Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф.Ф. Гулова






Татарская вышивка. Орнамент - своеобразный почерк народа

Как немыслимо представить музыку без звуков, сказку без слов, так невозможно представить и вышивку без узоров, выложенных строчками разноцветных нитей. Орнаментальность была и остается главным средством изобразительной композиции вышивки, необходимым средством воплощения в ней художественного образа. Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, " исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура, мозаики". Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента, видимо, нужно объяснять древностью и популярностью тамбура. Влияние технического начала на характер орнамента подтверждают счетные и строчевые вышивки, в которых, наоборот, господствует геометрический орнамент, а узоры растительного, зооморфного происхождения сильно геометризованы. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.

В татарском искусстве XIX-XX вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, а обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства, гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Наблюдая природу, вдохновляемая ею, мастерица все же довольно редко воспроизводила реальные формы. Хотя, если сравнить вышивку с другими видами татарского народно-прикладного искусства, она выделяется наиболее реалистичной трактовкой цветочно-растительных мотивов. Как ни различны растительные орнаменты в вышивках других поволжских народов, до конца XIX века среди них почти не найти воспроизведений конкретных видов растений, тогда как в татарской это можно порою определить " с ботанической точностью". И тем не менее, растительные узоры и в татарской вышивке, как правило, собирательные образы. Более того, на одной ветке, на одном стебле фантазия художницы объединяет совершенно различные цветы, плоды и листья (с подобным сталкиваемся в композициях букетов). Но самое условное, обобщенное воспроизведение растительных образов, использование форм, которых никогда не знала реальная природа, не мешает впечатлению жизненности вышитых картин цветущих садов, пестрого разнотравья степей, лесов, полей.

Секрет этого эффекта, впрочем, довольно прост, хотя и растворен в ритмическом узоре вышивки. Это асимметрия, в целом не нарушающая равновесия узоров вышивки, но вносящая ту самую естественность, непосредственность, которая характерна для реальной природы - первейшего источника вдохновения народных художниц.

Неиссякаемая фантазия мастериц в поисках новых художественных решений смело переводит геометрический, зооморфный орнамент в разряд растительного, а богатство последнего, помноженное на бесконечное число вариаций одной и той же темы в индивидуальном творчестве рукодельниц, не оставляет впечатления бедности и однообразия вышивки: даже среди произведений из одной местности трудно найти буквально повторяющиеся по рисунку узоры. Немалую роль в создании впечатления богатства и разнообразия орнамента играет и присущая татарской вышивке полихромность, когда одни и те же мотивы, выполненные в разных цветах, и воспринимаются как разные.

Огромное количество цветочно-растительных мотивов татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив " виноградной лозы". Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов - чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).

Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.

В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец и тастаров, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На начелышах " сү рә кә " в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным повтором двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередованием мотивов спирали и ромба с продолженными сторонами. Для вышивки поверх золотного фона начелышей типичны шестигранная розетка, восьмиконечная звезда, ступенчатый треугольник, квадрат или ромб с различной внутренней разработкой, Х-образная фигура. На свадебных платках " тү гә рә к яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д. Для этих платков характерен и геометризованный орнамент (листовидные узоры).

Зооморфные мотивы, характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая одностронность развития орнаментального искусства татар. Однако " табу" на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов не запрещенных религией типов орнамента.

И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней и пр. представляет немалую трудность - настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии. Сравним для примера вышивку на полотенце и свадебном наголеннике.

Пришивные желто-оранжевые концы полотенца украшены стилизованными изображениями парных коней с седоками. Сюжетный мотив угадывается довольно легко - тонкие линии контурного тамбура прорисовывают силуэты изображенных в профиль гривастых лошадей с длинными мордами. У этих спаренных коней нет хвостов, изображена лишь пара ног, но по форме их и положению видно, что кони стоят " как вкопанные". Седоки же воспроизведены с такой степенью отвлеченности и обобщения, что даже возникает сомнение - уж седоки ли это, может сами вздыбленные кони?! Не налицо ли здесь наивный прием (своеобразная мультипликация) передачи доступными вышивке средствами движения животных.

В вышитом узоре полотенца заслуживает внимания еще одна деталь - мотив дерева-цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли-матери и деревьев.

Еще со времен матриархата плодородящая сила земли олицетворялась в образе женского божества и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное древо жизни, источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Эти два предмета почитания и благоговения наших предков получили в народном искусстве один условный изобразительный знак.

Мотив древа-цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству, или древу.

В вышитом узоре на концах свадебных наголенников тамбур не только обводит контуры мотивов, но и участвует в заполнении его элементов. Нижние детали своеобразного букета из листьев различных форм и размеров заполнены ковровым швом, а верхние - зигзагообразной сеткой тамбура. Если в полотенце первое, что бросалось в глаза, были графически-лаконичные линии, вызвавшие ассоциацию с образом коней, то здесь - насыщенные цвета выкрашенного анилином гаруса. И только потом, при внимательном рассмотрении, замечаем, что " букет-куст" напоминает гигантскую бабочку, с раскинутыми в полете крыльями, а трилистник, завершающий верх букета, - не что иное, как двуглавая птица. Это свойственное народному искусству упрощение и обобщение изображения в конечном счете рождало новый самостоятельный условный орнаментальный знак.

Интересен в этом плане и орнамент конца полотенца, где в нижнем ряду помещен своеобразный дважды повторенный мотив, скомпонованный из четырех Х-образно скрещенных фигур, напоминающих птичьи лапки, меж каждой почти смыкающейся парой которых помещен продолговатый кружок. Не напоминает ли этот мотив внешний вид филина (почитаемый образ, получивший широкое распространение в татарском декоративно-прикладном искусстве), его глаза в обрамлении взъерошенных, кустистых бровей. Усиливает отмеченное сходство и цветовое оформление мотива. Так, кружки глаз выполнены тонким тамбуром черного цвета, а кустики бровей в сплошном заполнении - коричневым, желтым, черным.

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами. Нет ныне причин, задерживающих развитие зооморфного орнамента. Проявился определенный интерес у рукодельниц к сюжетному орнаменту, к вышивке портретов.

Ф.Ф. Гулова. " Татарская народная вышивка", под редакцией Р.Г. Мухамедовой,
Казань, Татарское книжное издательство, 1980г






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.