Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операции ЦБ и динамика денежного предложения






Второй год подряд государственные финансы формируют по сути искусственную проблему банковской ликвидности. Речь идет о параллельном развитии двух процессов: связанного с наличием профицита федерального бюджета с накапливанием средств в Резервном фонде и сопоставимых по объемам операций по размещению государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке.

С одной стороны, при том что за 2012 г. федеральный бюджет был сведен практически с нулевым балансом (дефицит составил, по предварительным оценкам, всего 12 млрд руб.), объем средств на счетах правительства в ЦБ РФ значительно вырос. Увеличение остатков только по счетам федеральных органов власти в Банке России составило за год 959 млрд руб. С учетом средств субъектов РФ объем средств госорганов в Банке России увеличился на 1.1 трлн руб. Частично рост остатков бюджетных средств на счетах в Банке России определялся дополнительно привлеченными займами на внутреннем и внешнем рынках. Однако в любом случае эта величина представляет собой прямой вычет из денежного предложения, так как данные средства были выведены из текущего экономического оборота.

С другой стороны, происходил одновременный рост внутреннего долга федерального бюджета в ценных бумагах: по итогам 2012 г. его объем увеличился на 500 млрд руб. – с 3.55 до 4.07 трлн руб. Такая практика накопления остатков бюджетных средств в Резервном фонде при сопоставимых объемах размещениях государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке уже наблюдалась в 2011 г. и в 2012 г. получила свое развитие. Согласно принятому закону о федеральном бюджете она продолжится в 2013 г. и в последующие годы. закон о федеральном бюджете подразумевает одновременное увеличение внутреннего и внешнего долга и наращивание объема Резервного фонда.

 

1. Каким образом данные мероприятия отразятся на ресурсной базе реального сектора экономики?

2. С какими проблемами может столкнуться банковский сектор страны?

Кейс. «Европейская валютная система»

 

В декабре 2010 года европейским политикам удалось убедить власти Ирландии принять многомиллиардный пакет помощи. Однако экономика еврозоны остается нестабильной из-за проблем в Португалии, Испании и Греции.

 

Ирландия в рамках совместной помощи Евросоюза и МВФ получит 85 млрд евро. По замыслу политиков, этих денег ирландским властям должно хватить на то, чтобы купировать кризис и оздоровить бюджет и банковскую систему страны. Уже гот факт, что ирландское правительство согласилось принять помощь ЕС и МВФ, можно расценивать как серьезную победу еврозоны — ведь ирландцев куда больше пугал не тяжелейший финансовый кризис, а совместное оказание помощи европейскими государствами при необходимых условиях сокращения госрасходов и оздоровления бюджета страны. Но в итоге масштаб финансовых проблем сыграл свою роль. Если в 2009 году дефицит бюджета Ирландии составлял 14, 4% от ВВП (то есть превышал параметры Маастрихтского договора почти в пять раз), то но итогам 2010 года он достиг 32, 3% (превысив норматив европейского пакта стабильности почти в 11 раз).

 

Экономика Ирландии серьезно пострадала от мирового кризиса. Спасая национальные банки от последствий схлопывания пузыря на рынке недвижимости, власти недопустимо раздули госдолг и дефицит бюджета (две трети дефицита обусловлены программами спасения национального финансового сектора). Страна просто не могла самостоятельно выйти из штопора. В итоге правительству пришлось признать свою несостоятельность и согласиться на финансовые вливания ЕС и МВФ.

 

Кредит в 85 млрд евро (для сравнения: в 2009 году расходы госбюджета составляли 78 млрд евро, доходы — 55 млрд евро) состоит из нескольких частей. По 22, 5 млрд выделят МВФ и Евросоюз. Еще 17, 7 млрд даст специальный стабилизационный фонд зоны евро — финансовый орган, созданный весной 2010 года в рамках спасения экономики Греции. Стабилизационный фонд представляет взаимные гарантии стран еврозоны (кроме Греции), а также МВФ. Еще 3, 8 млрд евро выделит имеющая тесные экономические связи с Ирландией Великобритания. Не входящие в зону евро Швеция и Дания передадут 0, 6 и 0, 4 млрд евро соответственно.

 

Важно, что 20, 5% стабилизационных средств, или 17, 5 млрд евро, привлечет сама Ирландия: 5 млрд из них будут взяты из золотовалютного фонда, а еще 12, 5 — из пенсионного фонда страны. Изъятие этих денег — одна из наиболее болезненных частей программы спасения. Весь пенсионный фонд Ирландии составляет 24, 5 млрд евро, таким образом, на лечение экономики будет брошена половина всех пенсионных накоплений граждан. Чтобы хоть как-то справиться с сокращением средств фонда, пенсионный возраст в стране будет повышен с 65 до 68 лет — один из самых высоких показателей в ЕС. Затянуть пояса придется и другим категориям граждан. Общественный сектор сократит 25 тыс. рабочих мест, это около 6% занятых в общественном секторе. Госрасходы будут уменьшены на 10 млрд евро, при этом 2, 8 млрд из них — сокращение на социальную сферу. Минимальная зарплата по стране сократится с 8, 65 до 7, 65 евро в час. Кроме того, ирландцев ожидает повышение налогов. Так, НДС будет поднят сначала с 20 до 22%, а затем до 23%. По мнению правительства Ирландии, комплекс этих мер к 2011 году даст возможность сократить дефицит бюджета более чем втрое — до 9, 1% ВВП. К 2014 году, когда ирландцам предстоит окончательно расплатиться по предоставленному кредиту, дефицит страны уже должен удержаться в рамках европейского пакта стабильности и составлять не более 2, 8% от ВВП.

 

Несмотря на активную помощь других государств Европейского Союза, рынки продолжают выказывать недоверие ирландским ценным бумагам. Уже после сообщений о принятии плана спасения процентная ставка но 10-летним ирландским гособлигациям выросла до 9, 25% — максимум с 1993 года. Высокие ставки доходности по госбумагам означают, что для займа денег правительству приходится предлагать инвесторам доходность выше, чем доходность по бумагам более стабильных государств.

 

Бегство инвесторов продолжилось несмотря на то, что Европейский Центробанк активно скупал государственные облигации стран еврозоны. ЕЦБ пытается таким образом противодействовать играющим против облигаций стран еврозоны спекулянтам с мая, когда кризис в Греции вошел в максимально острую фазу, — с тех пор он уже выкупил бумаг стран еврозоны на 80 млрд евро. В создавшейся ситуации особую опасность представляют балансирующие на 1рани кризиса экономики Португалии и Испании. Вместе с Ирландией и Грецией они образуют группу наиболее экономически слабых стран еврозоны, так называемых P1GS. Падение этих экономик по цепочке домино главный кошмар европейских экономистов, ведь их одновременное спасение может оказаться не под силу даже объединенной Европе.

 

Но даже если эффекта домино в Европе удастся избежать, долгосрочная стабильность не гарантирована. Финансовые риски, связанные с госдолгом ряда стран, известны уже несколько лег; более того, в ближайшие годы эти риски будут лишь расти из-за повышения уровня задолженности. Однако политики и министры финансов продолжают заниматься «тушением пожаров» на периферии зоны. В центре их внимания остается проблема текущей ликвидности, а не долгосрочной платежеспособности. Последняя возможна лишь при устойчивом экономическом росте, перспективы которого для ряда европейских стран оказались весьма туманными. Европейская периферия за последние десятилетия (особенно после введения евро) потеряла значительную часть своей конкурентоспособности. До тех пор, пока Греция, Ирландия или Португалия не найдут новые источники экономического роста, нестабильность в еврозоне будет сохраняться.

 

1. В чем на ваш взгляд заключается главная проблема Европейской валютной системы? В чем принципиальное отличие Европейской валютной системы?

2. Каким образом обычно справляются с долговыми кризисами государства, не связанные обязательствами валютного союза?

3. Какие специальные институты были созданы ЕС для поддержания финансовой стабильности Европы?

4. Почему более успешные страны ЕС оказывают практически безвозмездную помощь своим партнерам но зоне евро?

5. Какую роль в сложившейся кризисной ситуации играет рынок ценных бумаг? Что такое «спекуляции против евро»? Зачем Европейский Центральный Банк скупает государственные облигации Греции и Ирландии?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.