Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дерево проблем






Материалы для прочтения

 

 

Наглядно-методический инструмент «Дерево проблем» используется для визуального отображения логики процесса причинно-следственного анализа проблем на уровне республики, отрасли или региона.

Дерево проблем представляет собой многоуровневую диаграмму, иллюстрирующую причинно-следственную связь между главной проблемой, которая помещается на самый верхний уровень диаграммы, и ее причинами, которые размещаются на нижних уровнях диаграммы до тех пор, пока не достигается самый нижний уровень, содержащий первопричины (основы) главной проблемы и всех промежуточных проблем.

В процессе построения диаграммы «Дерево проблем» должны участвовать все стороны, выявленные на этапе анализа заинтересованных сторон.

Рекомендуемая организация процесса построения дерева проблем имеет следующую структуру:

На первом этапе определяется главная проблема на республиканском, отраслевом или региональном уровне (в зависимости от статуса разрабатываемой проекта) посредством заслушивания и анализа предложений каждой заинтересованной стороны. Для этого участники пишут свое видение формулировки главной проблемы на раздаточных карточках (рекомендуется использовать цветные карточки, где каждой заинтересованной стороне соответствует свой цвет), заполняя по одной карточке от каждой заинтересованной стороны, независимо от количества ее представителей, присутствующих на совещании. Модераторы собирают заполненные карточки, количество которых должно соответствовать количеству заинтересованных сторон, и закрепляют их на пробковой доске для всеобщего обозрения. В ходе коллективного обсуждения необходимо прийти к единой формулировке главной проблемы, устраивающей все заинтересованные стороны. Процессом обсуждения должны управлять назначенные для этих целей модераторы. Результатом данного этапа должна стать одна четко сформулированная главная проблема, которая ляжет в основу разрабатываемой проекта. В данной работе Вам может помочь проведенный SWOT-анализ.

На втором этапе участниками определяются непосредственные причины возникновения главной проблемы, которые также записываются на карточках и закрепляются на доске в горизонтальные ряды под карточкой с главной проблемой. Карточки соединяются с главной проблемой схематическими стрелками. Количество карточек, принимаемых модераторами от одной заинтересованной стороны, целесообразно не ограничивать. Когда каждая заинтересованная сторона выразит свое мнение проводится групповое обсуждение, в ходе которого исключаются повторяющиеся и близкие по смыслу карточки. Рекомендуемое максимальное количество непосредственных причин главной проблемы – 5-7. При наличии большего количества возможно возникновение технических трудностей на последующих этапах логико-структурного анализа. Как показывает практика, в результате плодотворных обсуждений и использования более емких формулировок возможно снижение количества непосредственных причин главной проблемы с 15-20 до 5 и менее. Однако следует помнить, что нельзя производить подобное сокращение в ущерб качеству самого процесса логико-структурного анализа, так как это негативно отразится на эффективности разрабатываемого проектного документа. Результатом данного этапа должны стать два заполненных уровня диаграммы «Дерево проблем» - уровень главной проблемы и уровень непосредственных причин главной проблемы.

На третьем этапе участники осуществляют формулирование причин возникновения непосредственных причин главной проблемы, и так далее, до тех пор, пока не будет достигнут самый нижний уровень, на котором должны располагаться первопричины, т.е. такие факторы, которые представляют собой отсутствие или недостаток чего либо. Как правило, первопричины любой проблемы попадают в одну из следующих категорий:

· недостаточное / отсутствующее финансирование

· недостаток подготовленных кадров

· недостаток / отсутствие / устаревание оборудования, систем, проектного обеспечения или материалов

· пробелы / отсутствие законодательной базы.

Количество карточек, принимаемых модераторами от одной заинтересованной стороны (или участника проектной группы, который анализирует ее проблемы), здесь также не ограничивается. Однако, до помещения карточек в область построения диаграммы целесообразно сократить их количество путем изъятия повторяющихся или близких по смыслу формулировок. Данный процесс должен инициироваться и управляться модераторами. При этом, модераторы должны обеспечить соблюдение логической связи между всеми карточками. Необходимо четко соблюдать принцип иерархии проблем: на более высоком уровне всегда размещается следствие проблемы, на более низком – ее причина. Другими словами, из построенной диаграммы должно быть однозначно видно, какие проблемы привели к возникновению главной проблемы, каковы причины возникновения этих проблем и так далее до самого нижнего уровня. Каждая карточка должна соединяться схематической стрелкой, направленной к той карточке, причиной которой она является (стрелки идут от причин к следствиям). Результатом работы по данному этапу должно стать заполнение всех нижних уровней дерева проблем.

На заключительном этапе построения диаграммы «Дерево проблем» заполняется та ее часть, которая находится выше главной проблемы. Сюда помещаются непосредственные последствия главной проблемы, сформулированные заинтересованными сторонами. Следуя вверх уровень за уровнем, заполняются конечные последствия главной проблемы, которые, как правило, представляют собой:

· сдерживание экономического развития;

· ухудшение социальной обстановки, снижение уровня жизни населения.

Результатом работы по описанным выше этапам построения дерева проблем должна стать законченная многоуровневая диаграмма, наглядно иллюстрирующая логические связи между главной проблемой, ее причинами и последствиями. Схематически завершенное дерево проблем изображено на рис. 1..1., 1.2. Следует заметить, что на практике количество промежуточных уровней между главной проблемой и первопричинами, а также главной проблемой и ее конечным следствием может достигать 8-10, в связи с чем ограничение участников разработки по количеству уровней диаграммы «Дерево проблем» является нецелесообразным.

 

Рис. 1. Дерево проблем.

 

 

В случаях, если по тем или иным причинам орган-разработчик проекта не в состоянии обеспечить разработку диаграммы «Дерево проблем» посредством проведения групповых обсуждений по описанной выше методике, допускается применение альтернативной схемы организации работы, при которой проект диаграммы готовится разработчиками самостоятельно и рассылается вместе с информационно-аналитическими материалами каждой из заинтересованных сторон для замечаний и предложений. Окончательный вариант дерева проблем должен быть согласован всеми заинтересованными сторонами в форме официальных письменных подтверждений. Альтернативная схема должна использоваться только при наличии веского обоснования невозможности проведения групповых обсуждений с применением описанных выше наглядно-методических средств. В противном случае уполномоченный орган в сфере бюджетного планирования обязан истребовать от разработчиков проекта проекта проведения всех описанных процедур, обеспечивающих соответствие процесса разработки принципам консультативного подхода, как описано выше.

При составлении проектного документа польза от дерева проблем может оказаться весьма значительной. Следует заметить, что в проектных документах из четырех компонентов SWOT-анализа, наибольшее внимание нередко привлекают к себе слабые места. Построение дерева проблем помогает выявить причинно-следственные связи между проблемами и слабыми местами, и создает хорошую основу для проведения анализа проблем. Это важный подготовительный этап, позволяющий формирование внутренне увязанной стратегии и взаимосвязанных действий по реализации проекта.

Самая трудная часть данной работы – правильно структурировать анализ: какие проблемы ведут к появлению других и каких именно проблем, какая существует взаимосвязь между всеми проблемами и выявленными угрозами? Другими словами, что является причиной и что следствием? Будет непросто нарисовать полную картину, воссоздающую цельную социально-экономическую ситуацию в регионе с помощью одного внутренне увязанного, логичного и теоретически корректного дерева проблем. Даже глубокие экономические исследования не всегда в состоянии дать ответы на эти вопросы. Однако если объединить в одной команде нужных людей разных специальностей и разного положения, и к тому же обладающих информацией, то заключительная картина не будет отражать нереальную ситуацию. В любом случае это будет картина ситуации, которую признают все участники, которые впоследствии будут в той или иной степени отвечать за решение проблемы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.