Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умеренно






Благородная мелодия отличается плавными и закруг­ленными фразами, немногочисленными, но изысканными хроматизмами, нисходящими интонациями вздоха. Романс имеет куплетную форму. Если в первой части куплета (ля минор), где господствует печальное настроение, мелодия спо­койна и сдержанна, то во второй части (до мажор) она ожив­ляется, устремляется вверх, выражая беспокойный порыв, и предельно точно воспроизводит оттенки поэтической речи. В кульминационной фразе («и не могу предаться вновь») музыка, полная живого и трепетного чувства, приобретает патетический характер. В фортепианном сопровождении романса преобладает гармоническая фигурация — фактура, типичная для бытового романса первой половины XIX века. Романс обрамляется вступлением и заключением, которые придают его форме законченность и стройность.

В 1840 году Глинка создает свой единственный вокаль­ный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Куколь­ника. Такое название цикл получил в связи с намечавшим­ся отъездом Глинки за границу. И хотя в нем нет единой сюжетной линии, все 12 романсов объединяются одной те­мой — темой прощания с родиной, темой странствования.

«Попутная песня» (№ 6) была написана по случаю от­крытия первой в России железной дороги. В ней череду­ются два контрастных образа7. Один из них (ре мажор) — оживленный, радостный, праздничный — передает веселую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в во­кальной мелодии дублируется фортепианной партией, а четкий упругий ритм и энергичный акцентированный аккорд сопровождения в начале каждой строфы носят изо­бразительный характер:

Другой, лирический образ (си минор) передает пережи­вания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговор­ка вокальной партии сменяется широкой и распевной кан­тиленой:

 

Романс «Жаворонок» (№ 10) воспринимается как ли­рический образ родной природы. В нем тонко преломлены характерные черты «русской песни». Романс имеет куплет­ную форму. Уже фортепианное вступление настраивает на задумчивый лад, а звучание верхнего регистра, форшлаги, восходящие октавные ходы подражают пению птицы.

Вокальная партия выражает не просто трогательное со­стояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Пре­красная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие ок­тавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей». Особенностью мелодии является постоянное возвращение к си — V ступени ми минора, кото­рое как бы притягивает к себе все остальные звуки и, «вы­разительно вибрируя», рождает впечатление звенящего высоко в небе голоса жаворонка:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.