Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка кадров и повышение квалификации педагогического персонала. Выявление слепоглухонемых, диагностика, первая помощь родителям 2 страница






Во-первых, необходим строгий постоянный порядок расположения всех объектов приложения труда, определенное местонахождение инструментов, инвентаря и материалов, участков для отходов и отбросов. Все эти места должны быть доступны слепоглухонемому ребенку в любое время. Во всем этом расположении ребенка ориентируют специально, чтобы при желании он всегда мог самостоятельно приступить к труду. Слепоглухонемому необходимо хорошо знать дорогу в огород, сад, теплицу, оранжерею, птичник, крольчатник и к другим местам работы. Он должен иметь четкое представление о том, где можно взять тот или иной хозяйственный инвентарь, инструменты и материалы, куда можно отнести отходы и отбросы, чтобы не захламлять помещение и двор. Желательно укрепить везде таблички с надписями брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами. Такие надписи делают на двери теплицы, оранжереи, птичника, крольчатника и т. д

Во-вторых, слепоглухонемых обучают специальным приемам работы, которые не требуют зрительного контроля и таким образом позволяют избегать помощи окружающих в процессе труда. Эти приемы могут у воспитанников появиться стихийно. Надо их подмечать, развивать и знакомить с ними других детей. Полезно обучить воспитанников широко пользоваться инструментальным осязанием. Это особый вид осязания, который часто применяется в практической жизни слепыми и слепоглухонемыми, когда они не входят в непосредственный телесный контакт с предметом, а осязают его с помощью другого предмета или инструмента. Характерный пример такого вида осязания — трость слепого, которой он ощупывает дорогу. Инструментальное осязание формируется у слепоглухонемого ребенка с первых шагов жизни. Умение находить ложкой в тарелке пищу — это инструментальное осязание; работа грифелем на приборе для письма по Брайлю и печатание на брайлевской машинке основаны на инструментальном осязании; работа лопатой, молотком также требует инструментального осязания.

Тотально слепоглухонемой Вова Т. использовал инструментальное осязание при кормлении кур. Он брал широкое металлическое блюдце, крошил в него хлеб, сыпал овес и ставил в клеть. Касаясь кромки блюдца рукой, он по вибрации мог судить о том, насколько интенсивно куры клюют корм. По мере насыщения кур вибрация утихала, и Вова убирал блюдце с кормом.

Интересно наблюдать, как тотально слепоглухонемой Фаниль С. собирает яблоки, используя инструментальное осязание. Он берет длинный шест и, стоя под яблоней, шарит им в ветках дерева. Нащупав шестом яблоко, мальчик осторожно сбивает его, а затем этим же шестом находит под яблоней.

Для успешного включения слепоглухонемых в общественно полезный труд применяют, наряду с обычным, специальный хозяйственный инвентарь. В большинстве случаев такой инвентарь приходится конструировать и изготавливать самим в пришкольных мастерских, привлекая к этому слепоглухонемых учащихся. Главная цель конструирования специального инвентаря — расширение фронта посильных для слепоглухонемых детей работ. Учитывается и необходимость строить эту деятель-' ность слепоглухонемых в коллективе сверстников при тесном их сотрудничестве. В целях охраны остаточного зрения весь хозяйственный инвентарь должен быть сконструирован так, чтобы при работе с ним воспитанникам не требовалось длительное время пребывать в согнутом положении с наклоном головы вниз.

При расчистке двора от снега на большой территории слепоглухонемой, работающий обыкновенной лопатой, часто теряет ориентировку и начинает бросать снег не в том направлении, в котором требуется. Его действия нуждаются в беспрестанной коррекции. Чтобы избежать этого, применяется широкая лопата с горизонтальной ручкой. Этой лопатой работают одновременно тотально слепоглухонемой и слабовидящий глухонемой. Совместный труд позволяет им рационально распределять обязанности и усилия по ориентировке и перемещению лопаты, сгребающей снег.

Носилки с дополнительно приделанными по бокам ручками позволяют участвовать в перенесении грузов не двум, а четырем слепоглухонемым, один из которых, слабовидящий глухонемой, выбирает направление.

Транспортировка снега осуществляется на санках со специальными ящиками, задняя стенка которых сделана высокой, чтобы их можно было подталкивать сзади, не наклоняя туловища и головы. Различного рода грейдеры для очистки двора от снега также требуют приложения сил нескольких человек и имеют высокие ручки. Тележки для перевозки опавших листьев и других грузов делаются на высоких колесах и снабжаются ручками спереди и сзади, чтобы в их передвижении могли участвовать два человека.

Слепоглухонемого ребенка учат проявлять инициативу в преодолении препятствия. Если в ранний период обучения таким препятствием может служить снежная горка, на которую нужно забраться с санками, чтобы съехать с нее, то в старшем возрасте преодоление препятствий связывают с общественно полезным трудом. Например, у группы слепоглухонемых по расписанию должна быть выполнена работа в теплице, но выпавший ночью снег завалил вход в нее. Необходимо расчистил, дорожку. Не надо торопиться заставлять воспитанников это делать. Важно, чтобы слепоглухонемые подростки проявили инициативу и, взяв лопаты, сами прочистили дорожку, освободили от снега дверь. Полезно пробудить мысль о необходимости проявить сообразительность: применить личный труд для преодоления препятствия. Иногда достаточно намека, чтобы мысль детей заработала в нужном направлении. Можно предварительно воткнуть на пути к теплице лопату. Увязнув в снегу и одновременно натолкнувшись на лопату, слепоглухонемой сообразит и без воспитателя, что нужно сделать.

Надо развивать способность слепоглухонемых воспитанников самостоятельно планировать трудовую деятельность, приучать их к самодисциплине, самоуправлению. Поэтому график дежурства во всех подразделениях хозяйства должен составляться самими воспитанниками. Свобода планирования собственного труда в области хозяйственной деятельности повышает ответственность воспитанников за порученное дело. Без предоставления слепоглухонемым такой свободы нельзя сформировать у них чувство ответственности.

В приобщении к общественно полезному труду соблюдается постепенность. Очень полезно воспитывать любовь к труду в повседневных доступных слепоглухонемым и осуществляемых в коллективе сверстников делах. В игры можно включать дополнительные трудовые действия. Например, дети катаются с горки на санках. Ребята уже трудятся, поскольку, прежде чем съехать с горки, нужно забраться на нее с санками. Тесная связь труда и развлечения отражена в народной пословице: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Съезжая с горки, каждый старается проехать дальше другого (дети соревнуются в игре). Это соревнование легко использовать для привлечения их к более сложному, но доступному их пониманию труду. Детям нетрудно объяснить: если горку сделать выше, то проехать, скатываясь с нее, можно дальше. У них появляется общая цель. Индивидуальные интересы сливаются в общие и реализуются в коллективном труде. «Работать коллективно — не значит просто работать вместе, в одном помещении, одну и ту же работу, — пишет Н. К. Крупская.— Это самая простая форма сотрудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного, обычно очень сложного разделения труда».

Дети по очереди возят друг друга на санках. Это сложное занятие, сочетающее в себе труд, развлечение и определенные правила— договор между сотрудничающими детьми об очередности. Стремление к сотрудничеству в игре всячески поддерживается и развивается, потому что оно является также прообразом сотрудничества детей в общественно полезных делах. Сегодня дети катали друг друга на санках, завтра им предлагают сотрудничество в более творческой сфере, способствующей эстетическому развитию, умению рационально распределять между собой обязанности по способностям и возможностям. Их увлекают, например, коллективным ваянием снежных баб, деда-мороза, зверей. Умение оценивать реальные возможности и способности каждого члена своего коллектива развивается у воспитанников еще в игровой сфере. Принцип сотрудничества и взаимопомощи, предусматривающий распределение обязанностей по характеру и степени сенсорных недостатков, усваивается ими на всю жизнь.

Постепенному переходу от игровой деятельности к трудовой способствует универсальность некоторых детских игрушек, и в особенности детского транспорта, их пригодность и для игры, и для труда. Санки — средство развлечения, но они могут быть использованы и для привлечения ребенка к труду. Трехколесный велосипед или детская педальная машина, если прицепить к ним маленькую тележку, также могут служить для перевозки грузов. Но главное здесь состоит в том, что эти формы трудовой деятельности, близкие игре, быстрее будут приняты детьми, чем, скажем, перенесение тех же грузов на детских носилках. В этих формах трудовой деятельности, связанных с использованием детского транспорта, больше простора для детского воображения, для фантазии. Труд органически будет вплетаться в игру.

В приобщении слепоглухонемого ребенка к общественно полезному труду необходимо учитывать индивидуальные интересы воспитанников, так как это помогает обходиться без принуждения. Для выявления интересов к тому или иному труду детей постепенно включают в повседневное дежурство на разных участках подсобного хозяйства, где им прививаются различные трудовые навыки. Воспитатель внимательно наблюдает за тем, какие операции легче даются ребенку, к каким видам труда он больше тяготеет.

Избранный ребенком и полюбившийся ему труд становится для него основным. По мере умножения и совершенствования навыков труда воспитанник включается в дежурство на данном участке подсобного хозяйства, а затем становится ответственным за выполнение определенныхработ на этом участке. Однако не следует допускать, чтобы воспитанник все время делал только то, что ему интересно. В этом вопросе следует соблюдать меру. Каждому в жизни приходится выполнять массу неинтересных дел. К необходимости их выполнения должен быть приучен и слепоглухонемой ребенок. Поэтому ответственность за избранный труд не освобождает ребенка от обязанности помогать товарищам, занятым работой в других подразделениях хозяйства.

Труд организуется по месту жительства и учебы детей, чтобы общественно полезная деятельность была доступна им в любое время. Труд не должен быть связан с систематическими выездами за пределы интерната. Поэтому в школе предусматривается многоотраслевое подсобное хозяйство, в котором должны быть представлены различные виды хозяйственной деятельности человека. Общественно полезный труд можно осуществлять и при сельскохозяйственных работах в подсобном хозяйстве, и в школьных мастерских.

Каждое отделение при подсобном хозяйстве обеспечивает фронт труда лишь для той части воспитанников, которые прикреплены к данному отделению или дежурят при нем. Отделения не делают большими, так как важно", чтобы все работы там, вплоть до выхода готовой продукции, могли быть обеспечены трудом воспитанников.

Подсобному хозяйству при школе для слепоглухонемых полезно иметь следующие подразделения: огород с парниками теплицу, оранжерею, сад, ягодник, цветник, кроликоферму овчарню, птичник. В огороде строго разграничивают зоны посадки различных овощей. В начале каждой гряды укрепляют выполненные брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами таблички с наименованием растения, высаженного в гряду. Желательно иметь некоторые виды мелкого рогатого скота (коз, овец). Собака и кошка также должны быть непременными обитателями подсобного хозяйства.

Огромную радость получают слепоглухонемые дети ухаживая за животными. Особенно удобно ухаживать за кроликами Они занимают ограниченное стенами клетки и осязаемое рукой слепоглухонемого ребенка пространство. Ребенок может рукой «осмотреть» кролика в клетке, проверить, есть ли у него вода и корм, насколько свежа подстилка. Клетки на ферме можно расположить компактно, что также создаст удобства для обслуживания животных слепоглухонемыми детьми. Кроликов подбирают белого цвета породы «белый великан»—это помогает слабовидящим глухонемым различать их в глубине клетки.

Не только обслуживание кроликов на ферме, но и заготовка кормов полезна для учебно-познавательной деятельности слепоглухонемых учащихся. Выезды в лес, на луг для заготовки веников, свежей травы или запасов сена на зиму доставляют детям много радости. Здесь они одновременно трудятся и учатся отличать растения, наиболее любимые животными, от тех, которые могут нанести им вред. Знакомятся с названиями этих растений. Такие поездки совмещаются с изучением природного материала, предусмотренного учебными программами. Работы по обеспечению животных свежим кормом и заготовка корма на зиму проводятся в весенний, летний и осенний сезоны; поэтому у слепоглухонемых детей есть возможность широко наблюдать и изучать, активно воздействуя на них, природные объекты в эти времена года. Во всех случаях появляется необходимость в сотрудничестве и взаимопомощи детей.

Выращивание кроликов может приносить значительный доход. Деньги за сдачу кроликов живым весом государственным закупочным организациям следует использовать для стимулирования общественно полезного труда воспитанников. Для этого открывается специальный счет в местном отделении Государственного банка, на который поступают вырученные деньги. В практике Загорской школы вопросы расходования денег обсуждаются на комсомольских собраниях и пионерских сборах. На деньги со спецсчета могут быть куплены пионерская атрибутика, биллиард, цветной телевизор и многое другое.

Птичник комплектуется различными видами птиц. Практика содержания птиц в птичнике показала, что хорошо уживаются между собой индюшки, куры, японские курочки, цесарки, утки, гуси. Всех этих птиц нетрудно приучить к кормлению из рук, чтобы слепоглухонемой ребенок мог осмотреть животных с помощью осязания. При кормлении птиц дети могут подзывать их обычным свистком, находить место их пребывания при помощи слабовидящего глухонемого товарища. Целесообразно подбирать птиц яркой, лучше белой, окраски: летом слабовидящие воспитанники различают их на фоне зеленой травы, а зимой— в помещении птичника.

Не рекомендуется стремиться к извлечению доходов из птичника и увеличивать для этого численность птиц. Для пополнения специального счета служит крольчатник. Птицы же нужны для того, чтобы слепоглухонемые дети могли изучать их жизнь и повадки. Поэтому достаточно иметь по паре птиц различных видов.

Помимо привлечения к работам в подсобном хозяйстве, необходимо приобщать воспитанников к поддержанию чистоты во дворе интерната, к труду по очистке территории от снега и от опавших листьев.

В зимний период, когда работы в подсобном хозяйстве сокращаются, воспитанников переключают на труд в мастерских. В швейной мастерской можно ремонтировать одежду, шить фартуки, халаты, чепчики, наряды для кукол, полезно учить ребят вязанию. В столярной мастерской производят ремонт мебели, санок, клеток для кроликов, деревянных ящиков для перевозки снега, а также изготавливают и другие поделки.

Замечено, что детей привлекает изготовление мягких игрушек, кукол для кукольного театра и их нарядов. В этом труде проявляется детское творчество, а перед педагогами открывается возможность эстетического воспитания учащихся.

Общественно полезный труд слепоглухонемых организуют по индивидуальным физическим нагрузкам с учетом медицинских рекомендаций, выдаваемых офтальмологом в письменном виде воспитателям на каждого слепоглухонемого воспитанника.

Строгие меры по охране остаточного зрения слепоглухонемых детей вовсе не означают, что ребят следует полностью освободить от физических нагрузок, общественно полезного труда. Такие представления вредят работе с детьми. Слепоглухонемого нужно привлекать к посильному труду. Например, его можно привлекать к стирке мелких личных вещей, если предусмотреть высокую подставку для тазика, исключающую необходимость длительного наклона. Ребенку можно предложить высаживать луковицы в грядку при условии, что эти действия будут производиться в течение короткого времени и на корточках. Слепоглухонемой ребенок может возить за веревку санки, на которых стоит ящик со снегом, или толкать их сзади, если у ящика высокая задняя стенка и ребенку не надо нагибаться. Для работы слепоглухонемых детей с лопатами делают удлиненные черенки. Однако нельзя допускать скопления работающих с лопатами детей во избежание травм от случайных ударов черенка в лицо.

Физический труд благоприятно влияет на психофизические функции организма слепоглухонемого ребенка. Вот что пишут по этому поводу А. И. Каплан и Н. Г. Морозова: «...охрана зрения ребенка имеет первостепенное значение. Однако она должна быть разумной и не превращаться в такую опеку, которая приносит детям с глубокими нарушениями зрения только вред. Нельзя оберегать ребенка от всяких усилий, от движений, от труда. Без движения ребенок слабеет, хиреет, его организм становится болезненным, легко поддающимся любому заболеванию. Его умственное развитие без усилий, без движения, без труда идет очень медленно, и ребенок отстает от своих сверстников и в физическом, и в умственном отношении. Без труда терпит большой ущерб его нравственное развитие».

Правильно организованный, с учетом допустимых индивидуальных физических нагрузок труд не только не вредит общему здоровью и остаточному зрению, а, наоборот, предохраняет слепоглухонемых воспитанников от детского травматизма. Практика показывает, что наибольшее число травм приходится на период стихийных подвижных игр детей, когда они в азарте игры начинают бегать, возиться и толкаться в непредназначенном для игр помещении. Ребенок есть ребенок. Энергии у него избыток, и он должен двигаться. Нужно только умело высвободить эту энергию в процессе специально организованного досуга и общественно полезного труда, осуществляемых в условиях, исключающих травматизм.

В спортивном зале, во дворе школы, на детской и спортивной площадках, в саду, огороде, мастерских должна максимально реализовываться детская энергия. Тогда двигательная активность будет отвечать интересам психофизического развития ребенка. В противном случае возникает беспорядочная возня в классах, коридорах, спальнях, в раздевалке и на лестницах со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

Нужно не освобождать слепоглухонемых детей от физических нагрузок, а, наоборот, обучать их самостоятельно соразмерять физические нагрузки в повседневном труде с медицинскими рекомендациями. Это поможет в дальнейшем избегать нарушений здоровья в условиях самостоятельной жизни. Такое обучение невозможно без участия ребенка в общественно полезном труде под руководством педагога. В привлечении к общественно полезному труду, соизмеримому с допустимыми физическими нагрузками, от педагога требуется изобретательность и предусмотрительность. Это труднее, чем освободить ребенка от нагрузок, но это крайне необходимо для его правильного воспитания.

Большое значение в общем укреплении здоровья детей и их трудоспособности имеет строгое соблюдение режима дня и регулярное проведение дней здоровья.

Вот как изложил свои впечатления от дня здоровья слепоглухонемой старшеклассник Юра Л.: «Кто говорит, что походы по лесу очень утомительны, тот или совсем никогда не бывал в походах, или знает о них понаслышке и составил себе очень неверное представление. Это нисколько не утомляет, а, скорее, наоборот, придает силы и бодрость. Ну, а лесные привалы! Это же дивный отдых! Придешь на полянку, скинешь рюкзак, расправишь затекшие плечи, и совсем станет хорошо. А тут новая интересная работа — собирать и рубить ветки для костра. На свежем воздухе это уже не труд, а отдых, зарядка бодрости и сил.

Окончательный мой вывод таков, что туристские походы — это, пожалуй, самый полезный летний отдых. И особенно он хорош после года напряженной учебы».

§ 3. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

В каждом конкретном случае привлечения воспитанников к общественно полезному труду им заведомо дают определенные задания, согласующиеся с индивидуальными медицинскими рекомендациями (указывается количество носилок с перегноем, которые должен перенести воспитанник в паре с товарищем, отмеряется шагами совместно с воспитателем и обозначается ориентирами площадь двора для очистки от снега, вручается определенное количество луковиц или крупных семян воспитаннику для посадки и т. д.). Предварительное указание объема работ позволяет слепоглухонемому воспитаннику самостоятельно планировать предстоящую деятельность, равномерно распределять усилия на весь трудовой период.

При работе во дворе за каждой учебной группой закрепляют определенный участок, чтобы группа несла постоянную ответственность за его состояние. В зависимости от состояния своего участка в различные сезоны воспитанники сами решают вопрос об организации труда на нем, распределении обязанностей, выборе инвентаря. Важно добиться, чтобы ребята самостоятельно замечали, когда необходимо приложить свой труд на отведенном участке. Скажем, выпал ночью снег — это должно послужить им сигналом к самостоятельным действиям. Без напоминания, уговоров и понуканий они должны взяться за инвентарь.

Коммунистическое отношение к труду воспитывается у слепоглухонемых детей уже в сфере общественно полезного труда. «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма», — так считал В. И. Ленин.

Воспитание коммунистического отношения к труду осуществляется путем развития соревнования и взаимопомощи. Скажем, при расчистке двора от снега группа, раньше других завершившая работу, получает приз, а вместе с ним — право помочь отстающим или младшим воспитанникам. Группы или отдельные воспитанники, систематически занимающие призовые места, отмечаются в заметках-молниях, стенной печати, на линейках. Опыт показывает, что общественно полезный труд часто вызывает у ребят стихийный энтузиазм, который нуждается в своевременной направленности.

Важный момент в приобщении воспитанников к общественно полезному труду — обучение рациональным приемам работы. Каждый слепоглухонемой ребенок с самого начала должен обучаться квалифицированному труду. Совершенно недопустимо, когда орудия труда используются слепоглухонемыми детьми не по назначению или неправильно. Трудовая деятельность в этом случае не дает желаемых результатов. Ребенок постепенно привыкает к непродуктивному труду, а затем сопротивляется исправлению сложившихся и закрепившихся у него в течение длительного времени неправильных трудовых навыков.

Именно на базе элементарного труда, когда есть возможность без особых затрат времени тщательно отрабатывать немногие простые движения, прививают слепоглухонемому ребенку трудовую эстетику, стремление результативно и в то же время ловко и красиво трудиться. Особенно большое внимание следует уделять тотально слепоглухонемым воспитанникам, обучать их рациональным приемам в процессе совместной с педагогом разделенной дозированной деятельности. Так, работа тотально слепоглухонемого ребенка с лопатой при отсутствии зрительного контроля связана с необходимостью формировать у него навыки инструментального осязания. Тотально слепоглухонемой ребенок длительное время пользуется телесным контролем при работе лопатой. Он ощупывает место, с которого берет на лопату груз, проверяет рукой нагруженность лопаты, степень ее освобождения от груза. Наиболее трудно работать слепоглухонемым совковой лопатой. Пользуясь ею, они делают бросок не в сторону, а перед собой, слишком высоко поднимая совок лопаты, поэтому сыпучие материалы ссыпаются назад, на место, откуда были взяты. Без вмешательства воспитателя и систематической коррекции движений необходимый трудовой навык у слепоглухонемого воспитанника, как правило, не вырабатывается.

Слепоглухонемых воспитанников обучают специальным приемам ориентировки в процессе труда. Так, тотально слепоглухонемого можно обучить ровно подрезать декоративные кусты, если при подрезке кустарника постоянным ориентиром ему будет служить пуговица на собственном пиджаке или пояс.

Труд сам по себе, как затрата мускульной силы, не воспитывает. В лучшем случае такой труд тренирует мышцы. Воспп-тывает организация труда, его цели, отношения людей в процессе труда. Не секрет, что иногда труд может приносить вред воспитанию. Это труд бесцельный или сопровождающийся неадекватным применением орудий. Нельзя, например, допускать, чтобы деревянной лопатой ребенок пытался скалывать лед или, вместо того чтобы кидать снег, бесцельно ковырял его лопатой.

Всякий труд должен иметь ближние и дальние цели. Основной целью трудового воспитания слепоглухонемых является формирование у них коммунистического мировоззрения, уважения к труду. Однако каждое конкретное привлечение воспитанников к труду имеет и ближние цели. Например, цель труда по расчистке территории двора от снега — возможность свободного проезда транспорта, передвижения пешеходов, забота о сохранении фундаментов зданий от проникновения в них талых вод, сохранение инвентаря и оборудования, находящихся в хозяйственных постройках. Каждому воспитаннику надо понимать цель своих трудовых усилий. Он не должен просто так, бездумно отбрасывать снег от цоколя здания или от сарая, а делать это с убеждением, что его труд обращен на пользу коллективу, от него зависит сохранность здания или инвентаря.

Ребенка приучают к рациональной последовательности действий. Даже такой, казалось бы, примитивный труд, как расчистка двора от снега, требует целесообразного распределения на этапы, очередность которых зависит от важности и степени срочности использования различных территориальных зон. Об этом воспитанники узнают из инструкций и разъяснений воспитателей и из заметок в стенгазету. Вот одна из них.

Как надо очищать двор

Ночью и утром выпало много снега. После уроков мы пойдем чистить от снега двор. Для чего надо чистить двор? Через двор детского дома люди приходят на работу, ходят в мастерские работать, в сарай кормить животных, в гараж, в теплицу, кухню и другие помещения. Если мы не почистим двор от снега, люди будут вязнуть в снегу, а наши слепые товарищи собьются с дороги. Обувь людей намокнет от снега и будет быстро изнашиваться, а дети в мокрой обуви могут простудиться и серьезно заболеть. Поэтому мы пойдем с лопатами во двор и вначале расчистим узкие дорожки от здания школы к калитке, потом от подъезда к кухне, сараю, мастерским и гаражу. По этим узким дорожкам люди смогут пройти, не увязнув в снегу и не замочив обувь. Наши слепые ребята легко найдут дорогу в мастерские и сарай.

Потом мы будем чистить широкую дорогу от ворот к кухне. Машина, которая возит молоко, приезжает рано. Надо успеть к ее приезду расчистить дорогу, чтобы машина не завязла. Если она завязнет в снегу, дети не получат молока к обеду.

Затем мы расчистим широкую дорогу ко всем постройкам во дворе и сгребем снег в кучу в центре двора. После расчистки двора от снега люди и машина смогут свободно передвигаться по двору.

К этому времени во двор выйдут другие ребята. Они возьмут санки с ящиками и будут возить снег со двора в огород. В огороде снег нужен. Чем больше снега в огороде, тем больше влаги будет в почве. Во влажной земле семена прорастают лучше.

Несмотря на примитивность работы по расчистке двора от снега, осуществляется разделение труда по характеру и степени сенсорных дефектов, физическим способностям учащихся и с учетом медицинских рекомендаций. Наиболее сильные слабовидящие глухонемые воспитанники, каждый в паре с тотально слепоглухонемым, работают грейдерной лопатой, сдвигая снег к бордюру. Менее сильные тотально слепоглухонемые воспитанники, которым трудно ориентироваться при расчистке территории в центральной части двора, ориентируясь по бордюру, забрасывают снег за бордюр. Дошкольники и слабовидящие школьники, которым противопоказаны наклоны и резкие движения, возят снег на саночках за веревку в огород.

Труд как средство воспитания осуществляется в рационально организованной системе общественных отношений участвующих в нем детей и педагогов. Привлекая воспитанников к общественно полезному труду, воспитатель также участвует в общем труде с ребятами, подавая им пример, демонстрируя рациональные приемы труда, организуя взаимопомощь.

Слепоглухонемые дети обычно чутко следят за участием товарищей в коллективном совместном труде и моментально реагируют на изменение интенсивности их труда. Часто это обстоятельство ускользает от внимания воспитателей, ошибочно считающих, что раз ребенок не видит и не слышит, то судить о труде сотрудничающих с ним людей он не может.

Тотально слепоглухонемые Витя К. и Толя Ч. вдвоем возили на детскую площадку песок. Там они, одновременно орудуя лопатами, выгружали песок из большого ящика в песочницу. Стоило прекратить работу Толе, как тотчас же настораживался и прекращал работу Витя. Затем он шел выяснять причину Толиного бездействия. Каким образом Витя узнавал о том, что Толя прекратил работу? Оказалось, что Витя весь период выгрузки песка из ящика держал свою ногу прижатой к его стенке и, улавливая вибрацию от толчков Толиной лопаты, следил за активностью напарника. Кроме того, прижатая к ящику нога помогала ему ориентироваться в направлении.

Часто можно наблюдать, как в процессе коллективного труда тот или другой тотально слепоглухонемой воспитанник' подходит к предполагаемому местонахождению товарища и проверяет его действия. В этом нет ничего плохого, и препятствовать таким проверкам не следует. Просто слепоглухонемой ребенок не хочет быть «козлом отпущения», и проверки позволяют ему лишний раз убедиться в незыблемости традиций коллективного труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.