Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние цвета на работоспособность человека и его эффективность






Воздействие цвета на психологическое и физическое состояние человека – известный факт, который успешно используется дизайнерами и декораторами для создания в помещении необходимой атмосферы.

Хороший руководитель знает, что настроение служащих на рабочем месте – это неотъемлемая составляющая прибыли, поэтому нельзя оставлять без внимания такие детали, как оформление интерьера.

Механизм воздействия цвета заключается в том, что мозг обрабатывает поступающую зрительную информацию и реагирует на нее определенным образом, влияя на психологическое состояние человека. Физическое воздействие цвета заключается в изменении физиологических параметров тела, таких как пульс, дыхание, давление и пр. Однако, все эти реакции не универсальны и разнятся в зависимости от характера человека, его пола, возраста, профессии и даже национальности. Поэтому при планировании интерьера офиса обязательно берется в расчет не только род деятельности компании, но и состав сотрудников: молодой и динамичный коллектив будет с удовольствием трудиться в ярком помещении, которое может угнетать людей более зрелого возраста.

И все же есть некоторая универсальность в воздействии цветов на нервную систему человека, на которую можно опираться при создании нужной атмосферы в рабочем помещении.

Значение цветов

Красный цвет. Активизирует все силы организма, пробуждает жизненную энергию, повышает уровень адреналина. Действует довольно агрессивно, принудительно, навязчиво. На телесном уровне стимулирует повышение давления, учащение дыхания и пульса и, в целом, увеличивает работоспособность. Однако, при длительном воздействии начинает раздражать и угнетать, может спровоцировать агрессию. Поэтому красный не подходит в качестве основного цвета для оформления офиса, но будет очень кстати в помещениях, где происходит креативная работа, продуцирование идей, мозговой штурм – там, где нужно кратковременное, но активное напряжение всех сил и фантазии. А вот анализ и обработку такого креатива лучше проводить в другой цветовой гамме, потому что для этого нужна уже «холодная» голова и спокойный ум.

Оранжевый цвет. Тонизирует, бодрит, согревает. Это цвет жизнерадостности и позитива. Мягкие оттенки оранжевого положительно влияют на работоспособность.

Желтый цвет. Цвет солнца, света, радости. Энергичный, веселый, заряжающий цвет. Стимулирует умственную деятельность и положительно влияет на нервную систему, повышая работоспособность. Перенасыщение желтым цветом может порождать алчность.

Зеленый цвет. Мягкий и универсальный, цвет уверенности и спокойствия. Освежает, успокаивает. Снимает головную боль, усталость, помогает справиться с раздражением, нормализует пульс и давление. Отлично стимулирует умственную деятельность, помогает сосредоточиться. Зеленый цвет меняет свойства в зависимости от сочетаний: с теплыми цветами проявляет характеристики теплого цвета (например, желто-зеленый), с холодными - холодного (сине-зеленый).

Голубой цвет. Успокаивает, охлаждает, собирает. Относится к пассивным цветам, замедляющим жизненные процессы – снижает давление, температуру тела, замедляет дыхание и пульс, снимает мышечное напряжение и снижает аппетит. Настраивает на созерцание, спокойствие, терпение, способствует усвоению информации. Голубой цвет хорош для помещений, где происходит монотонная, однообразная работа. Также его можно использовать в переговорных, чтобы дискуссии были плодотворными, но максимально неконфликтными, так как голубой цвет способствует взаимопониманию и установлению дружеской атмосферы.

Синий цвет. Успокаивает, охлаждает, затормаживает. Несмотря на близость к голубому, синий цвет действует немного иначе. Оба они замедляют активность жизненных процессов, но голубой собирает и концентрирует, а синий уже больше рассредоточивает и располагает к размышлениям на отвлеченные темы, не связанные с работой. Он рассеивает внимание, снижает работоспособность. Поэтому синий цвет используется в помещениях для отдыха и релаксации, где можно немного отключиться от рабочей суеты.

Фиолетовый цвет. Улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость, оказывает тормозящее действие на все функции организма. В рабочих помещениях лучше применять его минимально и небольшими включениями, так как фиолетовый цвет катализирует усталость, а в случае перенасыщения вызывает угнетение и скрытое раздражение. Подсознательно тяга к фиолетовому говорит об общей усталости и необходимости отдыха, поэтому если вам захотелось купить фиолетовую вещь, значит пора в отпуск.

Белый и черный цвета являются базовыми. Белый цвет создает ощущение аскетичности и минимализма. Черный резко ухудшает настроение, вызывает тяжелое, мрачное состояние. Эти цвета лучше использовать в качестве дополнительных и минимизировать количество черного цвета, который негативно влияет на работоспособность и общее состояние. Известный факт, что в помещениях, где превалируют черные, белые и серые тона люди не хотят задерживаться надолго.

 

 

Сочетания и особенности

В разных сочетаниях цвета усиливают или сглаживаю действие друг друга. Например, сочетание желтого, зеленого и оранжевого создает позитивную и дружественную атмосферу, располагающую к взаимопониманию и стимулирующую нестандартное мышление. Сочетание желтого, зеленого и синего – успокаивает и тонизирует. Пол должен быть темных теплых тонов, идеально, если это оттенки коричневого. В целом, для рабочих помещений идеальны теплые тона средней насыщенности. Хорошо подходят сочетания желтого и зеленого, бежевый цвет и охра. В помещениях для еды должны быть сочные и теплые оттенки – желтый, красный, оранжевый. Холодные тона не способствуют аппетиту.

Немаловажную роль играет не столько выбор цвета, сколько его насыщенность. Яркие цвета начинают со временем угнетать и раздражать. При длительном воздействии яркий цвет тускнеет и кажется более темным, зрительные анализаторы перестают воспринимать его сочность и яркость. Поэтому в качестве основных цветов, покрывающих большую часть площади, лучше использовать пастельные тона, а яркими сделать детали. В помещениях для отдыха должны быть прохладные, спокойные и приглушенные тона.

Цвета могут визуально расширять пространство (например, желто-зеленый) или сужать его (красно-оранжевый). Известно, что в комнате насыщенных теплых тонов по ощущению кажется на 3-4 градуса теплее, а в комнате с холодными оттенками появляется ощущение прохлады и свежести.

Помимо тона и насыщенности очень важную роль играет освещение. Холодный свет люминесцентных ламп действует угнетающе и раздражающе, под ним неприятно долго находиться. Теплый желтый свет способствует созданию приятной атмосферы. Отсутствие дневного света из окон отрицательно сказывается на работоспособности, поэтому нежелательно устраивать рабочие помещения в подвалах. Соответствующим освещением можно подчеркнуть (усилить или приглушить) действие каждого цвета.

«Я работала в компании 5 лет, все было замечательно до того момента, пока нашу группу не пересадили в подвал нового офиса. Отсутствие естественного света отрицательно сказалось на здоровье – мы стали чаще болеть, быстрее уставать Помню, как мы болели практически всей командой, сидящей в подвале. Несмотря на то, что мы все являемся творческой командой и хорошо отнеслись к нестандартному помещению, через полгода большинство «подвальщиков» уволилось. Хоть никто не связывает увольнение с темнотой подвала, но, мне кажется, это очень поспособствовало».

Елена, копиратйер

Конечно, при оформлении офиса часто цветовую политику диктует бренд компании и его цветовое решение. Если цвета логотипа кричащие и не способствуют созданию благоприятной рабочей атмосферы, то можно минимизировать его влияние, поиграв с размером и расположением. Также можно исключить отсылку к цветам рекламной марки в помещениях, где располагается только персонал и не заходят сторонние посетители.

«Я работаю в компании, где фирменный цвет - розовый. Меня все устраивает в работе, но от розового меня уже воротит, т.к. этот цвет у нас везде: на стенах, постерах, рекламных буклетах, фирменных кружках. Я даже поймала себя на мысли, что покупки вещей осуществляю теперь тоже в розовых тонах. И это я устала, которая нормально относится к розовому цвету, а вот нашим мужчинам каково! Все-таки компания должна быть менее агрессивной со своей политикой фирменных цветов!».

Мария, ответственный редактор

В целом, рекомендации использовать в рабочих помещениях цвета желто-зеленой и бежевой гаммы, конечно, очень условны и могут служить лишь ориентиром для выбора окончательного дизайна, потому что ключевую роль в декорировании играет назначение помещений и направление деятельности организации. Ориентируясь на знания о характере воздействия цветов на человека, можно подобрать оптимальное сочетание цветовой гаммы с родом деятельности вашей организации, а также с характеристиками ее сотрудников.

 

О влиянии цвета на работоспособность уже написано немало теоретических и практических трудов, в которых ученые обоснованно указывают на эффективность использования полученных результатов в коммерческих целях. Особое распространение получила та сторона вопроса, когда требуется четко отследить влияние цвета на работоспособность человека.

Восприятие цветовой гаммы настолько индивидуально, что декораторы и дизайнеры все чаще отмечают специфические нюансы, связанные с возрастом человеком, его полом и профессией. Различий масса, но при этом ими уже разработаны обобщенные характеристики, по которым можно легко определить цвет, способствующий работоспособности, а также ответить на вопрос, какой цвет способствует работоспособности.

Влияние цвета на работоспособность человека и его эффективность

Цвет влияет на человека постепенно, хотя он может и не подозревать об этом, всецело полагая, что все принятые решения исходили исключительно из рациональных соображений. То же самое относится и к трудолюбию, которое то есть, то нет. В отсутствии должной работоспособности может быть виноват цветовой оттенок окружающего интерьера, который совсем не способствует деловой активности. Воздействуя на подсознание, такой цвет заставляет человека всеми способами отлынивать от выполнения своих рабочих функций, переключая внимание на что угодно, только не на рабочие моменты.

«Цвета-отличники» и «цвета-двоечники»

1. Голубой цвет. Рекордсмен в оформлении рабочей зоны, поскольку задействует те участки мозга, которые отвечают за усвоение новой информации и установление деловых контактов. Создает благоприятную атмосферу в помещениях, где ведутся бизнес-переговоры.

2. Синий цвет. Казалось бы, что «роднее» цвета у голубого нет, поэтому он тоже должен отлично подходить для повышения работоспособности. Но нет. Синий цвет настолько рассеивает внимание, что работоспособность всего персонала снижается в несколько раз. Руководители даже могут и не догадаться, почему дела фирмы так резко пошли вниз после проведенного в офисе евроремонта, но психологи сразу отметят негативное воздействие стиля «небесной синевы» на квартальные результаты.

3. Зеленый. Хорошо воздействует на центральную нервную систему, успокаивая и снимая напряжение. В зеленых стенах редко болит голова, а раздражительность остается, как правило, за порогом помещения.

4. Красный цвет. Повышает работоспособность, но поскольку это происходит из-за выброса адреналина в кровь, то его рекомендуется чередовать с более спокойными оттенками. Красный цвет категорически не стоит применять в коллективе, члены которого отличаются вспыльчивостью и азартом. А вот для медлительных и вялых работников красный цвет станет настоящим спасением от вечных дедлайнов.

Стоит опасаться комбинации зеленого и красного в интерьере рабочего помещения. Такой микс заставляет человека постоянно думать о материальной выгоде, усиливая жажду наживы до критических пределов.

5. Фиолетовый цвет. Благотворно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы и легких. Делает организм более выносливым. Но злоупотреблять фиолетовым особо не стоит: в больших количествах он приводит к хронической усталости. Работник может даже не понять, почему ему постоянно требуется отдых, а катализатором этого состояния будет выступать как раз фиолетовый оттенок. Захотелось купить фиолетовую блузу? Организм сигнализирует, что пора в отпуск, и лучше этот «звоночек» не игнорировать, поскольку работоспособность в этот период все равно будет практически на нуле.

6. Микс желтого и синего. Такая комбинация успокаивает и убирает излишнюю агрессивность.

7. Если пол выкрашен в розовый, это настораживает, вызывает подсознательную тревогу и страх. Коричневый добавляет уверенности, повышает веру в свои силы и возможности.

8. Белый свет люминесцентных ламп - очень раздражает нервную систему. Солнечный желтый, наоборот, способствует созданию доброжелательной ауры и вдохновляет на творческие свершения.

9. Психологам удалось установить, что человек подсознательно спешит покинуть помещение, в колористике которого нет других цветов, за исключением серого, белого и черного. Только крайняя необходимость заставляют людей проводить здесь больше времени, чем нужно.

10. Людям, которые любят тепло, комфортно будет в красной комнате, поскольку этот цвет имеет «согревательный» эффект. Такими же свойствами обладает и оранжевый оттенок. А вот синее или зеленое помещение будут напоминать холодное время года, поэтому в нем будет казаться, что реальная температура воздуха значительно ниже, чем есть в действительности.

11. Чтобы заставить персонал трудиться на полную катушку, нужно выбирать красный, желтый, синий и зеленый. Причем не поодиночке, а в комплекте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.