Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суслова С.В.






Комплекс традиционной одежды пермских татар до настоящего времени остается практически не изученным. Между тем, материалы таких исследований по отдельным этнографическим регионам могут способствовать решению многих вопросов этнической истории и истории культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья в целом.
Цель статьи - дать краткий этнографический очерк традицион­ной одежды пермских татар середины XIX - начала XX веков и про­анализировать ее в плане выявления специфики культурных тради­ций исследуемой группы. Основное внимание при этом уделялось форме и покров, приемам декоративного оформления и другим особенностям одежды и ее составных элементов (головных уборов, украшений, обуви).
Важную роль при осмыслении и анализе личных экспедицион­ных материалов автора сыграли описания путешественников XVIII в.: Георги И.Г. (1), Палласа П.С. (2), посвященные татарам; рабо­ты хозяйственно-статистического характера - Попова Н.С. (3), Буевского С. (4), Мозеля З.Х. (5), а также материалы Пермского областного архива. В сопоставительных целях использовались мно­гочисленные литературные (6, 7, 8, 9, 10, 11, 20, 21) и экспедицион­ные данные по традиционной одежде других этнографических и тер­риториальных групп татар, а также башкир.
В середине XIX -начале XX веков основная масса пермских татар еще шила одежду преимущественно из тканей домашнего из­готовления. Так, Н.Попов отмечает, что мужчины и женщины из среды пермских татар носили рубахи " из толстого холста, но больше из крупноклетчатой пестряди, состоящей из белых и синих ниток собственного их дела" (3, с. 191).
В это же время, в результате укрепления экономических связей промышленных районов Урала с центральными губерниями России наблюдается приток в край и различных товаров фабрично­го производства. Очевидцы (3, с.191, 198; 4, с.142; 5, с.593) отмечают, что у татар Пермской губернии на рубеже XIX-XX веков были распространены женские халаты и казакины из покупных шелковых " китайчатых" тканей, шубы, покрытые тиком, малахаи, по­крытые " плисом" и пр.
Комплекс традиционной одежды пермских татар как женской, так и мужской состоял из нижней (нательной) и верхней одежды, головных уборов, украшений и обуви.
Основной частью нижней одежды были рубаха кү лмә к и штаны ыштан. Женские рубахи преимущественно имели туникообразный по­крой и по основным принципам кроя практически не отличались от ранних форм рубах других (особенно тюркоязычных) народов Поволжья и Приуралья (12, с.10). Они обычно шились из пестряди длинными, а к подолу пришивались один-два волана из яркой (красной, синей, многоцветной) фабричной ткани. Волан нередко украшался атласными яркими лентами или домотканой тесьмой с браным цветным узором. Для таких рубах были характерны воротники стойка, реже - отложной. Грудной разрез изү оформлялся дугообразными нашивками из ситца, позумента, шелка. На их пошив шла обычно пестрядь в темно-красную и синюю клетку или полоску. По покрою и комплексу описанных особенностей декоративного оформления грудного разреза и волана, эти рубахи идентичны наиболее архаичным типам рубах казанских татар основной этнической территории (6, с.239) и особенно кряшен (8, с.96, рис.15). Оригинальным из этого типа рубах представляется кү лмә к из ткани с цветным браным узором чү плә м, кү бә лә к (д. Танып Осинского уезда).
Не менее широко были распространены рубахи с более коротким остовом, относительно узким вшивным рукавом и воротником-стойкой, реже отложным.
Они шились из одноцветной, чаще светлой фабричной ткани (ситца, сатина) и нередко вышивались легким тамбуром по низу подола, а иногда по манжету рукава и грудному разрезу рубахи. Заметим, что более богатая вышивка ковровым тамбуром (и по длине рукава) на темном, часто черном, платье была чрезвычайно характерной для татар Красноуфимского уезда бывшей Пермской губернии. Такая вышивка была распространена и у зауральских татар и особенно башкир (13, ф.16, д.4; 10, c.237; 11, с. 299).
Неотъемлимой принадлежностью женской рубахи являлся нагрудник тү шелдерек, известный под названием кү крә к, кү крә кчә и характерный в целом для татар Среднего Поволжья и Приуралья. Его одевали замужние женщины под платье, но так, чтобы он был виден в традиционно глубокий разрез рубахи. Очевидно, поэтому такие нагрудники бывали орнаментированными. Нагрудник пермских татарок украшался обычно аппликацией из разноцветных кусочков ситца, сатина, что больше было характерно для мишарей (особенно сергачских) (7, с. 96), чем для казанских татар основной этнической территории. Аппликация была характерной и для зауральских татар и башкир.
Оригинальным типом нагрудников пермских татар, бытовавшим наряду с известными (6, с. 244), следует считать нагрудник с вытачками, крепившийся к телу при помощи четырех тесемок (д.Култaeвo Пермского уезда).
Неотъемлимой частью женской рубахи, обычно будничной, были передники ал чү прә к. Несвойственные для праздничной одежды ал чү прә к лишь молодые девушки-невесты одевали на вечеринках атнакич, где, кроме развлечений, они выполняли и некоторые виды повседневной работы (пряли, вязали, вышивали). Наиболее распространенным был передник с небольшой грудкой. Шился он обычно из двух полос домотканого холста с многоцветным браным узором по низу передника или из обычной пестряди. Показательно, что его носили в комплексе с домотканой рубахой туникообразного покроя, что говорит о традиционности и архаичности этого комп­лекса.
С внедрением в быт фабричных тканей появляются фартуки с нагрудной и наспинной частью из перегнутого полотнища с выем­кой-горловиной, а также с нагрудной и наспинной частью в виде двух широких полос. Взамен браных узоров, характерных для домо­тканых передников с грудкой, на них появляется и достигает большого распространения пестрая тамбурная вышивка, нередко с ковровым заполнением.
Старинные домотканые мужские рубахи пермских татар по принципу кроя не отличались от женских, что вообще характерно для древних форм одежды (14, с.114, 115). Они лишь были более короткими и не имели оборки. Излюбленной расцветкой была мелкая черно-красная клетка.
Свадебные рубахи кияү кү лмә к старались шить из фабричной однотонной (чаще белой) ткани. Их орнаментировали тамбурной вышивкой по грудному разрезу, а в некоторых деревнях (Средний Бугалыш и Старое Биткино Красноуфимского уезда) богатая вышив­ка имелась и на рукавах, и на воротнике рубахи. Здесь жениху вышивали и фартук запон. Кияү кү лмә к, в отличие от повседнев­ных рубах, подпоясывались многоцветными шерстяными ткаными поясами билбау.
С внедрением фабричных тканей более распространенным ста­новится современный тип мужских рубах с вшивным рукавом, от­ложным воротом, приполком и др.

Штаны ыштан (мужские и женские) у пермских татар кроились с широким шагом. Такой покрой штанов был характерен для всех групп поволжских татар (6, с. 226). У пермских татар (за исключением исследованных деревень Красноуфимского уезда) он фигурирует и среди свадебной обрядовой одежды - кияү ыштан (же­ниховские штаны), которые шились из домотканины с мелкими браными узорами чү плә м.
В некоторых деревнях пермских татар (д. Усть-Турка Осинского уезда) встречался вариант штанов, характерный кряшенам северной части Заказанья, Мамадышского и Елабужского районов (8, с.102). В таких штанах боковые клинья пришивались не к бо­ковой стороне мотни, а к нижнему краю, в результате - сужалась ширина шага.
У пермских татар встречен и оригинальный покрой зимних штанов из трех частей - двух довольно узких штанин, к которым пришивалась узкая же мотня (д. Малый Ашап Осинского уезда). Шаг у таких штанов был довольно узким. Чаще они кроились из домашнего сукна.
Верхняя одежда объединяет большую группу элементов ко­стюма, разнообразную по форме и назначения. Она вся была рас­пашной. Покрой верхней (плечевой) одежды как женской, так и мужской, был в основном расклешенным и реже - прямоспинным. По назначению верхняя одежда делится на домашнюю и выходную (летнюю, демисезонную, зимнюю).
К домашней одежде относятся камзолы, повторяющие в основ­ном (особенно женские) характерные для татар Среднего Поволжья и Приуралья типы (15, с. 123). Ранними формами женских камзолов (середины и конца XIX века) были безрукавные и короткорукавные камзолы с приталенной спинкой казаки. Последние носили чаще пожилые женщины. Все типы женских камзолов шили с открытой грудью и отделывали (обычно по низу и спереди) позументом или простой тесьмой.
Мужские камзолы также были приталенными, а позднее и прямо спинными, встречались и с короткими рукавами. Их шили обычно из черного сукна с глухим воротом. Камзолы застегива­лись впереди на пуговицы.
Сходной по покрою и материалу для пошива, но более ориги­нальной, была другая разновидность верхней выходной (летней) одежды букафтан, букаптан, букавтан. У женщин букафтан был длиннее камзола (до колен и чуть выше) со слегка приталенной спинкой, с вшивным длинным и достаточно широким рукавом. Обычно бархатные, они также, как и камзолы, имели треугольный вырез и украшались позументной тесьмой (рис. 2 в). По форме, назначению и декоративному оформлению букафтан несколько напоминает җ илә н кряшен (8, с. 123). Кстати, одежда такого же покроя, но сшитая из среднеазиатского шелка ә дрә с, у пермских татар называлась также җ илә н. Встречались такие җ илә н и без рукавов, напоминая тем самым камзол, но только длинный и более легкий.
Мужской букафтан (его часто называли бишмә т) шили из чер­ного сукна. По покрою он сходен с женским, но без декоративных оформлений и с глухой горловиной. И мужские, и женские букафтаны (бишметы) шились на легкой сатиновой подкладке. Они, в отличие от камзолов, были непременно выходной одеждой. В начале XX в. распространяются слегка простеганные букафтаны.
В деревнях Красноуфимского уезда бывшей Пермской губернии (Старое Биткино, Средний Бугалыш, Арсланово) наряду с бишметом бытовали шерстяные из белого домотканого сукна халаты чекмин, слегка расклешенные в талии и связанные, вероятно, происхожде­нием с алтайскими тюрками (25, с. 14).
Распространенной вплоть до конца XIX века легкой верх­ней мужской и женской одеждой была чыба. Шили ее из льняных тканей домашнего производства без подклада. Расцветка тканей была в мелкую полоску (бело-черную, бело-красную, бело-синюю). Спинка приталена (оч, биш биллe), рукав длинный, вшивной, несколько зауженный. Мужская чыба. с глухим воротом-стойкой за­стегивалась впереди на 4-5 пуговиц и была чаще выходной одеж­дой. Женская чыбa была повседневной и отличалась более яркой расцветкой, нередко с браными узорами (чү плә м, кү бә лә к). Ее шили без ворота, с треугольным вырезом с одной-двумя пуговицами. Чыба широко бытовала и среди ка­занских татар Заказанья, в том числе и кряшен чува (8, с.104). У последних чува использовалась в обрядовой одежде (16, с.83; 17, с.3).
В холодное время и женщины, и мужчины носили сырма, по покрою идентичную мужскому бишмету (т.е. с глухой горловиной), только стеганую на вате.
Зимней же одеждой служили также шубы тун. Женские шубы шили слегка приталенными, а мужские чаще были прямоспинными. Богатые татары носили дорогие шубы из лисьего меха. Шуба были некрытые (дубленые) и крытые (с матерчатым верхом). Отправляясь в дорогу, поверх тун набрасывали огромный овчинный тулуп толоп, толоп тун, прямоспинный с большим шалевым воротником.
Все женские гoлoвныe yбopы можно разделить на две группы: покрывалообразные и шапкообразные. Среди первых наиболее арха­ичным были кыекча - " белые косынки с налобниками из позумента" (4, с.142) или " холщовый большой платок, которым перевязывают голову сверху и концы его отпущают назад" (3, с.191). Сопостав­ляя эти заметки исследователей XIX в. с нашими информативными данными, можно в общих чертах восстановить форму кыекча. Это головной убор пожилых женщин в виде треугольного очень большого (до 2, 5 м по гипотенузе) покрывала типа косынки. С лицевой сто­роны к кыекча прикрепляли битлек - полосу серебряного позумента на шелковой подкладке, пришитую к толстому шнуру, обмотанному серебряной ниткой. Повязывалась кыекча таким образом, что концы ее спускались низко (едва не до колен) со сторона груди и на спине. Бытовала и специальная головная повязка мангай-тә нкә или мaгaлaй тә нкә, которая одевалась на лоб под кыекча. Кроме головной повязки под этот убор, а позднее и под головной платок, пожилые женщины одевали тә нкә ле магалайча - в виде мяг­кой шапочки, где с тульи на лоб женщины свободно спускались подвешенные мелкие монетки. Аналогом кыекча по форме, способу ношения и возрастной принадлежности является, на наш взгляд, ө рпә к казанских татар, хронологически соответствующий бытованию последнего.
В некоторых районах Пермской области (Бардымском) удалось обнаружить следы бытования другого головного покрывала полотенцеобразного, которое наматывалось на голову как чалма. Два свободных конца убора спускались на грудь и на спину. Покрыва­ло одевалось на шапочку, очевидно, типа волосника. Называют информаторы этот головной убор тем же термином кыекча. Чалмообразный кыeкчa бытовал и среди татар и башкир юго-восточных районов Башкирии, а также Челябинской, Свердловской, Курганс­кой областей (13, ф. 16, д.4). Подобный головной убор башкир­ские исследователи считают однотипным тастару (10, с. 243).
Специальным головным убором невест и молодых снох был бө ркә нчeк - четырехугольное покрывало обычно из белой тонкой домотканой, позднее фабричной, материи. Со стороны лица он имел позументную полоску, нередко украшенную монетами. Одевался бө ркә нчeк низко на лоб, под подбородком имелась соединительная тесьма. Подобный головной убор повсеместно был распростра­нен у казанских татар, в т.ч. у кряшен. Его использовали для закрывания лица невесты при вводе ее в дом жениха (8, c.126). Бө ркә нчeк по назначению и форме напоминает собой кушъяулык, широко распространенный в начале XX в. у башкир, а также татар, в т.ч. и пермской группы. Кушъяулык отличался от бө ркә нчeк цветом (его изготовляли из двух неразрезанных фабричных платков француз яулык), а также тем, что соединительная тесьма под под­бородком у кушъяулык дополнительно украшалась рюшем из лент или шелка и ушивалась чешуйчато монетами. Концы покрывала, приходившиеся на грудь, нередко закидывались на спину, где скреп­лялись между собой тесьмой, украшенной кистями. Можно предположить, что бө ркә нчeк и кушъяулык, идентичные по назначению и форме, являются в основе своей однотипными голов­ными уборами, только разных хронологических периодов.
Наиболее раннее упоминание о шапкообразном женском голов­ном уборе пермских татар имеется в сведениях, собранных в 1784 г. в деревнях Кояново, Култаево, Янычево Пермского уезда Пермской губернии. " Женщины их носят... на головах шлики, уб­ранные золотыми и серебряными деньгами, также разным жемчугом и корольками (19, ф. 316, оп.1, д.78). Более подробное описание этого убора имеется у Н.Попова. " Девки их носят на голове вострые шапочки, унизанные разное серебряною монетою, под именем шлыков, от которых сзади пущен по спине холщовой долгой, но широкой лоскут в ладонь до самых икр, на конце коего при­вешиваются разноцветные корольки с кистями" (3, с. 191).
Анализируя эти данные (другой информации нам, к сожалению, получить не удалось), можно предположить, что речь идет, види­мо, о древнем тюркском головном уборе типа кашпау, сохранившем­ся у некоторых территориальных групп мишарей (7, с.110). Широ­ко бытовал этот убор, как известно, и у башкир (9, с.190).
Из палкообразных головных уборов большой интерес представ­ляют и калфаки. Наиболее архаичным и широко распространенным был ак калпак. Увидеть его нам не удалось, но со слов инфор­маторов ясно, что он представлял собой тот же ак калпак, что бытовал и у других групп поволжских татар. Это длинный, до 70-80 см, вязаный из хлопчатобумажных ниток чулкообразный го­ловной убор, завершающийся кисточкой. Он одевался в комплексе с налобной повязкой укалы битлек, аналогичной казанско-татарской ука-чачак. В раннее время (середина XIX в.) ак калпак у пермских татарок был исключительно девичьим украшением. В на­чале XX в. возрастная дифференциация в использовании этого го­ловного убора теряется: его одевали нередко в комплексе с фаб­ричным платком женщины средних лет, а особенно пожилого возрас­та. Ак калпак со временем становится короче (до 40 см) и уже не вязаный, а шитый из домотканой хлопчатобумажной белой ма­терии.
Хронологически к более позднему времени относятся другие типы калфаков, бытующих у девушек и молодых женщин. Это укалы тү бә тә й кaлфaк - в виде низкого цилиндрика (2-3 см), обычно из черного бархата на твердой картонной основе. С лицевой сто­роны и в верхней части такие калфачки украшались вышивкой из позументных нитей. Похожий головной убор кара тү бә тә й калфак представлял собой матерчатую шапочку в виде усеченного конуса. Оформлялась эта шапочка подобной же вышивкой. Такие калфачки с плоским верхом бытовали у некоторых групп баш­кир, в частности, зауральских (10, 246, рис.41). Оригинальным калфаком пермских татарок (дд. Агафонково, Саискан, Енапаево Красноуфимского уезда) был также коерыклы калфак. По форме он был в виде описанного выше укалы тү бә тә й калфак, но к нему со стороны спины прикреплялась матерчатая лопасть япкыч, скрыва­ющая волосы владелицы. Сейчас трудно объяснить развитие описанного элемента в калфаке пермских татарок. Под термином бә хрә ме калфак с лопастью бытовал у татар Зауралья (ц.Иванково Челябин­ского уезда Оренбургской губернии). Подобные калфаки имели мес­то и у соседних башкир (10, с.247, рис.42). Одновременно с этой формой калфака у исследуемой группы под термином тупый бытовала известная казанским татарам калфак-наколка (б, с.277). Ее шили обычно из красного бархата и, как правило, без дополни­тельных украшений. Tупый не надевался на голову, а прикреплялся к ней с помощью платка. Головной платок одевался со всеми типа­ми описанных калфаков (кроме девичьего ак калпак, который но­сили без дополнительного убора).
В зимнее время женщины надевали меховую шапку бү рек, сши­тую из четырех клиньев с широким околышем из меха, а сверху­крытую материей (бархатом, сукном). Надевалась такая шапка на платок, а сверху (при необходимости) покрывалась большой накрывной шалью.
Мужские головные уборы не отличались особым разнообразием и спецификой. " Мужчины, когда нарядятся исправно в хорошее одеяние,,, на голове имеют тү бә тә й, вышитый золотом и сереб­ром, а на верху этого тү бә тә й надевают летом шляпу, а зимой шапку", - сказано в источнике конца XVIII века (19, ф. 316, оп.1, д.78). Уточним, что тү бә тә й обычно был со сферическим верхом и, как правило, с кисточкой на макушке. Летние белые войлочные шляпы ак бү рек, в отличие от казанско-татарских, были чаще без полей. Зимняя шапка кырпаулы бү рек, по сравнению с женской, была с более узким меховым околышем. С начала XX века в мужской обиход входят шапки-ушанки колакчын бү рек.
Достаточно широко у пермских татар бытовали и связанные с народной одеждой украшения. Наиболее богатые и сложные в техническом отношении украшения (сканые, инкрустированные и т.д.) приобретались у приезжих из Казани торговцев.
Однако, у последних были и свои ювелиры. Так, довольно известным очагом производства ювелирных украшений в XIX веке была д.Кояново (Пермский уезд). Ювелиры этой деревни не знали скани, но хорошо владели техникой чеканки, гравировки; черне­ния. Они, наряду с браслетами, серьгами, всевозможными бляхами и застежками, изготовляли в большом количестве и такие сложные украшения, как якa чылбыpы. Подобные лев украшения изготовлялись в д.Гайна Красноуфимского уезда, в д. Татар Taз Кунгурского уезда и некоторых других селениях Пермской губернии. Ювелирные украшения являлись принадлежностью в основном женского костюма, у мужчин бытовали, главным образом, только перстни.
У пермских татар известны украшения трех категорий: голов­ные, шейно-нагрудные, наручные.
К головным украшениям относится упомянутое выше мангай тә нкө или магалай тә ң кә. Это налобное украшение в виде широкой матерчатой повязки, украшенной одним или двумя рядами монет, иногда прикрепленных и к нижнему краю повязки на подвесках. Повязка на затылке завязывалась тесемками или застегивалась. В середине и конце XIX века, как уже отмечалось, она употреб­лялась в комплексе с головным покрывалом кыекча. Позднее, в начале XX века ее носили чаще с платком. Магалай тә ң кә, по све­дениям информаторов, носили женщины средних лет и пожилые. Наи­более близкие аналогии описанному украшению имеются в комплексе женского головного убора елабужских и восточно-закамских кряшен, где оно аналогично с названием маң гай тә ң кә се (21, с. 16).
Среди головных украшений пермских татар были распростране­ны отдельные архаичные типы серег, характерные для казанских татар в целом, особенно серьги в форме " лунницы" дуганак и серьги монетные (21, с.16). Бытовали и сканые грушевидные серь­ги, особенно популярные у кряшен (21, с.16). Серег специфичных только для пермских татарок нами не встречено.
Из головных накосных украшений широко бытовали сканые чулпы лопастной, наиболее традиционной для казанских татар фор­мы (20, 29), которые нередко использовались и в виде височных подвесок, что известно и у башкир. Под термином чә ч-тә нкә се были распространены накосники из двух-трех монет, нашитых на тесьму. Чулпы и чә ч-тә нкә се носили женщины всех возрастов в комплексе с различными головными уборами. Специально же девичьим украшением и украшением молодых снох было аркалык или aркa тә ң кә, широко известное (но под другими терминами) у всех групп казан­ских татар (20, 30). Пермский накосник крепился на голове не только у основания кос, но и дополнительно петлей вокруг головы или шеи, как у некоторых групп татар-кряшен (20, 30).
Из нагрудных украшений бытовали как самостоятельные ювелир­ные украшения, так и украшения на матерчатой основе.
Широко распространенным ювелирным украшением пермских та­тарок было якa чылбыры, в виде застежки листовидной формы, ук­рашенной гравированным растительным орнаментом, о прикрепленны­ми к ней пятью подвесками из монет или блях. Это украшение при­креплялось на специально съемный бархатный или парчовый воротник. Оно представляет собой этнически специфический элемент культуры казанских татар (20, 36).
Широко бытовали и ожерелья из бус и монет муен тә ң кэ. Ин­тересной их разновидностью было ожерелье из цепочек камней в металлической оправе тү шкә кия тoргaн aкак. Крепилось это оже­релье по аналогии с яка чылбыры на бархатную или другую тесьму и застегивалось сзади. Изготовлялись подобные украшения в ог­ромном количестве русскими мастерами-ювелирами с.Рыбная Слобо­да на Каме (Лаишевский уезд Казанской губернии).
Из нагрудных украшений на матерчатой основе у пермских татарок были распространены перевязи и нагрудники. Перевязь буенса, буенча, хә ситә, ә мә йлек встречались двух известных для казанских татарок форм лунницы и кольца. Перевязь обеих форм употреблялась, как правило, без амулета, что является чертой архаической (20, 0.48). Амулет бө ти носили отдельно от перевязи на тесьме. Перевязь украшалась рядами монет, между которыми пропускались позументные ленты или тесьма и изредка нашивалось несколько блях. Отсутствием амулета и, как правило, блях пере­вязи пермских татарок близки кряшенским.
Нагрудники тү шлек представляли собой стеганную матерчатую основу лопатообразной (реже прямоугольной формы), ушитую чешуе­образно рядами монет. В промежутках между рядами монет также пропускалась позументная тесьма. В целом, тү шлек является укра­шением замужних женщин. Однако в д.Танып Осинского уезда это ук­рашение носили девушки, причем почти постоянно и называлось оно бyeн тә ң кә. Там же бытовал и другой нагрудник под названием алка, совершенно идентичный казанско-татарскому изү. Здесь же зафиксировано и шейное (также татарского типа) украшение тaмакса или муенса в двух вариантах: в виде лунообразной матерча­той основы, ушитой монетами и кораллами и в виде лунообразной металлической пластины, украшенной самоцветами. Последний, име­ющийся и в фондах Государственного музея этнографии народов СССР (г.Ленинград), инв. 25403, близок шейному украшению сибир­ских татар (22, с.154).
Из наручных украшений широко бытовали браслеты белә зек, преимущественно пластинчатые широкие, украшенные чеканным и гравированным орнаментом и проволочные витые с прикрепленными к ним монетами. И те, и другие характерны для казанских татар в целом, особенно кряшен.
Специфических типов перстней у исследуемой группы татар также не встречено.
Обувь пермские татары изготовляли лыковую, кожаную, шерстя­ную (валяную, вязаную) и из шкур животных.
Наиболее распространенным видом обуви были лапти чабата преимущественно " татарского плетения" (т.е. с личиком прямого, а подошвой косого плетения). Лапти одевали обычно с суконными чулками тулa чeлкә, тула оек двух обычных для казанских татар видов: сшитые из узкого цельного спиралеобразно сложенного куска или же из отдельно скроенных головки и голенища.
Носили также плетеные из лыка калоши сыкма чабата. В гряз­ную холодную погоду к лыковой обуви прикрепляли подошву из кожи или дерева таш табан. В такой обуви чаще ходили женщины и дети. В некоторых деревнях Красноуфимского уезда, особенно Енапаево, Арсланово, Средний Бугалыш, Старое Биткино, широко быто­вала лыковая обувь под названием бушимлы чабата, мало характер­ная для татар других регионов. Это лапти с холщовым верхом: холст присборялся и завязывался у щиколотки. Их носили зимой пре­имущественно женщины.
Кожаная обувь была праздничной, выходной. У мужчин это были читек из мягкой черной кожи с мягкой подошвой, а у женщин - узор­ные ичиги. В отличие от мужских читек, изготавливаемых едва ли не в каждой деревне, женские ичиги (из разноцветных кусочков кожи, сшитых в сложный растительный орнамент) обычно приобрета­лись у торговцев из Казани. Поверх мягких ичиг при выходе из дома надевали калоши кә веш, шитые из толстой кожи и на твердой подошве. Летом вместо ичиг женщины носили с белым вязаным чул­ком кожаные туфли башмак, по форме напоминающие кало­ши. В сухую теплую погоду женщины и дети надевали вязаные крюч­ком из домотканых нитей тапочки, к которым пришивалась легкая подошва из кожи или сукна.
Зимой, кроме лыковой обуви, использовали и валяную. Невысокие валенки пима, тү ни чаще носили мужчины.
Довольно широко у пермских татар в качестве зимней обуви бытовали кoнҗ ыpыйк - низкая обувь из невыделанной шкуры (лошади, коровы), сшитая мехом нарушу, с холщовым верхом, стянутым тесем­кой у щиколотки. Подобная (преимущественно охотничья) обувь из шкуры жеребенка бытовала у северных башкир (23, с.61) и ряда сибирских народов (24, с.145).
В приведенной таблице отмечено территориальное распростра­нение элементов одежды, наиболее важных для уяснения этноспецифики исследуемой группы. Из нее видно, что в целом одежда пермских татар (по материалам исследованных деревень) является достаточно однородной, лишь с некоторыми территориальными осо­бенностями. И только комплекс одежды в деревнях Средний Бугалыш. Старое Биткино, Арсланово (Красноуфимского уезда бывшей Пермской губернии) представляется своеобразным. В нем отсутст­вуют, например, букафтан, кияу ыштан с браным узором чү плә м, налобное украшение мангай тә ң кә, накосник аркалык и имеют место кушъяулык, чә кмә н. Для этого комплекса особенно характерно оформление кү лмә к и ал чү прә к (и мужских) богатой тамбурной вышивкой, наподобие башкирской в смежных территориях.
Синхронный, а по возможности и диахронный подход к анализу элементов одежды пермских татар, дают основание утверждать, что их костюмный комплекс является в основе своей казанско-татарским. Почти все основные типы нижней и верхней одежды как мужской, так и женской до мельчайших декоративных особенностей и (часто) тер­минологически восходят к казанско-татарским (кү лмә к, ыштан, камзол, бишмә т, чыба, җ илә н и т.д.). То же можно сказать о мужских и женских головных уборах (тү бә тә й, кыpпayлы бү рeк, калфак, кыекча, бө ркә нчек). Это положение подтверждают и типы женских украшений. Широко распространенное у пермских татарок яка чылбыры является, к примеру, национально специфическим украшением казанских татар. Основные типы обуви (особенно кожаной и лыковой) являются казанско-татарскими.
Интересно заметить, что одежда пермских татар зачастую со­держит в себе те реликтовые формы и элементы, которые в исследу­емое время в основном уже вышли из быта самих казанских татар, сохраняясь, однако, в одежде более архаичных кряшен. Это древние типы нижней и верхней холщовой одежды кү лмә к, чыба, җ илә н, налоб­ное украшение мангай, накосное аркалык, нагрудные тү шлек и хә ситә и пр.
Отдельные элементы одежды пермских татар, как мы видели, сопоставимы с мишарскими (шлык, тү шелдерек) зауральскими баш­кирами (специфическое оформление нижней одежды вышивкой, кушъяулык и др.) и элементами костюма некоторых алтайских, сибирских народов (кө нҗ ырыйк, чeкмин) и др.
Одновременно в одежде последних имеется и ряд своих спе­цифических моментов, придающих их костюму особый колорит. Так, оригинальными представляются холщовые чыба и кү лмә к из ткани с цветным браным узором чү плә м, кү бә лә к, верхняя одежда букафтан, шапочки-калфачки с плоским верхом тү бә тә й калфак и калфак с лопастью коерыклы калфак. Местным своеобразием отличаются нагрудник тү шелдерек с вытачками, некоторые типы лыковой обуви и др.

Использованная литература
1. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском госу­дарстве народов. СПб., 1799, ч. II.
2. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773, ч II.
3. Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Пермь, 1813, ч. III.
4. Буeвcкий С. Жители Кунгурского уезда. Ученые записки Императорского Казанского университета. Казань, 1858, кн. I.
5. Мозель З.Х. Материалы для географии и статистики Рос­сии. Пермская губерния. СПб., 1864.
6. Воробьев H.И. Казанские татары. Казань, 1953.
7. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М., 1972.
8. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977.
9. Руденко С.И. Башкиры. М.-Л., 1955.
10. Кузеев Р.Г., Бикбулатов H.B., Шитова С.Н. Зауральские башкиры. - Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962.
11. Шитова С.Н. Женская одежда северных башкир. - Apxeo-логия и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т.I.
12. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960.
13. Архив кабинета этнографии КФАН СССР.
14. Сухарева О Л. Опыт анализа традиционной " туникообразной" среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. - Костюм народов Средней Азии. М., 1979.
15. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
16. Коваль И. Обряды крещеных татар. - Краеведческий сборник (Материалы общества изучения Башкирии). Уфа, 1930, № 3-4.
17. Гаврилов Б.Г. Погребальные обычаи и поверья старокрещеных татар д.Никифоровка Казанской губернии Мамадышского уез­да. - Известия по Казанской епархии. 1874, № 9.
18. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная одежда касимовских татар. - Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976.
19. Пермский областной архив.
20. Суслова С.В. Женские украшения казанских татар. М., 1980.
21. Суслова С.В. Татарские ювелирные украшения. Казань, 1980.
22. Валеев Ф.T. Западносибирские татары. Казань, 1980.
23. Шитова С.И. Сибирские таежные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир. Этнография башкир. Уфа, 1976.
24. Алексеенко E.A. Кеты.- Историко-этнографические очерки. Л., 1967.
25. Потапов Л.П. Одежда алтайцев. Сборник Музея антрополо­гии и этнографии, т. XIII. М.-Л., 1951.
Данная статья из книги " Пермские татары", Казанский филиал Академии наук СССР, Казань, 1983

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.