Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о сложном нарушении развития






 

Понятие «дефект» дословно переводится с латинского как «недостаток». Каждый дефект имеет свою сложную структуру. Любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, как правило, ведет за собой вторичные отклонения, становящиеся причиной изменения всей структуры психического и физического развития ребенка. При отсутствии коррекционной работы развиваются еще и третичные отклонения. В результате возникает комплексное нарушение разных систем организма. Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Например, сочетание детского церебрального паралича и нарушение речи, умственной отсталости и слепоты, одновременных нарушений зрения и слуха, нарушения речи и зрения, глухонемота и т.д.

В отечественной дефектологии у понятия о сложном нарушении развития появилось несколько синонимов: сложное нарушение, сложный дефект, комбинированное нарушение, комбинированный дефект, комплексное нарушение.

Аномальными считаются все дети, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии. Сложное нарушение развития — это сочетание двух или нескольких серьезных дефектов в физическом и интеллектуальном или психическом развитии. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Часто одно нарушение в развитии ведет за собой другое, и тогда имеющийся дефект у ребенка вначале отягощается, а затем и осложняется наличием еще одного или нескольких нарушений, ребенок имеет не только физические недостатки, но и психологическое состояние тоже угнетается, последствия могут быть самыми разными.

Результатом наличия двух или более первичных психофизических дефектов является сильнейшее ограничение ребенка от общения с окружающим миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и к общей задержке развития психики ребенка.

Исследователи установили, что психическое развитие детей при двойном или тройном дефекте не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную систему нарушений. Характерным для этих детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся дефектов вследствие сложных нарушений в организме, затрагивающих совершенно различные органы и системы. Так, при глухоте восприятие ребенком окружающего мира идет через зрительные и тактильно-кинетические рецепторы, при слепоте — через слуховое и осязательное восприятие, а при слепо-глухоте все эти пути компенсации практически невозможны и специалистам приходится искать и разрабатывать другие возможные пути коррекции и лечения.

 

 

3) ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Поданным исследований, проведенных в последние 10 лет, к группам детей со сложными нарушениями относится около 40 % от числа всех обучающихся в специальных учреждениях. В зависимости от структуры дефекта или их сочетаний выделяют несколько соответствующих групп больных детей:

1) дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых способно вызвать отклонение в развитии, например умственно отсталые глухие дети и т.п.;

2) дети, имеющие одно ведущее психофизическое нарушение и одно сопутствующее ему, причем второе нарушение выражено не так ярко, но заметно отягощает ход дальнейшего развития, в таких случаях специалисты говорят об осложненном дефекте;

3) дети с множественными нарушениями, у которых имеется три или более нарушений первичного характера, выраженные в разной степени и приводящие к серьезным отклонениям в развитии ребенка. Например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети или дети с незначительным нарушением слуха, зрения и моторики, у которых может развиваться общее нарушение речи.

Огромное значение отводится ранней диагностике комплексных дефектов. Современная медицинская техника позволяет на ранних этапах развития ребенка диагностировать наличие нарушения различной степени выраженности. Отдельное место в этой системе занимают нейрофизиологические методы исследования.

Грамотная и своевременная постановка диагноза позволяет как можно раньше начать лечение, а также воспитание и обучение такого ребенка по специально разработанным программам, в результате чего развитие можно значительно скорректировать, не допустить недостатков психического развития.

По мнению специалистов, занимающихся проблемами комплексных дефектов, психическое развитие детей при сочетании двух или более нарушений не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении.

Напротив, они образуют новую сложную структуру нарушений и требуют сугубо индивидуального психолого-педагогического подхода, отличного от подходов к другим категориям аномальных детей.

Например, категория слепо-глухих детей. В результате нарушения слуха и зрения ребенок находится как бы в изоляции от внешнего мира, его психика не получает должного развития, познания окружающего мира резко ограничены, а формирование навыков и возможности общения с другими людьми сильно нарушены. В связи с этим некоторые специалисты причисляют таких детей к умственно отсталым, хотя слепоглухие дети обладают значительными потенциальными возможностями умственного развития, но для этого необходимы более высокие технологии в их обучении, как педагогические, так, может быть, и технические.

 

4)  Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями — малоизученная проблема специальной педагогики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.