Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение изучения темы. В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в






В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов.

3. Цели занятия:

Общая цель: обучающийся должен овладеть

способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

Учебная цель - обучающийся должен знать современные методики, применяемые в общеврачебной практике, для диагностики и коррекции стресса, уметь применять опросники для выявления стресса на практике и владеть навыками расшифровки опросников.

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

- заполнение опросников;

- расшифровка опросников

- выявление типичных ошибок

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач, тесты по теме;

- подведение итогов.

5. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина.

СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.

Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.

К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.).

К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.

Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.

Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.

Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса

Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на:

· стрессоры управляемые (зависят от нас)

· стрессоры неуправляемые (неподвластные нам)

· стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.

Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций.

К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения:

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Шкала оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей)

Отметьте каждое событие в Вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы.

Жизненное событие Балл
1. Смерть супруга (супруги)  
2. Развод  
3. Раздельное жительство супругов по приговору суда  
4. Содержание в тюрьме или другом исправительном заведении  
5. Смерть близкого родственника  
6. Серьезное телесное повреждение или болезнь  
7. Вступление в брак  
8. Увольнение с работы  
9. Восстановление отношений с супругом (супругой)  
10. Уход на пенсию  
11. Крупные перемены в здоровье или поведении члена семьи  
12. Беременность  
13. Сексуальные затруднения  
14. Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.)  
15. Крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство и т.п.)  
16. Крупные изменения финансового положения (стало гораздо хуже или гораздо лучше, чем обычно)  
17. Смерть близкого друга  
18. Переход на совершенно иной вид работы  
19. Резкое изменение количества споров с супругой (их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и пр.)  
20. Получение ссуды на крупную сумму (более 10 тыс. дол.), для покупки дома, фирмы и пр.  
21. Потеря права выкупа закладной или погашения ссуды  
22. Крупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность)  
23. Уход сына или дочери из дома (вступление в брак, поступление на учебу и пр.)  
24. Натянутые отношения с родней мужа (жены)  
25. Выдающиеся личные достижения  
26. Начало и прекращение женой работы вне дома  
27. Начало или прекращение официального образования  
28. Резкое изменение жизненных условий (постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или района)  
29. Пересмотр личных привычек  
30. Трудные отношения с начальником  
31. Серьезные изменения времени работы  
32. Изменение места жительства  
33. Переход в новую школу  
34. Крупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыха  
35. Резкие изменения в религиозной активности (значительно больше или значительно меньше, чем обычно)  
36. Резкие изменения в общественной активности (посещение клубов, кинотеатров, знакомых и пр.)  
37. Получение небольшой ссуды (менее 10 тыс. дол) на покупку холодильника, телевизора и пр.  
38. Серьезные изменения привычки сна (значительно больше или значительно меньше, чем обычно, изменение режима)  
39. Резкое изменение числа встреч членов семьи (значительно больше или значительно меньше, чем обычно)  
40. Резкое изменение привычек приема пища (значительно больше или значительно меньше, другие часы, окружение и пр.)  
41. Отпуск  
42. Рождество  
43. Небольшое правонарушение (безбилетный проезд, переход улицы в неустановленном месте, нарушение общественного порядка и пр.)  

Сумма баллов 150 и менее — относительно небольшое количество перемен в жизни и низкая восприимчивость к нарушениям здоровья, вызываемым стрессом в последующие 2 года.

Сумма выше 300 — шанс нарушений здоровья, связанных со стрессом, увеличивается до 80% (на основе статистической модели прогнозирования Холмса-Рей).

Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса может быть рекомендована шкала психологического стресса Ридера (Reeder L.G. et al, 1969). Эта методика использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяций, в том числе и в одном из районов г. Москвы (1985-1986 гг.) в рамках программы интегрированной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Была выявлена связь уровня стресса с наличием стенокардии напряжения, артериальной гипертонии. На основании этого предложены приведенные ниже критерии оценки уровней стресса.

ВОПРОСНИК на определение уровня стресса (Reeder L.)

  № п/п Утверждения ОТВЕТЫ
Да, согласен Скорее согласен Скорее не согласен Нет, не согласен
1. Пожалуй, я человек нервный        
2. Я очень беспокоюсь о своей работе        
3. Я часто ощущаю нервное напряжение        
4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение        
5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение        
6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически        
7. В моей семье часто возникают напряженные отношения        





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.