении нескольких столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах Западной Европы.

Ибн Сина полагал, что психические явления зависят от физиологических, и изучал чувствительность организма, его способность реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональные состояния. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств.

За этими положениями стоит мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. Сохранились сведения о медицинском опыте, принесшем ему мировую славу: Ибн Сина излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище - страх), в возникновении глубоких соматических сдвигов.

Другой арабский мыслитель Ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс, 1126-1198). Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Он доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Но универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела, и это свидетельствует о богоподобии человека. Т.о., душа смертна, разум бессмертен. Это разделение души и разума стало одним из важнейших положений теории Ибн Рушда. Способность к мышлению является потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум воздействует на наши потенциальные способности и вызывает в нас мысли.


2.
^ Психология позднего Средневековья и эпохи Возрождения


В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем католическая церковь вначале его запретила, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия, получившая название томизм.

Томизм складывался в противовес теории Аристотеля, в недрах которой зарождалась опасная для церкви концепция двойственности истины. Аквинский переделал теорию двух истин Ибн Сины; от считал, что в случае противоречий истина знания уступает истине веры.

От учения Аристотеля в томизме остались внешние атрибуты, суть же была разрушена.

У Аристотеля душа была формой, способом организации материального тела. У Фомы Аквинского она становится «чистым» субъектом, не обладающим ничем, кроме способности сознавать (Выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от разума). Чувственные образы, которые Аристотель трактовал как отпечаток вещи, у Фомы полностью дематериализовались, стали чисто духовными явлениями.

Одной из определяющих особенностей томистской психологии является принцип расположения всех явлений в ступенчатом ряду - от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Проведены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Низшее подчиняется высшему и служит ему. Фома считал эту картину переложением взглядов Аристотеля.

Томистская психология лишь внешне напоминала основанную на опытном и естественнонаучном исследовании психических явлений систему Аристотеля.

Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп богословия, в «Аристотеля с тонзурой».

Чем дальше, тем больше растет недовольство религиозной философией, крепнет стремление к эмпирическим (полученным из чувственного опыта) знаниям. Происходит это не случайно. В условиях разложения феодализма и появления первых капиталистических отношений растет роль практических и прикладных знаний.

Английский мыслитель ^ Роджер Бэкон (1214-1292) схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу.

Его называли «удивительным доктором», потому что он фактически создал для своего времени энциклопедию наук: математики, физики, этики, знал несколько иностранных языков. В своих трудах он подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, но невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук.

Р.Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто схоластические рассуждения не способны развивать интеллект.

Развивал проблему познания и Дунс Скот (1270-1308). Знание основывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс, это процесс активный. Все понятия душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним миром. Т.о., Скот ввел в психологию положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

Против томистской концепции души выступил номинализм (лат. «номен» - имя). В номинализме утверждалось, что абстрактные сущности – не предметы, они просто слова, звуки, имена. Никакой «идеи» человека отдельно от всех человеческих личностей нет.

Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета ^ Уильям Оккам – (1285-1349).

Отвергая томизм и отстаивая учение о двойственной истине, он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков, в том числе в ХХ веке.

Обращались они и к так называемой «бритве Оккама», к его правилу, согласно которому «не следует умножать сущности без надобности», иначе говоря, прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силам или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. «Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего».

К этой «бритве» впоследствии обратились психологи, чтобы утвердить, своего рода «закон экономии» (изучая поведение животных, не наделять их умом человека, если оно может быть объяснено более простым способом). Бритва Оккама – лозунг эмпиризма. Впоследствии при помощи этой бритвы было «отсечено» понятие душа в эмпирической психологии. Душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию.

Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, проблемы времен античности. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность (основанный на вере), которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки и отхода от догматизма.

15-17 вв. остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Эпоха Ренессанса ознаменовалась великими открытиями и изобретениями. Крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Боккаччо, Коперник, Д.Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли. Коперник, Шекспир. Расширение географии (открытие Америки) также влекло за собой развитие научных знаний.

В психологии того времени получили свое дальнейшее развитие проблема развития аффектов, проблема познания. Новым аспектом психологических работ стало исследование проблемы способностей.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал ^ Бернардино Телезио (1509-1588). Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Т.е., в его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Закону самосохранения подчиняется и развитие психики. Разум и эмоции регулируют этот процесс. Сила души проявляется в положительных эмоциях, слабость – в отрицательных. Слабость души мешает ее самосохранению. Разум оценивает ситуации с этой точки зрения.

Основной заслугой Телезио считается то, что он предложил новый объяснительный принцип развития психики – самосохранение, стремление к адаптации.

О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый ^ Хуан Луис Вивес (1492-1540).

В своей работе «О душе и жизни» Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на данных чувственного опыта. Он предложил новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Вивес доказал, что переход от частного к общему происходит по закону ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля (ассоциации представляют собой механизмы переработки знаний на низших уровнях познания).

Большое значение придавал Вивес проблеме эмоций. Он пришел к выводу о том, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Концепция Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я.Коменского.

Не меньшее значение для психологии имела и книга испанского психолога ^ Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это первая психологическая работа, посвященная изучению индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора, т.е. первая работа по дифференциальной психологии.

Основными способностями Уарте признавал воображение (фантазию), память и интеллект. Каждая способность объяснялась определенным темпераментом, т.е. соотношением четырех жизненных соков. Анализируя разнообразные науки и искусства, Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего походит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».

Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения необходимо отметить важнейшие исследования этого периода. В первую очередь, это труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. А также работы, которые можно назвать психотерапевтическими, целью которых была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, поднятым в античности. Связано это с тем, что появилась возможность читать полностью работы ученых того времени, а не только избранные труды Платона и Аристотеля. Проблемы античности - изучение этапов познания, способностей человека, занимали умы исследователей не только этой эпохи, но и следующего периода, получившего название Нового времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.