Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскол церкви




При царе Федоре Ивановиче завершился процесс конституfирования Русской православной автокефальной церкви. Учреждение в 1589 г. патриаршества поставило Русскую церковьв один ряд с древними восточными патриархиями — Конfстантинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иеруfсалимской. Судьбы двух первых русских патриархов сложиfлись трагически: Иов был низложен Лжедмитрием I каксторонник царя Бориса Годунова, Гермоген погиб в заточеfнии в период польской интервенции в Смутное время. Припатриархе Филарете восторжествовал принцип симфониисветской и духовной властей. Церковь и государство органично дополняли друг друга, отношения между ними строилисьна основе не конкуренции, а сотрудничества. Следующие патриархи Иоасаф и Иосиф не были яркими личностями, при них церковная жизнь развивалась в традиционном русле, а сами они не были способны оказывать такое же влияние нагосударственную и общественную жизнь, как Филарет. Ситуfация резко изменилась, когда в 1652 г. во главе Русской церкfви встал «собинный друг» царя Алексея Михайловича Ниfкон — человек, наделенный обширными дарованиями, ножестокий и властный, одержимый клерикальной идеей о пре восходстве «священства над царством». С его именем связаfна национальная трагедия — раскол Русской церкви. Поводом для раскола стала богослужебная и обрядовая реформа патриарха Никона. Собственно, определенные шагив этой области предпринимались и раньше. Многие будущиеидеологи старообрядчества — протопоп Аввакум Петров, протопоп Иоанн Неронов, царский духовник протопоп Стеfфан Вонифатьев и другие составляли вместе с Никоном круfжок ревнителей «древнего благочестия», признавали необхоfдимость «исправления» богослужебных книг, в которых изfзамногократного переписывания в допечатную эпоху вкралисьсерьезные ошибки. Цель реформы также была благая: доfбиться единства обрядности со всем православным миром, укрепить церковную дисциплину, мораль и нравственность.Но методы проведения реформы, как с точки зрения богословской (теологической), так и практической, оттолкнули от Никона многих бывших друзей и сподвижников. Патриархраспорядился править русские богослужебные книги по современным ему греческим книгам, изданным в католической Италии, открыто и немотивированно попирал постановления Стоглавого поместного собора 1551 г., оскорблял епископови священников, осмеливавшихся выступить хотя бы с частной критикой реформы, поручал дело реформирования свяfщенных для русских людей текстов и обрядов международfным проходимцам вроде Паисия Лигарида и Арсения Грека.Отсутствие элементарного такта, самоуверенность и безапелfляционность Никона направили нужную и важную церковную реформу по пути конфронтации. Верность старым обряfдам стала дополнительным фактором и мотивом для недоfвольных, имевших теперь и религиозное оправдание своемусопротивлению государству. Пиком противостояния сталовосстание в Соловецком монастыре 1668f1676 гг. Многолетняяосада завершилась взятием монастырских укреплений только врезультате подкупа одного из защитников. Большинство солоfвецких ревнителей старообрядчества было истреблено.Идеологи старообрядчества подверглись преследованиями пыткам. Наиболее фанатичные противники реформы проfтопоп Аввакум, дьякон Федор, поп Лазарь и инок Епифанийбыли сосланы на север в Пустозерский острог, где были соfжжены уже в царствование Федора Алексеевича за государfственное преступление— «великия на царский дом хулы».

Но и патриарху Никону недолго пришлось торжествоfвать. Его стремление подчинить патриаршеству царскуювласть являлось реакционным и несовместимым с русскойгосударственной традицией. К 1658 г. наступило резкое охfлаждение отношений патриарха с царем, прежде глубоко уваfжавшим Никона, возвысившим его и готовым к согласию сним в вопросах церковных, но отвергавшим претензии насветскую власть. Воспользовавшись как формальным повоfдом оскорблением, нанесенным его приближенному, Никондемонстративно оставил патриаршью кафедру, рассчитывая, что царь ужаснется «вдовству Церкви» и станет умолять еговернуться на условиях своего подчинения патриарху. Но царьАлексей Михайлович проявил лишь сдержанную корректfность, попросил Никона вернуться, а когда тот отказался, нестал настаивать. В 1664 г. Никон попытался вернуться на патfриаршество, но ему было недвусмысленно заявлено от имеfни государя, что он по собственной воле незаконно оставилсвое служение и теперь должен ожидать решения своего вопfроса. В 1666 г. Собор восточных патриархов и российскогодуховенства рассмотрел дело Никона и лишил его патриарfшего сана. Никон был сослан в БелозерскоfФерапонтов моfнастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич амнистировалопального Никона и разрешил ему вернуться в построенный им под Москвой Новый Иерусалим, но по дороге бывшийпатриарх скончался. Созданный его действиями раскол приfнес неисчислимые бедствия сотням тысяч верующих соотеfчественников, и лишь в ХХ в. Русская православная церковьпризнала несправедливость наложенных на старообрядцев проклятий.

Язычество славян Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий поfзволяют воссоздать сложную систему реfлигиозных верований восточных славян.Славяне были язычниками. Главным божеством был Пеfрун — бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, илинебесного огня, являлся Сварог. Его сыновья — Сварожичисчитались божествами солнца и огня. Особое место в язычесfком пантеоне занимал бог солнца — покровитель земледельfцев. У разных племен он назывался по—разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоfявшие с солнцем в «родственных» отношениях.Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветfра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, воднойглади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогаfла ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращалисьво всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким обfразом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетвоfрением женского начала.Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи поfмогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями.Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго излого начал с точки зрения древних славян и составляла исfточник развития мира.Для верований славян характерен антропоморфизм— очеfловечивание явлений природы. Река представлялась нашимпредкам в образе женщины, гора— богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенныfми индивидуальным характером. У славян не было недостаткав существах, обладавших материальной силой. Согласно предfставлениям, в воде жил водяной, в лесу— леший и лесовик сосвоей семьей, в болоте— багник (от диалектного слова «багfно»— болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дняжили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А.С. Пушкина впоэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, ноfсивших названия капищ. Они располагались обычно на верfшинах холмов или небольших полянах в лесной болотистойместности и представляли собой ровную площадку округлойформы. В центре находился деревянный идол, рядом жертfвенник. Восточные славянеfязычники приносили в жертвубогам животных, зерно, различные подарки. Возле изображеfний языческих богов происходили гадания, ритуальные жреfбии, давались клятвы.Славяне обожествляли не только явления природы, но иумерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторыеисследователи считают, что Род в древности был верховнымбожеством у славян, покровителем всех кровных родственниfков и каждого родича. Рожаницы опекали дом. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточныхславян еще долгое время и после принятия христианства, пеfреплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.