Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка кадров и повышение квалификации педагогического персонала. Выявление слепоглухонемых, диагностика, первая помощь родителям 3 страница






Активное проведение свободного времени— непреложное требование, которое обеспечивает умственное развитие слепоглухонемого в период досуга. Ребенок не должен быть праздным, вести пустые разговоры или сидеть в кресле сложа руки. Всякое действие должно быть целесообразным, и как можно раньше надо прививать слепоглухонемому привычку именно к таким действиям и движениям. Здесь очень важен личный пример воспитателя. Слепоглухонемые подростки не должны обнаруживать праздно беседующих воспитателей, их нецелесообразного, не отвечающего интересам работы поведения. К сожалению, такие явления имеют место, и вызваны они неправильным представлением некоторых учителей и воспитателей о том, что слепоглухонемые ничего не увидят и не узнают, никому не расскажут. Это ошибочно. Высказывание А. С. Макаренко, что воспитатель должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без интереса к ним, применимо и к условиям воспитания слепоглухонемых.

Коммунистическое воспитание не может, конечно, ограничиваться сферой общественно полезного труда, результаты которого реализуются внутри небольшого коллектива. Слепоглухонемые воспитанники включаются в бескорыстный труд на пользу всего общества, организованно участвуют в общественных мероприятиях по сбору макулатуры, металлолома, в коммунистических субботниках, выращивают кроликов для сдачи государству. Труд ребят на пользу всего общества насыщен высокими мотивами, исполнен чувства долга перед Отечеством.

§ 4. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Тотальная слепоглухонемота, создавая особые условия формирования личности ребенка, не препятствует направленному обогащению его морально-этическими ценностями, выработанными человечеством. Более того, здесь не встречается помех, известных нам при обучении и воспитании обычных детей, на которых воздействуют часто в противоположных направлениях школа, семья и улица. В случае тотальной слепоглухонемоты морально-этическое воздействие на ребенка сводится на начальном этапе к одному педагогу, затем — к группе детей, с которыми живет и учится воспитанник. Других каналов для восприятия морально-этических норм у него нет.

Отсутствие помех, с одной стороны, упрощает дело воспитания, с другой — ограниченность чувственного опыта и скудость связей с внешним миром усложняют его. Поэтому слепоглухонемые учащиеся особенно нуждаются в специальном, целенаправленном и всестороннем морально-этическом воспитании, в котором ничего не должно быть забыто и оставлено без внимания.

Необходимость специально организованного морально-этического воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсутствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию морально-этические нормы. Известны многочисленные случаи, когда у выпавших из сферы педагогического воздействия слепоглухонемых наблюдались различные поведенческие аномалии. Это происходит потому, что слепоглухонемой человек не может самостоятельно повседневно сверять свое поведение с морально-этическими нормами, проявляющимися в поведении других людей. Поэтому уже в школьный период необходимо дать каждому слепоглухонемому ребенку устойчивую нравственную основу.

Наиболее скрыта от слепоглухонемых мотивация поступков окружающих людей. Слепоглухонемые в состоянии воспринимать лишь внешнюю сторону, а внутренний смысл поступков часто оказывается вне их самостоятельного восприятия, и они не могут осмыслить каждый конкретный поступок в цепи событий, его предваряющих. Слепоглухонемые не в состоянии следить за развитием взаимоотношений людей, потому что информация доходит до них отрывочно. Они не могут визуально наблюдать за человеческими отношениями, судить о них, сопоставляя свидетельства очевидцев, чему мешают языковые пороги и имеющаяся у некоторых слепоглухонемых задержка словесного мышления.

Неудивительно, что умозаключения слепоглухонемых порой страдают излишней прямолинейностью, категоричностью, необъективностью, что создает мнение о печально известной «психологии слепоглухонемых». Специальная педагогическая работа, направленная на привитие слепоглухонемым умения наблюдать за отношениями людей, судить об их поступках, исходя из объективных причин и скрытых мотивов, умения сопоставлять и анализировать известные факты, стремления получать разъяснения из первоисточников, позволяет избегать поспешности и необъективности в суждениях.

Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом. Только тогда осуществляется эффективное нравственное воспитание слепоглухонемых, так как с позиций конкретного коллективного труда, его условий и требований возможно внедрять в сознание слепоглухонемого воспитанника морально-этические нормы и устранять вероятность нравственных аномалий. В условиях систематического коллективного труда можно выработать реальные морально-этические эталоны, сделать их критериями при оценке мотивов в поступках людей.

Трудовые отношения сотрудничества и взаимопомощи создают благоприятную почву для морально-этического воспитания. Они позволяют каждому из слепоглухонемых самоутвердиться в труде, научиться уважать труд и людей труда, выработать ответственность за свою деятельность. Повседневный труд исключает иждивенческие настроения, позволяет формировать гармонически развитую личность, проникнутую коммунистическими убеждениями и мотивированными с точки зрения коммунистической морали поступками.

Для тотально слепоглухонемого ребенка отсутствуют не только позитивные, но и негативные морально-этические эталоны. Их он тоже не в состоянии воспринимать по подражанию. Поэтому отклонения от нормы, наблюдающиеся у слепоглухонемых, носят специфический характер. Так, они могут издавать громкие крики, пугающие окружающих, делать гримасы, не соответствующие ситуации и их собственному настроению, совершать действия, считающиеся в обществе неприличными. К сожалению, несообразности в поведении слепоглухонемых часто становятся заметны лишь тогда, когда они попадают в общество обычных людей. В массе же подобных сверстников эти странности в поведении сглаживаются, и обслуживающий персонал, включая и педагогический, привыкает к ним и не проводит достаточной коррекционной работы.

Один из старших воспитанников был оформлен на работу в УПП ВОС, и ему пришлось ходить по городу. Обнаружилось, что он мог посередине улицы расстегнуть брюки и спокойно расправить скомкавшийся подол рубахи. Вспомнили, что то же самое он проделывал во дворе школы, но это казалось по-домашнему привычным, а потому считалось допустимым. Однако изменились условия жизни воспитанника — и отклонение от этических норм стало нетерпимым.

Многим слепоглухонемым учащимся свойственна бесцеремонность в установлении оперативных контактов со старшими, в том числе с собственными воспитателями и учителями. Ребята могут настойчиво требовать общения, бестактно прерывая разговор старших, дергая желаемого собеседника за рукав или хватая за плечо. Такое поведение имеет свои причины. Дело в том, что в период становления у учащихся жестовой, а затем словесной речи в дактильной форме педагог буквально ловит драгоценные проявления речевой активности слепоглухонемого ребенка. Обнаружив их, педагог бросает все дела: только бы не упустить, развить и закрепить появляющийся навык. Повышенное внимание к речевой активности ребенка в установлении контактов на раннем этапе необходимо, но имеет и нежелательную для воспитания сторону, так как ребенок привыкает к чрезмерному вниманию окружающих. Такое положение незаметно приучает ребенка к назойливости, бесцеремонности в общении. По-видимому, в какой-то период педагог должен это выправлять, не давая себе и окружающим свыкнуться с подобным явлением. Однако в большинстве случаев это не делается, и воспитанник с возрастом становится неприятным в общении.

По мимике тотально слепоглухонемого бывает трудно судить о его настроении, отношении к окружающим. На этой почве появляется масса предубеждений о том, что слепоглухонемые «злые, вредные». Такое мнение мешает организовать общение слепоглухонемых с окружающими людьми, социализацию и трудовую реабилитацию слепоглухонемых. И. А. Соколянский большое внимание уделял вопросу формирования у них социально приемлемой манеры поведения. Чтобы приучить слепоглухонемого ребенка к адекватному выражению своего внутреннего состояния, И. А. Соколянский советовал использовать маски с мимическим изображением различных человеческих эмоций. Такие маски были заказаны и изготовлены.

Слепоглухонемой должен крепко усвоить навыки опрятности. Общение слепоглухонемого ребенка с окружающими людьми значительно выигрывает от его привлекательного внешнего вида. И наоборот, неопрятность и неаккуратность сильно вредят социализации и адаптации слепоглухонемых в трудовых коллективах.

Этика человеческих отношений формируется у слепоглухонемых прежде всего в зависимости от отношений, которые складываются у них с людьми близкого окружения.

Огромная ответственность за нравственное воспитание лежит на тифлосурдопедагоге, так как в тот период, когда у слепоглухонемого ребенка закладываются основы нравственности, его представления о человеческих отношениях ограничены теми, которые устанавливаются в системе «воспитатель — воспитанник». Со своего воспитателя «снимает» воспитанник эталоны поведения, и, как показывает практика, ребенок в поведении, манерах, психических реакциях часто уподобляется воспитателю. Нет необходимости подробно говорить о сдержанности и предусмотрительности, которые на каждом шагу должен проявлять педагог, об умении прогнозировать влияние каждого своего поступка на формирование у слепоглухонемого представлений о морали и нравственности.

Но если слепоглухонемой ребенок будет постоянно иметь лишь ограниченный кругом обучающих его специалистов позитивный опыт отношений между людьми, он окажется беззащитным в реальной жизни. Рафинированное, лишенное житейской мудрости, сложности и противоречивости тепличное воспитание может нанести ему непоправимый вред. Такой слепоглухонемой надолго сохранит детские представления о жизни, его поступки будут обнаруживать неосведомленность в практических вопросах и инфантильность. Поэтому необходимо знакомить слепоглухонемого с противоречиями реальной жизни, с ее теневыми сторонами, чтобы он имел о них представление и выработал стойкий иммунитет.

Эффективное воздействие на нравственное воспитание слепоглухонемых юношей и девушек оказывает положительный пример окружающих людей. Такими примерами могут служить лучшие воспитанники школы, сотрудники детского дома, представители шефствующих организаций. Вот выдержка из заметки в стенгазету слепоглухонемого воспитанника, утверждающая один из нравственных эталонов — бескорыстие.

Наши шефы

Сегодня (13 апреля) на наш воскресник приезжали студенты из Москвы. Они учатся в медицинском институте.

Четверо юношей и пять девушек приехали, чтобы помочь нам привести в порядок нашу школу после зимы. Все они хорошо работали: девушки вымыли пол в столярной мастерской, выкопали фундамент сломанной карусели на детской площадке, юноши откидывали уголь от забора и штукатурили кирпичные столбы.

Студенты приезжали к нам и в прошлом году, помогали в уборке территории и в ремонте школы. Они наши шефы.

Студенты работают в школе бесплатно, потому что они хорошие комсомольцы. Их отношение к труду — коммунистическое, бескорыстное. Студенты обещали приехать к нам и в следующее воскресенье. Они будут ремонтировать наш забор.

Мы должны ценить заботу студентов о нашей школе и брать с них пример. Наши воспитанники должны быть такими же трудолюбивыми, как студенты. Наши воспитанники, и особенно наши комсомольцы, должны учиться у них бескорыстному труду на пользу общества.

Как и обычные дети, слепоглухонемые способны на безнравственные, неэтичные поступки. Слепоглухонемой ребенок может обидеть товарища, позаимствовать без разрешения понравившуюся ему вещь или лакомство, обмануть или не подчиниться требованию воспитателя.

Первым средством исправления поведения является убеждение, адаптированное в соответствии с языковым и умственным развитием ребенка, разъяснение антиобщественного смысла его поступка, сопоставление поведения провинившегося с образцовым поведением его товарищей. Для большего эффекта к беседам привлекаются наиболее авторитетные товарищи провинившегося. Если таким путем не удается добиться результатов, то проступок становится предметом обсуждения и осуждения на октябрятском, пионерском или комсомольском активах. Раскаяние воспитанника, впервые совершившего проступок, — вполне достаточное основание для прекращения дальнейшего разбирательства и обсуждения. Зачастую этим дело и ограничивается, так как осуждение товарищей впечатляет слепоглухонемого больше, чем замечания воспитателя, к которым он привыкает. Если же нарушитель дисциплины упорствует или совершает проступок повторно, актив выносит решение о наказании. Наказанием может быть обсуждение проступка и осуждение провинившегося на общешкольной линейке перед строем, сатирическая заметка о совершившем проступок в общешкольной стенгазете, отстранение от дежурства в сфере общественно полезного труда или труда в мастерских, если воспитанник включен в предпрофессиональную подготовку.

Коллективное обсуждение и осуждение — эффективное средство воздействия не только на отдельного слепоглухонемого, но и на весь коллектив. Провинившийся убеждается, что осуждение его проступка — не чья-то прихоть или чье-то ошибочное личное мнение, а разум и воля всего коллектива, отстаивающего общие интересы. Слепоглухонемой в такой ситуации очень остро чувствует свою принадлежность к коллективу и свою зависимость от него. Коллектив же воспитанников в этом случае обретает в себе силу и уверенность, становится сплоченным. В то же время коллективное обсуждение отдельных товарищей учит их быть гуманными по отношению друг к другу, способными сочувствовать ближнему и помогать ему при необходимости. Коллективные обсуждения развивают у слепоглухонемых принципиальность в оценке как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, способствуют развитию терпимости к критике, развивают самокритику. Это особенно важно в нравственном воспитании данной категории детей, так как без достаточного воспитания самокритичности такие дети склонны винить во всех своих недостатках, неудачах и бедах окружающих, проявлять необоснованное недовольство, жалобы, сетовать на судьбу. Вера воспитанников в справедливость своего коллектива, в способность его к принципиальной оценке явлений гарантирует каждого слепоглухонемого от неблагоприятных посторонних воздействий, повышает его сопротивляемость отрицательным внешним влияниям. Становление детского коллектива слепоглухонемых, вынесение им правильных решений немыслимо без систематической направляющей помощи педагогического персонала.

Не следует думать, что всякая шалость, проявление упрямства и непослушания должны стать предметом коллективных обсуждений. В жизни детского коллектива бывают случаи, когда необходимы оперативные решения и пресечения. Если, например, расшалился слепоглухонемой ребенок и никакие резоны на него не действуют, то самым лучшим средством в этом случае будет постель, в которую его укладывают не столько в наказание, сколько для успокоения, хотя провинившемуся это представляется наказанием.

Наказания, так же как и всякие нагрузки физического и психического плана, должны строго учитывать индивидуальные особенности учащихся. Учитывается и темперамент воспитанника. Если подвижного, расторможенного ребенка не вредно уложить в постель для успокоения, то таким же способом нецелесообразно наказывать воспитанника, приверженного к малоподвижному образу жизни.

Слепоглухонемых детей никогда не надо наказывать трудом. Наказание трудом — самый лучший способ привить к нему отвращение. Гораздо полезнее наказать отлучением от труда на короткий период.

Для поддержания в детском коллективе слепоглухонемых высоконравственного климата необходимы поощрения. Поощрением может быть устная похвала воспитателя, учителя или представителя администрации. Поощрения выносят также пионерская и комсомольская организации.

За выдающиеся успехи в учебе и труде воспитаннику можно вручить похвальную грамоту с надписями в брайлевском и плоскопечатном вариантах. О примерном воспитаннике может быть помещена заметка в стенгазету или выпущен листок-молния. Эффективным средством поощрения является стенд с вырезанными в профиль фотографиями лучших воспитанников. Даже тотально слепоглухонемые, ощупывая фотографии, узнают по профилю себя и изображенных товарищей. Они бывают чрезвычайно рады и горды таким поощрением.

Необходимо вырабатывать у слепоглухонемых принятую в обществе манеру отношений между людьми, развивать в детях общительность, приветливость и дружелюбие к окружающим. Каждому слепоглухонемому должно быть присуще чувство человеческого достоинства.

Один из важнейших факторов нравственного воспитания слепоглухонемых — ознакомление их с жизнью и деятельностью замечательных людей, имеющих различные дефекты и стойко их преодолевающих. Литература дает яркие образы таких людей. Слепоглухонемых надо познакомить с биографиями Е. Келлер, О. И. Скороходовой, Лины По, Н. Островского, А. Мересьева и других выдающихся людей. Воспитанники должны знать о жизни и труде старших товарищей, тех, которые успешно трудятся на производстве и в научно-исследовательских учреждениях.

Нравственное воспитание слепоглухонемых предполагает и их идейно-политическую подготовку. Воспитанники на собственном опыте узнают, что только в нашем обществе возможны широкие социальные мероприятия, к числу которых относится и социальное обеспечение. Сопоставление собственного положения с положением инвалидов и престарелых в капиталистических странах достаточно наглядно свидетельствует в пользу нашего общественного строя. Преимущества зрелого социализма усваиваются слепоглухонемыми не только из учебных программ, но и путем участия в регулярно проводимых политинформациях. События за рубежом, характеризующие экономический уклад, нравственный облик капиталистического общества, его тенденцию к разложению и упадку, жизнь развивающихся стран социалистической ориентации, успехи стран социализма, различные конфликтные ситуации противоборства старого-, отживающего и нового, прогрессивного — все становится предметом обсуждения на политинформациях. Одним из разделов идейно-политического воспитания является развитие у слепоглухонемых учащихся чувства советского патриотизма.

Необычайно важно воспитывать у слепоглухонемого учащегося правильное диалектико-материалистическое мировоззрение, коммунистическую убежденность, умение отстаивать собственную точку зрения и активно претворять ее в жизнь еще в школьный период, когда ребенка, подростка окружают авторитетные для него воспитатели, способные правильно интерпретировать явления общественной жизни, формировать у школьника коммунистическое мировоззрение.

Практика показывает, что духовная неустойчивость некоторых слепоглухонемых может сделать их орудием в руках людей недобросовестных и нечестных. Дело в том, что во все периоды жизни актуальную информацию слепоглухонемые получают от узкого круга лиц, владеющих специальными средствами общения. Поэтому очень важно заранее предусмотреть, какие люди войдут в наиболее близкое окружение молодых слепоглухонемых, иначе события общественной жизни могут получить искаженное толкование, слепоглухонемым может быть дано неправильное о ней представление. История жизни Елены Келлер — яркое тому свидетельство. Достаточно сопоставить ранние стихийно сформированные материалистические представления юной Елены с мировоззрением позднего периода ее жизни.

Приведем выдержку из ее беседы со своей учительницей Анной Сулли-ван: «Я имею сказать вам нечто очень смешное. А. говорит, будто Бог сделал меня и всех людей из земли: должно быть, шутит. Ведь я сделана из мяса, кости и крови, не так ли?» И далее: «Потом А. сказала еще одну очень смешную вещь: будто Бог—мой дорогой отец. Это уже совсем рассмешило меня, потому что я ведь знаю, что мой отец — Артур Келлер».

Хрупкие материалистические представления девочки, почерпнутые ею из личного опыта, в дальнейшем были вытеснены идеалистическими реакционными убеждениями, сложившимися под отрицательным влиянием близкого Е. Келлер клерикально-буржуазного окружения.

Неблагоприятное воздействие на морально-этические представления нравственно неустойчивых слепоглухонемых можно наблюдать всякий раз, когда они попадают под случайное влияние, оказываются в отрыве от людей, близких им по дефектам, вне широкой сферы специального общения.

В формировании коммунистического мировоззрения слепоглухонемых учащихся следует исходить из их личного опыта, включающего эмоциональные, познавательные и волевые процессы. На практической основе эффективнее формируется у них духовная устойчивость к чужеродным влияниям. Для этого необходимо неослабное внимание к развитию у слепоглухонемых мировоззренческих понятий. Если в начальных классах школы в адаптированной форме им даются представления о взаимосвязях явлений, природы, материальности среды обитания человека, природе социальных противоречий, то в старших классах учащиеся получают представление о переустройстве общества и роли коммунистической партии в этом деле.

Процесс формирования мировоззрения слепоглухонемых, его совершенствования не имеет конца, ибо изменчивы условия их жизни. Это и школа, и семья, и отношения с товарищами по общежитию, и производственные отношения. В орбиту интересов включаются различные события, новые люди и взаимоотношения. И во многих случаях обстоятельства требуют самостоятельной оценки ситуации, мировоззренческих выводов. Поэтому все многообразие отношений, в которые вступают слепоглухонемые учащиеся или свидетелями которых они являются, должно получать правильную мировоззренческую оценку и быть подчинено задачам формирования у них взглядов и убеждений, согласующихся с коммунистическим мировоззрением.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нет более жалкого человеческого существа, чем слепоглухонемой, лишенный двигательной активности. Невольно поднимается возмущение против тех, кто его окружает, кто из чувства мнимой и чрезвычайно вредной жалости опережает все его желания и тем самым обрекает слепоглухонемого на полурастительное существование. Привыкая к постоянному обслуживанию со стороны окружающих, к исполнению всех своих желаний и капризов, такой ребенок становится крайне эгоцентричным и нетерпимым в среде сверстников.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Известно, что двигательная активность тотально слепоглухонемых учащихся в среднем в 4, 7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного передвижения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх.

Слепоглухонемой ребенок, если не стимулировать его двигательную активность, может месяцами не покидать помещения. В таких условиях трудно ожидать от него успехов в учебе. Он остается вялым, сонливым, безразличным. В. А. Сухомлинский сталкивался с подобными явлениями при обучении обычных детей: «Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление — это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений или нарушений функций клеток коры полушарий... В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду».

Стабильный режим, предусматривающий длительное пребывание на воздухе, сопровождаемое активным трудом и отдыхом, — вот средство, которое способно вывести ребенка из этого состояния.

Одновременное отсутствие зрения и слуха налагает серьезные ограничения и на участие слепоглухонемых школьников в спорте. Такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и многие другие, неприемлемы для слепоглухонемых. Между тем у подавляющего их большинства наблюдается ослабление мышечной системы, отставание в формировании моторных функций, нарушение координации движений и равновесия. Все это требует усиленных занятий физкультурой для общего укрепления мышечной системы учащихся и специальных занятий по преодолению вторичных физических дефектов.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу.

Уже в приготовительной группе слепоглухонемые воспитанники включ-аются в ежедневную коллективную утреннюю зарядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкультуры, куда включаются элементы лечебной гимнастики. На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта. Например, развитие навыков ориентировки позволяет слепоглухонемому обходиться без зрительного контроля при самостоятельном передвижении.

Дополнительно ограничивают двигательную активность слепоглухонемых детей медицинские рекомендации, которыми устанавливаются допустимые при различных заболеваниях глаз физические нагрузки. Так, противопоказаны резкие движения, прыжки, длительные наклоны корпуса с наклоном головы вниз после экстракции катаракты. Допустимые физические нагрузки для каждого слепоглухонемого воспитанника устанавливаются индивидуально и в связи с этим определяются подходящие ему гимнастические упражнения и виды спорта. Каждый воспитатель, каждый учитель, работающий со слепоглухонемыми, обязан знать медицинские рекомендации для каждого из своих учеников и следить за изменением этих рекомендаций.

Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу.

В качестве наиболее приемлемых для слепоглухонемых видов спорта и спортивных упражнений можно назвать следующие: бег на короткие дистанции по натянутой вдоль дорожки веревке, плавание, катание на роликовых коньках, гребля, перетягивание каната, катание на спаренном велосипеде. Среди зимних видов спорта на первом месте стоят лыжи, затем — катание на санках. На лыжах слепоглухонемые ходят охотно и могут преодолевать расстояния до 10—15 километров. Единственное условие для занятий слепоглухонемыми лыжным спортом— глубокая четкая лыжня, которая служит им направляющей. Слепоглухонемые могут участвовать в соревнованиях по лыжному спорту. Так, в течение ряда лет команда Загорского УПП ВОС, состоящая на 50% из старших воспитанников школы, занимала на соревнованиях среди команд УПП Московской области призовые места. Ходьбе на лыжах, особенно искусству спускаться с горы, надо индивидуально обучать каждого слепоглухонемого. Существуют специальные приемы, с помощью которых у слепоглухонемых преодолевается боязнь перед спуском с гор. При обучении инструктор складывает горизонтально на уровне пояса лыжные палки и в паре со слепоглухонемым, который держится за эти же палки на уровне пояса с другого конца, съезжает с горы.

В развитии двигательной активности слепоглухонемых большую роль играют дни здоровья, которые проводятся не реже одного раза в месяц. В эти дни организуются туристские походы с ночлегами в палатках, готовится пища на костре. Школьники выезжают на автобусе к ближайшим водоемам, в лес. Зимой предпринимают лыжные походы на дальние дистанции, проводят соревнования.

Использование спаренного велосипеда позволяет приобщать слепоглухонемых и к этому виду спорта. Спаренный велосипед представляет собой два велосипеда, рамы которых соединены накрепко тремя металлическими перемычками. Одновременно соединены тягами и рули. На одном из велосипедов едет слабовидящий глухонемой, на другом — тотально слепоглухонемой. Движением велосипеда управляет слабовидящий глухонемой, а тотально слепоглухонемой прилагает основную долю усилий для передвижения.

При езде на спаренном велосипеде используется тот же принцип разделения обязанностей по характеру и степени сенсорных нарушений, который практикуется у слепоглухонемых в общественно полезном труде. Спаренный велосипед — не единственный пример такого разделения обязанностей в спорте. И катание на лодках требует такого разделения: слабовидящий глухонемой, сидя за рулем, управляет лодкой, тотально слепоглухонемой гребет. В туристских походах происходит многоплановое разделение обязанностей. Слабовидящие глухонемые заготавливают хворост, ходят за водой, варят пищу на костре, а тотально слепоглухонемые устанавливают палатки, чистят картошку, разжигают костер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.