Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография






Детство. Годы учения. Кругосветное плавание. Нико­лай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 го­да в Тихвине — небольшом живописном городке Новго­родской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху не­плохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способно­сти ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жиз­ни» он писал:

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мело­дии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следо­вал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

 

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моря­ком, и в 1856 году его определили в петербургский Мор­ской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская про­фессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), кото­рый поддержал его живой интерес к музыке и начал зани­маться с ним композицией.

В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Ба­лакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корса­кова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Ба­лакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Мор­ского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в заграничное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало за­нимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величе­ственной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.

Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на ро­дину.

Путь к мастерству. Получив назначение в береговую службу, молодой офицер поселился в Петербурге. Он начал снова посещать Балакирева, постепенно втягиваться в му­зыку. За время его отсутствия в музыкальной жизни Пе­тербурга произошли большие изменения: открылась пер­вая русская консерватория, Балакирев и Ломакин создали Бесплатную музыкальную школу, а в кружке Балакирева появился «подающий надежды» Бородин.

Римский-Корсаков возвращается к творчеству и быстро заканчивает Первую симфонию, которая с успехом была ис­полнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкаль­ной школы. Затем появились другие оркестровые произ­ведения — «Увертюра на темы трех русских песен», «Серб­ская фантазия», музыкальная картина «Садко», а также сим­фоническая сюита «Антар» по арабской сказке писателя О. Сенковского. В музыке «Садко» и «Антара» воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначи­лись любимые темы композитора — образы русского народ­ного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока.

Одновременно композитор создает ряд романсов: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Коль­цова), «На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие. Зимой 1868 года балакиревцы на­чинают посещать музыкальные вечера Даргомыжского, на которых исполнялись сцены из «Каменного гостя», новые сочинения молодых композиторов. Тогда же Римский-Кор­саков познакомился с сестрами Пургольд — талантливыми музыкантшами — певицей и пианисткой, постоянными ис­полнительницами произведений Даргомыжского и компо­зиторов «Могучей кучки». После кончины Даргомыжского Римский-Корсаков, согласно его завещанию, делает оркест­ровку оперы «Каменный гость».

С 1868 по 1872 год композитор работает над своей пер­вой оперой «Псковитянка» на сюжет исторической драмы Л. Мея из времен борьбы Ивана Грозного за подчинение «вольного города» Пскова Москве. В те же годы, как уже говорилось, Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», при­чем одно время друзья жили вместе. Они обменивались твор­ческими мыслями, их объединяли общие художественные интересы, что не могло не сказаться на некоторой близости обеих народных музыкальных драм в идее, драматургии, некоторых чертах стиля. Успешная премьера «Псковитян­ки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре.

Окончание оперы совпало с важной и счастливой пере­меной в жизни композитора — женитьбой на замечатель­ной пианистке Надежде Николаевне Пургольд, которая ста­ла его нежно любящим и преданным другом.

Летом 1871 года Римский-Корсаков принял предложе­ние вступить в должность профессора Петербургской кон­серватории по классам сочинения, инструментовки, а также руководителя оркестра. Но, начав обучать молодых музы­кантов, он понял, что его теоретические познания имеют гро­мадные пробелы, сказывающиеся и на его собственном твор­честве. И Римский-Корсаков сам начинает учиться, овладе­вать гармонической и полифонической техникой, сочиняя бесчисленное множество упражнений и фуг, изучая произ­ведения старых мастеров. Большую помощь в составлении программы занятий оказал ему Чайковский, преподававший в то время в Московской консерватории.

Другой, не менее важной стороной творческой работы Римского-Корсакова в 1870-е годы стало глубокое изучение, запись и обработка русских народных песен, причем более всего его привлекали самые древние песни — обрядовые и игровые. Итогом этой работы было создание двух сборни­ков обработок: «40 народных песен», записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и «100 русских народных песен», которые разыскал сам композитор. Одновременно Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует для нового издания оперные партитуры Глинки, что явилось для композитора, по его словам, «благотворной школой».

В эти же годы композитор становится инспектором ду­ховых оркестров военно-морского ведомства и в течение одиннадцати лет ведет большую работу по расширению ре­пертуара и повышению качества исполнения, заботится о музыкантах. Он делает многочисленные переложения раз­личных сочинений русских и европейских композиторов для духовых оркестров, изучает технику игры на духовых инструментах и сам дирижирует концертами. В 1874 году Римский-Корсаков принимает на себя руководство Бесплат­ной музыкальной школой (вместо отказавшегося от долж­ности Балакирева).

Творческая зрелость. После периода позднего учениче­ства в творчестве композитора наступает новый этап — высокий расцвет его таланта. В 1879 году была закончена опера «Майская ночь» по повести Гоголя, а в 1881-м — «Сне­гурочка». Эти светлые весенние сказки, полные нежной поэзии, радости любовного чувства и чудесного волшебства, дали композитору повод связать с их содержанием «обря­довую сторону народного быта, которая выражает собою ос­татки древнего язычества».

В 80-е годы Римский-Корсаков создает свои лучшие сим­фонические произведения — «Сказку», «Симфониетту на русские темы», фортепианный концерт, «Испанское каприч­чио», концертную увертюру «Светлый праздник», сюиту «Шехеразада». Много времени он отдает завершению и ре­дактированию сочинений своих скончавшихся друзей — Мусоргского и Бородина, что свидетельствует о его высочай­шей нравственности как человека и художника, верности истинной дружбе и чувству долга.

В 1883 году, параллельно с работой в консерватории, Римский-Корсаков начинает преподавать в Придворной певческой капелле, где прослужил более десяти лет. Он с увлечением занялся реорганизацией капеллы, которая ста­новится одним из центров музыкального образования. Один из творческих результатов преподавания в капелле — учеб­ник гармонии, который вместе с подобным учебником Чай­ковского стал классическим теоретическим и педагогиче­ским трудом.

Одновременно продолжалась дирижерская деятельность Римского-Корсакова: он все чаще выступает с концертами в России и за границей (на Парижской всемирной выставке и в Брюсселе).

Еще летом 1882 года произошло знакомство Римского-Корсакова с известным меценатом М. П. Беляевым, которо­го он потом назовет «замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки».

Митрофан Петрович Беляев — богатый лесопромышленник и лю­битель-альтист — был беззаветным и страстным поклонником русской музыки. В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские «пятницы» зимой 1883/84 года стали посещать как «ста­рые» кучкисты Бородин, Римский-Корсаков и их верный друг Стасов, так и молодые петербургские композиторы, ученики Римского-Корсакова — Лядов и Глазунов. Так зарождался беляевский кружок.

Для пропаганды новой русской музыки Беляев основал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера»; поддерж­кой концертного дела стало создание музыкального издательства в Лейп­циге, ставшего затем крупнейшей русской издательской фирмой. Для поощрения русских композиторов Беляев учредил ежегодно присуж­давшиеся Глинкинские премии и устраивал конкурсы на лучшее ка­мерное произведение.

По просьбе Беляева музыкальное руководство концертным и изда­тельским делом взял на себя Римский-Корсаков, который фактически стал «музыкальным главою беляевского кружка».

Беляевский кружок во многом продолжил традиции балакирев­ского кружка, но, как писал Римский-Корсаков, подчеркивая различие между ними и между поколениями композиторов, «кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакирев­ский— был революционный, беляевский же — прогрессивный... Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных пред­ставителей русского музыкального творчества; второй — по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и ме­нее значительные дарования, и даже вовсе не сочинители, а дирижеры, как, например, Дютш, или исполнители — Н. С. Лавров...».

 

Последним сочинением этого периода стала волшебная опера-балет «Млада», увлекшая композитора своим древнеславянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические кар­тины.

Путь в XX век. Поздний период творчества. Начало 90-х годов стало тяжелым временем для Римского-Корсакова. Семейные несчастья — смерть матери и двух млад­ших детей, тяжелая болезнь жены и сына Андрея совпали с душевным и творческим кризисом. Неудовлетворенность собой, сомнения и глубокие переживания, сложность отно­шений с Балакиревым — все это привело к творческому молчанию. В это трудное время Римский-Корсаков много размышляет о смысле творчества, о развитии новых путей в искусстве, изучает проблемы музыкальной эстетики и фи­лософии. Однако постепенно композитор начинает остро ощущать «душевный голод» без своего главного дела — сочинения музыки. Он возвращается к творчеству и создает новую гоголевскую оперу — «быль-колядку» «Ночь перед Рождеством».

Наступает новый расцвет творчества Римского-Корсакова. С этого времени оперный жанр становится ведущим для композитора — до конца жизни им было написано еще десять опер. Вслед за «Ночью перед Рождеством» появи­лось одно из его лучших эпических сочинений — опера-былина «Садко». В то же время композитора начинает при­влекать иная тема. Раскрытию сложного внутреннего мира человека посвящены одноактные оперы «Моцарт и Салье­ри» и «Боярыня Вера Шелога», а также давно задуманная «Царская невеста» (на историко-бытовой сюжет), в кото­рых композитор создал глубокие лирико-психологические и драматические образы.

Одновременно, увлекшись лирической темой, он сочиня­ет свои лучшие романсы — «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Медлительно влекутся дни мои» (все на слова А. Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива» (слова М. Лермонтова), «О чем в тиши ночей» и «Ок­тава» (слова А. Майкова), «Шепот, робкое дыханье» (слова А. Фета), «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высо­ты» (слова А. Толстого). Вокальная лирика Римского-Корсакова отличается спокойно-созерцательным характером, строгостью и сдержанностью чувства. В то же время моно­логи-ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» (слова Пушкина) выдержаны в мужественно-приподнятом, сурово-драматиче­ском характере.

Много лет театральная судьба опер композитора была связана со сценой Мариинского Императорского театра. Но эти постановки часто не удовлетворяли автора как в музы­кальном, так и в сценическом отношении. После отказа в постановке «Садко» композитор связывает судьбу своих сле­дующих опер с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, театраль­ный и музыкальный деятель, меценат; несколько лет жил в Италии, изучал живопись и скульптуру, учился пению. Мамонтов способствовал развитию русского изобразительного искусства, музыкального театра. В 1885 году основал Московскую частную русскую оперу). В театре Мамонтова пели такие выдаю­щиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский; в оформлении спек­таклей принимали участие художники А. Головин, М. Вру­бель, братья Васнецовы, К. Коровин, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов. В репертуаре Частной оперы уже были «Снегу­рочка» и «Псковитянка»; в последующие годы на ее сцене были поставлены — начиная с «Садко» — следующие шесть новых опер Римского-Корсакова.

XIX век композитор завершает оперой «Сказка о царе Салтане», а в начале XX века сочиняет «Сервилию» на сю­жет драмы Л. Мея из древнеримской истории, аллегориче­скую «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный», а также оперу на польский сюжет «Пан-воевода», посвященную па­мяти Шопена.

В 1904 году Римский-Корсаков закончил оперу «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней повествуется о далеких временах монголо-татарского наше­ствия и чудесном преображении града Китежа, который опу­стился на дно озера и стал недосягаемым для врага.

Во время революционных событий 1905 года Римский-Корсаков, по-прежнему преподававший в Петербургской консерватории, поддержал требования студентов о времен­ном закрытии консерватории в знак протеста против дей­ствий правительства 9 января и выступил с открытым пись­мом в адрес дирекции. В результате этих действий компо­зитора уволили из консерватории, что вызвало среди общест­венности небывалый взрыв негодования. В знак протеста консерваторию покинули ее профессора — Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд и другие. Многочисленные обраще­ния к Римскому-Корсакову со стороны общественности, сту­денческая постановка «Кащея бессмертного», которая вы­лилась в политическую демонстрацию, вызвали учреждение над Римским-Корсаковым полицейского надзора, а его со­чинения запретили к исполнению. Но дальнейшее развитие событий привело к серьезным изменениям в консерватории: ректором был избран Глазунов и по приглашению нового руководства Римский-Корсаков вернулся к педагогической деятельности.

Последним большим произведением композитора ста­ла опера «Золотой петушок» — сатирическая сказка по Пушкину. Художественной целью автора было «окончатель­ное осрамление» Додона, образ которого олицетворял само­державную власть. Цензурный запрет не позволил Римско­му-Корсакову увидеть свое сочинение на сцене. Во время работы над партитурой оперы, весной 1907 года, компози­тор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П. Дягилева (Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», орга­низатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли. В 1911 году создал балет­ную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюс­си, Равеля и других.) принять участие в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, орга­низованных в Париже. Эти концерты положили начало зна­менитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте различные стороны творческой деятельности Римского-Корсакова.

2. Какой музыкальный жанр был основным в творчестве компо­зитора?

3. Каковы ведущие темы и образы сочинений Римского-Корсакова?

4. Расскажите об основных событиях жизни и творчества компози­тора. Составьте письменно подробный план-конспект.

5. Какие события в жизни композитора происходили в 1865, 1871, 1882, 1905, 1907 годах?

6. С какими русскими меценатами была связана жизнь Римского-Корсакова?

7. Назовите поэтов, чьи стихи он использовал в своем творчестве.

 

 

«Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на соб­ственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а оконча­тельно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм — одушевление, одухотворение явлений природы, свя­занное с языческими верованиями) вспыхнуло те­перь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миро­созерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берен­деев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разу­ма и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантас­тика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берен­деев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Сне­гурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели. Возник­новение человеческих чувств в душе Снегурочки происхо­дит одновременно с пробуждением весенней природы, зву­ки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно пере­дал в опере.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народ­ного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизо­ды, передающие особенности народного пения. Часто ком­позитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Кор­саков использует также и лейттембры — постоянные инст­рументальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетво­рила автора, так как в ней были сделаны значительные со­кращения, на которых настоял дирижер Э. Направник, по­считавший оперу слишком растянутой. Полностью «Сне­гурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Компози­тор был тронут любовным и бережным отношением к сво­ей музыке и ее прекрасным исполнением.

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. Сказочная страна берендеев. Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рас­сердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет....Ночь. Леший возвещает о конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут во­круг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в бе­рендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Леше­му оберегать дочку.

Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масле­ницы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегуроч­ка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

Действие первое. Вечер. Слободка берендеев. По просьбе Снегуроч­ки Лель поет свои песни. Но ему скучно с прекрасной, но холодной девушкой, и, бросив подаренный ею цветок, он уходит к своим подруж­кам — веселым берендейкам. Снегурочка начинает понимать, что она отличается от людей, ибо обделена сердечным теплом.

Появляется красавица Купава: она делится со Снегурочкой своим счастьем — девушка любит и любима, скоро будет ее свадьба с Мизги­рем. Приходит жених с богатыми дарами: по обычаю он должен вы­купить невесту у ее подруг. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь влюбляется в нее без памяти и отказывается от Купавы. Берендеи возмущены изме­ной Мизгиря и советуют потрясенной невесте просить защиты у царя Берендея.

Действие второе. Дворец царя Берендея. Царь, тонкий ценитель прекрасного, расписывает лазоревый цветок. Гусляры славят его муд­рость и доброту. Царь решает наутро, в день великого праздника — Ярилина дня, соединить всех невест и женихов. Вбегает Купава и рассказы­вает о своем горе. Царь сзывает народ на суд над Мизгирем и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку. Берендей, восхищенный ее красотой, поражен, что сердце девушки не знает любви. Он объявляет свою волю: юноша, которого до рассвета по­любит Снегурочка, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгна­ние и клянется зажечь любовь в сердце Снегурочки.

Действие третье. Вечер накануне Ярилина дня. Заповедный лес. Берендеи празднуют канун лета. Парни и девушки водят хороводы, пля­шут скоморохи. За песню царь награждает Леля правом поцелуя самой красивой девушки. Снегурочка надеется на внимание Леля, но тот вы­бирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Ее находит Мизгирь, он умоляет ее о любви, предлагая за это все свои богатства. Снегурочка пугается, не понимая пылкости Мизгиря; на помощь ей приходит Ле­ший. Он преграждает путь Мизгирю и целую ночь водит его по заколдо­ванному лесу, маня волшебным призраком Снегурочки.

Наступает утро. На поляну выходят полюбившие друг друга Лель и Купава. Страдающая от ревности Снегурочка просит мать-Весну наде­лить ее чувством любви.

Действие четвертое. Ярилина долина. Раннее утро. Из озера под­нимается Весна, окруженная цветами. Уступая просьбе дочери, она на­девает на голову Снегурочки волшебный венок, который дарит ей та­лант любви. Вновь появляется Мизгирь, и теперь Снегурочка радостно встречает его.

В долине собираются берендеи для встречи великого праздника — Ярилина дня. Женихи и невесты подходят к царю за благословением. Среди пар — Мизгирь и Снегурочка, которая говорит царю о своем горя­чем чувстве. Но ее счастье недолговечно: познав «огонь любви», она стала беззащитной перед гневом Ярилы. Божество направляет свой луч на девушку, и она, тая, исчезает. Гибнет и Мизгирь, в отчаянии бросив­шись в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей объясняет смысл происшедшего: появление Снегурочки нарушило законы природы, Ярило отомстил Деду-Морозу и перестал гневаться на страну берендеев. Теперь в ней восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь. По знаку царя Лель, а за ним весь народ запевают величественный гимн Солнцу.

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисую­щего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско­вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда-Мо­роза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у вио­лончелей и контрабасов:

 

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ле­нивый, потягивающийся»:

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теп­лая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:

Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в ко­тором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлин­ные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народно-песенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сбор­ника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преоб­ладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и аль­тов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревян­ных духовых инструментов.

Е.К.Катульская в роли Снегурочки (1910-е годы)

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического соп­рано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегуроч­ки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегуроч­ки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

Продолжением музыкальной характеристики Снегуроч­ки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, не­прерывно развивающаяся мелодия строится на напряжен­ных полутоновых интонациях и сопровождается «мерца­ющими»

аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных

духовых:

В четвертом действии тема ариетты станет основой сце­ны таяния Снегурочки.

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в ко­торой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В нача­ле и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старин­ных обрядовых песен:

 

Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единствен­ный персонаж, охарактеризованный только песнями. В ор­кестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш, звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов. Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают кон­траст, типичный для народного музицирования:

Е.И.Збруева в роли Леля (1894 год)

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; ли­рическая тема ариетты наполнена проникновенной заду­шевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерыв­ность и широта мелодической линии:

Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) стро­ится на двух подлинных народных свадебных песнях: пер­вая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступле­нии) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны компози­тором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берен­дея, открывающее сцену, — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени­ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

 

Л.В.Собинов в роли царя Берендея (1911 год)

Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.