Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ичиги - татарская обувь






Марсель Зайнуллин. " Казанская узорная кожа"

Московское издательство " Культура и традиции" выпустило приуроченную к юбилею столицы Татарстана книгу искусствоведа, историка искусства, члена Союза художников Российской Федерации Лилии Илевны Саттаровой " Казанская узорная кожа".

Автор книги вложила в неё отточенные знания и душу, превосходно выполнило свою работу издательство " Культура и традиции" (директор издательства Л.Скляр, редактор Л.Мартынова, художник В.Корольков), а Тверской полиграфический комбинат детской литературы сделал это издание произведением полиграфического искусства. Не знаю, что говорят изучающие творческую деятельность психологи, но если судить по книге " Казанская узорная кожа", то талантливо сделанное дело - это дело, сделанное с мастерством и с любовью к своему детищу.

Эта книга, конечно, попадёт на выставки и конкурсы. Конечно, не обойдут её своим вниманием специалисты - искусствоведы и историки культуры. Но это издание на " узкую" тему интересно и для самого широкого круга читателей. Что касается до татар, то что же это за татарин, если не раздобудет он эту книгу, не усадит кружком свою семью, чтобы вместе разглядеть в ней чудесные иллюстрации и подивиться искусности своих соплеменников, чтобы вместе почитать о редкостной древнейшей традиции сапожного ремесла, которое удивительным образом из сугубо утилитарного, " прозаического" ещё в стародавние времена развилось в художественное, обрело поэтичность, стало кладезем народного орнамента, воплощением национальной эстетики.

Эта книга интересна, конечно, не только татарам. Во всяком случае предмет её - татарская узорная кожа, сделанные из неё сапоги и туфли издавна широко бытовали и в русской среде.

Согласно сообщению летописца, вошедшему в " Повесть временных лет", славян изумляла красочная удобная обувь, в которую были одеты булгарские воины, с которыми в 985 году сразилось войско киевского князя Владимира. Татары - выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после её распада ханств уже с XIV века селились в Москве. Здесь появилась целая Кожевническая слобода, жители которой занимались выделкой кож и шитьём обуви. Московиты охотно покупали эту обувь, а среди русской знати XVI-XVII веков она вошла в моду и стала частью русского костюма. В " Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях" известный историк Н.И.Костомаров писал: " Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные... Ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом".

Ещё большую популярность среди русских " казанская обувь" приобрела в классический XIX век. В " татарский шитый серебром сапожок" обут в " Войне и мире" Л.Н.Толстого старый князь Болконский. Побывавший в России в 1830-е годы маркиз Астольф де Кюстин в своей книге " Россия в 1839 году" рассказывает европейским читателям обо всём " характерном" для нашей страны. Правда, для него в России все - русские, как во Франции все - французы. Но в данном случае нам интересны вот какие строки маркиза: " Красивый сафьян, русская душистая кожа производится в Казани, и, по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кожи то, что нравится". Сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой казанского купца и промышленника М.Галеева в 1880-х годах получили почётные награды. " Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, " ичиги", производством которой справедливо славится Казань? " - задаёт в 1886 году риторический вопрос газета " Волжский вестник"...

В конце XIX - начале XX века появились высокие женские ботинки с каблучками и шнуровкой по переду голенищ, делавшиеся на " казанский лад" и названные " дворянскими". Для русского покупателя предназначались также украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки, дамские дорожные саквояжи, кожаная обивка для кресел.

В это время татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: её нога была " в сказочном казанском сапожке". В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А.Островского и Н.Соловьёва " Дикарка" в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках-ичигах, сделанных, судя по высоким художественным достоинствам узорного мозаичного набора, по индивидуальному заказу.

Русские художники ввели казанскую узорную обувь в костюмы персонажей опер " Князь Игорь", " Садко", " Царская невеста". Лев Бакст, автор выдающихся декорации и костюмов к постановкам " Русских сезонов" в Париже, в 1910 году импровизирует на тему татарских ичигов в эскизе костюма Ивана-царевича к балету Игоря Стравинского " Жар-птица". Парижане сочли татарские ичиги органической частью русского костюма, и не напрасно: татарская культура, татарский лексикон, обычаи татар издавна пронизывают жизнь русского народа.

Европа тоже издавна оценила искусство сафьяновых ичиг и башмаков. Они произвели впечатление на австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и в 1526 годах. В его " Записках о московских делах" есть рисунок, запечатлевший казанского татарина в одежде воина, обутого в сапоги из красно-коричневой кожи с нарядной отделкой из тесьмы с рисунком (" возможно, ткань с золотыми нитями", - замечает Лилия Илевна Саттарова), скрывающей передний вертикальный шов. Есть в книге Герберштейна и отдельный рисунок кожаных казанских сапог.

Автор " Трёх мушкетёров" Александр Дюма в одном из своих сочинений описывает молодую даму " в расшитом муслиновом пеньюаре, розовых шёлковых чулках и казанских домашних туфельках".

В коллекции Немецкого музея кожи есть узорный мужской сапог, приобретённый на Промышленной выставке в Вене в 1846 году. А в 1883 году сафьяновые ичиги и башмаки фирмы М.Галеева были удостоены Большой золотой медали Европейского общества наук в Париже и в 1889 году - серебряной медали и почётного отзыва Всемирной Парижской промышленной выставки.

В 1920-е годы казанские ичиги поставляются в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию, Америку - там в ту пору была мода на экзотику и народные украшения ручной выделки...

Забытые европейцами к середине XX века сапоги с высоким голенищем стали " хитом" коллекции обуви в " русском стиле", созданной в середине 1970-х годов французским кутюрье Ивом Сен-Лораном. В " русских сапогах" были хорошо обыграны особенности конструкции татарских ичигов: фигурная союзка (нашивка на носок и подъём сапога), задник и декоративная полоса верха голенища контрастного цвета, а в декоративных строчках можно видеть подражание " татарскому" шву...

" Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале, - пишет Л.И.Саттарова. - Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века".

Красочный источник сведений о том, какой была обувь на мусульманском Востоке, - иранская, среднеазиатская, турецкая миниатюра. О совершенстве искусства одеваться говорят также многочисленные описания предметов одежды и обуви в арабо-мусульманских литературных источниках X века. В этот период обувью арабов были кожаные башмаки и туфли, а сапоги из кожи с украшениями разных типов появились на Переднем Востоке после XI века под влиянием культуры тюркских кочевников.

Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало широко известно в мире благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, сохранивших старинную традицию изготовления татарской обуви. Заключительный раздел книги посвящен автором казанским мастерам. Как правило, это дипломированные специалисты, некоторые из них - члены Союза художников. Лапидарный текст и изумительные иллюстрации сопровождаются перечнями используемых материалов и советами мастеров. Так что эта книга получилась не только познавательной - она ещё и практическое пособие.

Книга " Казанская узорная кожа" щедро насыщена прекрасными иллюстрациями. На них представлены история искусства узорной кожи, шедевры этого искусства из многих коллекций, в том числе зарубежных музеев (некоторые иллюстрации публикуются впервые). Здесь же ещё и орнаменты, и лекала, и чертежи колодок, инструментов, станков. Словом - целая энциклопедия удивительного искусства узорной кожи...

" Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует", - строго, скупо и ёмко сказал почти два с половиной тысячелетия назад Аристотель. Такие книги издаются нечасто. У Лилии Илевны Саттаровой и издательства " Культура и традиции" получилась такая книга. А это - событие.

Словарь специальных терминов
(Л.Саттарова. Казанская узорная кожа)

Азиатская обувь - общее название типов обуви, распространённых у мусульманских народов России и производимых казанскими ичижниками в XVIII-XX веках: ичиги на мягкой и твёрдой подошве, кожаные галоши - кауши, туфли - башмак, тапочки - чуэк. Фигурирует в названиях крупных торговых домов XIX - начала XX века, созданных татарскими купцами и промышленниками.

Булгари - юфть высокого качества, производством которой славились волжские булгары; окрашивалась в красный и коричневый цвета. В течение XIII-XIX веков это название распространялось на мягкие домашние сапожки из сафьяна и юфти, вывозимые булгарами, а затем татарами в разные страны. В городах Средней Азии (Бухара, Самарканд) в XVII-XIX веках " булгари" - сорт изготавливаемой здесь из воловьих шкур кожи. В персидском языке " булгар" - цветная выделанная кожа с ароматным запахом.

Вытяжные ичиги - высокие мужские ичиги из кожи тёмных цветов (чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, вишнёвый) на мягкой подошве, с задником из саура. Верх этих сапог, в отличие от ичигов с пришивным передом (союзкой), кроится цельным, поэтому они имеют единственный шов сзади. Голенище завершается фигурным срезом, к которому пришит отворот из кожи контрастного цвета. " Казанским" швом вшиты задник и отворот голенища.

" Дворянские" полусапожки - в терминологии казанского ичижного промысла конца XIX - начала XX века женские высокие ботинки с каблучком и шнуровкой по переду голенищ, с мелким и дробным цветным декором, выполненным " казанским" швом.

Ичиги (ичеги, ичитки; у В.Даля также: мечти, ичетыги, иче-готы; от тюрского итик - сапог; тат. читек) - вид азиатской обуви, сапоги на мягкой подошве с высоким голенищем или полусапожки, обычно носимые дома. С развитием промысла название " ичиги" перешло и на сапоги на твердой подошве и на женские сапоги с каблучком.

Кауши (кавши, кафши) - кожаные калоши, надеваемые при выходе из дома поверх мягких сапожке - ичигов. К концу XIX века с появлением резиновых галош были вытеснены из ассортимента ичижного промысла.

" Казанский" (татарский) шов - способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык, при котором тачная нить (в старину - дратва), сшивающая края с изнанки изделия, при каждом стежке одновременно украшается спиралями из 3-5 навивок ярких цветных нитей (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). На лицевой поверхности создаёт впечатление тонкого, шириной 0, 1-0, 3 сантиметра (до 0, 5 сантиметра) шнура, оконтуривающего кожаные узоры. Отличается прочностью и декоративностью. Сохранился в ичижном ремесле казанских татар. Производится на трёхгранном бруске (колодке) с помощью тачной иглы с рукоятью и вышивальной иглы.

Кожаная мозаика - принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением " казанского" шва, а также изделий, выполненных в этой технике.

Сафьян (от перс. сахтийан - выделанная козловая кожа) - кожа, выделанная из козловых и овечьих шкур растительными дубителями, слабо прожированная. Мягкая и тонкая кожа высокого качества. Окрашивалась в яркие цвета. Наиболее распространён был красный сафьян.

Юфть (от перс. джофт - пара) - эластичная, но более толстая, чем сафьян, кожа растительного (в современном производстве - комбинированного) дубления с предварительной обработкой жиром. В старину дубили корой ивы, втирали жиры, содержащие берёзовый дёготь. Выделывается из шкур молодых овец и бычков.

Марсель Зайнуллин. " Казанская узорная кожа"
" Татарский мир", №23-24

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.