Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование интерактивных средств в развитии внимания учащихся младшего звена на уроках информатики






 

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства обучения.

По мнению П.И. Пидкасистого, под средствами обучения можно понимать материальные или идеальные объекты, которые используются учителем и учащимися для усвоения знаний [15П. И. Пидкасистый Педагогика].

Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко рассматривают средства обучения как «составную часть материально-технического оснащения учебного заведения, совокупность предметов, заключающих в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции»[16].

В глоссарии Национальной Педагогической энциклопедии средства обучения определены через «материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения».[17]

Таким образом, главное дидактическое назначение средств обучения– ускорить процесс усвоения учебного материала на уроках, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);

- электронные образовательные ресурсы (в том числе интерактивные, мультимедийные);

- аудиовизуальные (слайды, слайд- фильмы, видеофильмы образовательные учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, интерактивные доски);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

- учебные приборы (компас, барометр, колбы)

[18/wiki/средства_обучения….].

Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники. В последние годы получили распространение такие новые средства обучения, как тренажеры, автоматизированные обучающие системы (АОС), интерактивные средства и многое другое.

С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», в наибольшей степени позволяют интерактивные методы и средства обучения.

По мнению Б.П. Сайкова, интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [19Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007. – №20. – С.14-37.].

Согласно определению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина интерактивные с редства обучения– средства обучения, построенные на использовании информационно-компьютерных технологий [20 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.2009].

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие ученика с учебным окружением, когда обучаемый становится полноправным участником учебного процесса.

Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Предоставление интерактивности позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в обучении, таких как:

- изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

- видео, сложные видеоэффекты;

- анимации и анимационное имитирование[21sibac.info›index.php/2009-07-01-10-21-16/664-… ].

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности [22Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника //информатика и образование.-2006.-№5, С.104-107.]:

1) реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом;

2) действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении;

3) взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы.

Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации[23Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37]:

- управление объектами на экране с помощью мыши;

- линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;

- иерархическая навигация с использованием гиперссылок;

- диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;

- обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;

- конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;

- рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований.

Выделяютследующие интерактивные средства обучения, которые в той или иной степени применяются в учебном процессе: интерактивные проекторы; интерактивные доски; интерактивные панели; интерактивные дисплеи; интерактивные планшеты; интерактивные компьютеры; интерактивные системы голосования; интерактивные системы тестирования; интерактивные презентационные трибуны; интерактивные проекционные комплекты; интерактивные проекционные приставки; интерактивный учебный кабинет; интерактивные учебные пособия, учебники. [24https://www.rusnauka.com/18_DNI_2011/Pedagogica/5_89969.doc.htm]

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий.На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс. Электронные учебно-методические пособия учитель может использовать для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Электронный (мультимедийный) учебник – это представление учебного материала в электронном виде, с использованием следующих объектов:

- форматированный гипертекст;

- графические изображения;

- анимация;

- аудио- и видеозаписи

Электронные учебники имеют ряд преимуществ. Например, по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при маленьких размерах. Так же они являются очень хорошим дополнением к классическим методам и способам обучения.

Удобство применения электронных учебников очевидна, особенно это касается информатики, содержание которой постоянно обновляется в связи с прогрессом. [25С.А. Христочевский. электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. Информатика и образование, 2000].

Мультимедийная обучающая программа– это обучающая программа, применение получила в образовании для нормального восприятия учебного материала. Она повышает степень усвоения материала, содержит в себе иллюстрации, анимации, видео, аудио, что способствует привлечению внимания и его развития, одновременное использование всех функций на одном объекте.

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники. Она позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Возможности мультимедийных обучающих программ для обучения и воспитания почти бесконечны [26википедия].

Что касается компьютера, то в связи с их появлением возник новый вид процесса обучения – компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и достигнуть нового педагогического эффекта.

Использование компьютера в сфере образования может повысить эффективность образовательного процесса и способствовать сохранению здоровья обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ, которые он привносит в образовательный процесс, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.

Основными направлениями применения компьютера в школах являются следующие:

- создание программно-методических средств для формирования общих умственных способностей учащихся и развития отдельных психических свойств, например внимания.

- исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей.

- создание интегрированного банка информации по проблемам использования компьютера в образовании.

Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у учащихся, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; они более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.[27https://www.rusedu.info/Article849.html]

Из компьютерных средств обучения на данный момент, лучшее, что существует для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски[28Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.].

Интерактивная доска это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

Исследования по воздействию интерактивных средств на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными.

Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе.Эта доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать, привлекая внимание всего класса. Интерактивные средстване только побуждают детей к активной работе, но и помогают учителям донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного классаинформатики не дает таких возможностей. Интерактивные доски делают занятия увлекательными и помогают ученикам лучше усвоить материал и развить внимание.

Необходимо отдельно отметить целесообразность и эффективность использования документ-камер совместно с интерактивными досками

Документ-камера это устройство, предназначенное для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов.

На практике документ-камера позволяет учителю:

- «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным;

- установить обратную связь между учителем и классом, как средство повышения мотивации учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя. И весь класс принимает участие в этом процессе;

- проявить больше возможностей гибко реагировать на ситуацию;

- реально и существенно сэкономить время, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала

Следует отметить, что использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в младшем звене дает возможность:

- повысить у учащихся интерес к предмету;

- подготовить к самостоятельному усвоению материала;

- овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуально развивать учащихся;

- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

- расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

- Развить у учащихся: внимание, мышление, логику[].

29https://86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p176aa1.html

Таким образом, использование интерактивных средств обучения наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Они способствуют развитию внимания, а так же всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, проявлению ключевых компетенций, повышению интереса к предмету. Учитель, умеющий использовать достижения прогресса, пользуется у детей большим уважением и почтением[30Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.