Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Аристотеля






Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были переосмыслены в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологии. Его трактат «О душе» считается первой психологической монографией. Эта работа обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, и выстроила психологические знания в новую систему.

Уроженец Стагиры (Северная Греция), сын медика Аристотель готовился к врачебной профессии. Семнадцатилетним юношей он пришел в Афины, где 60-летний Платон возглавлял Академию, с которой Аристотель вначале был тесно связан, но вскоре порвал. Уехав из Афин, он жил в различных городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными исследованиями, преимущественно в области биологии. Он был воспитателем Александра Македонского, который впоследствии во время походов приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

После того как Александр вырос, Аристотель вернулся в Афины и, также как Платон, купил участок земли, на котором построил свою школу, назвав ее Ликей (Лицей). Эта школа, как и Академия Платона, просуществовала почти 6 веков и была закрыта в 3 в. Главным отличием Академии от Ликея было то, что у Платона доминировала ориентация на математику, у Аристотеля – на биологию.

Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знаний, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа по Аристотелю это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа и тело вообще неотделимы друг от друга, как материя, из чего сделана вещь, и форма этой вещи. Душа – это словно форма отпечатка на воске, который неотделим от самого воска.

Аристотель определяет душу и как сущность живого тела. Если бы какое-то неодушевленное тело (типа топора) было бы живым, то его душой была бы его сущность (рубить), т.е. здесь следует говорить о наиболее существенных функциях тела. Аристотель делил все функции живого тела на три группы:

1). Рост, питание, размножение – эти функции тела свойственные и человеку и животным и растениям – это «растительная душа».

2). Ощущения, восприятие, память, аффекты свойственны только животным и человеку – это «животная душа». Естественно, со смертью тела эти функции перестают существовать. (Аристотель признает смертность только растительной и животной души).

3). Разум и воля – это «разумная душа», присущая только человеку.

Аристотель ввел в психологию идею развития (генезиса). Функции души располагались в виде лестницы, где на низшей ступени возникает функция более высокого порядка: вслед за растительной формируется способность ощущать, а затем мыслить. Таким образом, Аристотель представил совершенно иную картину устройства, функций и развития души.

Рассматривая связь между видами и способностями души, Аристотель подчеркивал, что все эти функции не могут быть осуществлены без тела. Отсюда Аристотель делал вывод о том, что и растительная, и животная души смертны, т.е. появляются и исчезают одновременно с телом.

Педагогический опыт доказывали, что человек не может существовать в мире, не используя тех знаний, которые были накоплены до него. Т.о., было ясно, что человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в своей душе. Каким же образом знания становятся достоянием конкретного человека?

Платон и Сократ утверждали, что знания находятся с самого рождения в душе человека, а обучение, чтение книг лишь помогают их актуализации. Эту же точку зрения разделял и Аристотель. Он пришел к выводу о существовании врожденного знания, т.е. о бессмертии и не материальности разумной души.

Аристотель обращается к понятию нус. Нус служит хранилищем разумной души человека после его смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животной частями. Таким образом и происходит передача опыта, т.к. разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т.е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.

Нус в трактовке Аристотеля отличается от нетленной души Платона. Нус – это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. После смерти разумная часть души вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным человеком, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. Поэтому следующему поколению передается разумная душа уже с другим содержанием.

Процесс познания в трактовке Аристотеля существенно отличается от теории Платона. Первым этапом познания является ощущение, т.е. активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним миром.

На следующем этапе – памяти – психика сохраняет те первичные знания, которые она получила при восприятии внешнего мира. Переработка опыта начинается уже на данной ступени. Следы впечатлений хранятся в общем чувствилище. В общем чувствилище происходит и первое сравнение и соотнесение между собой полученных знаний (например, для того, чтобы отличить сладкое от зеленого, необходимо иметь эталоны и того и другого). Переработка осуществляется в чувствилище при помощи ассоциаций. Так впервые в психологии появляется понятие об ассоциациях как механизмах психической жизни, механизмах познания. Через 20 веков возникнет школа ассоцианизма.

Благодаря ассоциациям в общем чувствилище появляются первые обобщенные образы окружающего – представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть дальнейшей переработке, используя воображение и фантазию. Т.о., ассоциации представляют собой механизмы переработки знаний на низших уровнях познания. Механизмом более высокого уровня познания является логика – мыслительные операции.

Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к выводу о том, что возможна двойная регуляция – как эмоциями, так и разумом. Аристотель впервые выделил несколько видов эмоций по степени их влияния на поведение.

Чувства могут быть осознаны разумом и потому не обязательно сказываются на поведении, придавая разумным поступкам лишь эмоциональный контекст. Положительные чувства помогают совершать определенные действия, отрицательные, наоборот, мешают.

В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Развивая положение Сократа и Платона, Аристотель также говорил о том, что истинной свободы не может быть у человека, поддающегося эмоциям. Свобода возможно только при разумной регуляции поведения.

Исследуя проблему борьбы с аффектом, Аристотель пришел к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очищения). Аффект нельзя победить, если он уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта. Эту разрядку можно вызвать специально, и роль искусства заключается в подобном катарсисе (психотерапевтическая роль искусства)

В конце IY века до н. э. в античном обществе разразился всесторонний кризис – экономический, политический, социальный. Простые граждане греческих полисов чувствовали утрату ценностей, усиливалось социальное расслоение. В этих условиях философия становится уже не учением о мироздании, а скорее учением о том, как надо жить в этом страшном мире. Вот почему философы этой эпохи писали в основном о способах достижения личной счастливой жизни.
^






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.