Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма государства






 

Любое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Форма современных государств различается разнообразием и всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью.

Форма правления - способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. С этих позиций различают монархию и республику, основное различие которых состоит в порядке и условиях замещения поста главы государства.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, императора, шаха, эмира, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно, выполняя функции не только главы государства, но и функции законодательной, исполнительной власти, контролируя правосудие.

Монархии бывают абсолютные и ограниченные.

В абсолютной монархии верховная власть по закону принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Абсолютная монархия в ее классическом виде — достояние прошлого. В современном мире в качестве примера абсолютной монархии можно назвать султанат Оман, Саудовскую Аравию.

Ограниченная монархия может быть конституционной (парламентской) и дуалистической. Конституционная монархия характеризуется наличием представительного органа, которым значительно ограничена власть монарха. Она характеризуется рядом признаков:

- правительство формируется из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство на выборах в парламент;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, являясь символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер, который проявляется в том, что юридически и фактически государственная власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республика - самая распространенная форма правления в современных государствах. Республики бывают: президентские, парламентские и смешанные.

Признаки президентской республики:

- президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства;

- пост премьер-министра отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем;

- правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента.

Признаки парламентской республики:

- формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним;

- глава государства выполняет в основном представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими;

- президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства.

При смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. В качестве примера такой республики можно привести Россию, Францию.

Форма государственного устройства — это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями.

Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное государство — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.

Признаки унитарного государства:

1) единая конституция и единая правовая система;

2) единая система высших органов государственной власти и управления;

3) единое гражданство;

4) подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.

Примером унитарных государств являются Великобритания, Греция, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и др.

Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и управления.

К федеративным государствам относятся около 10% государств мира, например, такие государства, как Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, Швейцария и т.д. Для них характерно то, что федерацию составляют государственные образования: штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями.

Субъекты большинства федеративных государств не обладают суверенитетом и правом сецессии, хотя иногда они закреплены в конституции федерации.

Признаки федерации:

1) территория федеративного государства состоит из территорий субъектов;

2) субъекты федерации в большинстве государств не обладают суверенитетом;

3) наряду с федеральной конституцией действуют конституции субъектов, которые не должны противоречить положениям федеральной;

4) субъекты федерации вправе принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции;

5) каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином федерации (такое гражданство нельзя называть двойным, а только двуединым или совмещенным);

6) федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура федерального парламента, которая обеспечивает представительство как всего населения страны, так и субъектов.

В качестве формы государственного устройства называют и конфедерацию – союз суверенных государств, образованный для достижения конкретных целей (экономических, политических, военных). Конфедерация, как правило, недолговечное образование, т.к. после достижения целей, ради которых она была создана, преобразовывается в федерацию, либо распадается.

Политический режим - совокупность средств, методов и приемов осуществления государственной власти. Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, расистский, фашистский и т.п.).

Для демократического политического режима характерно:

- предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности;

- признание равноправия граждан;

- реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы;

- возможность реального участия граждан в формировании государственных органов власти и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления;

- возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях;

- наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности.

- реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие легальной оппозиции существующей государственной власти;

- плюрализм политических мнений и идеологий;

- учитываются интересы как большинства, так и меньшинства населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп при осуществлении государственной политики; и др.

Для антидемократических режимов характерно:

- ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур ее свободному развитию;

- огосударствление всех общественных организаций;

- фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции;

- государство превалирует над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, нарушения законности;

- отсутствует легальная оппозиция существующей власти, ликвидированы политические партии и общественные организации, кроме правящей политической партии.

Недемократические политические режимы могут иметь свои разновидности. Так, традиционно выделяют тоталитарные и авторитарные режимы.

Авторитарный занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным.

При авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.