Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика






Неизвестный художник-декабрист " Вид Тобольска"

Во XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии: Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 г. – 40 и Томская в 1838 г.- 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение для этого края. Они открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других. Использовали лучшие наработки русской и мировой педагогики. В учебные программы декабристы вводили творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений.

Выйдя на поселение, педагогикой занялись Бестужевы, Горбачевский, Д. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, В.Ф. Раевский. В основном это были те, кто остался верен своим идеалам. Те же, кто был настроен умеренно, занимались в основном хозяйственной деятельностью: Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие, Завалишин к тому же соединял общеобразовательное обучение с производственным. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, М.И. Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других при материальной поддержке местного купца Медведева И. Якушкин в 1842 г. открыл первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири. Кроме общеобразовательных предметов там преподавалась механика, а также изучение края: часто устраивались экскурсии в поле под руководством самого Якушкина. Цель Якушкина в педагогике заключалась в том, чтобы помочь детям «осмыслить себя». За время деятельности И. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, некоторые из них были определены в средние учебные заведения – Тобольскую и Иркутскую гимназии и часто содержались на средства декабристов.

До Якушкина были попытки организовать школы в Тобольске, но Якушкину только к 40-м годам удалось сломать сопротивление местной администрации.

Следует учитывать в этой связи, что все материальные расходы по организации школ происходили за счет благотворительности, в том числе и самих декабристов, особенно А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина.

Декабристы были основоположниками женского образования в Сибири.

В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири – школа декабриста Раевского, применявшего в ней ланкастерскую систему.

Просвещением занимались и сосланные в Енисейскую губернию декабристы. В 1826 г. первым на поселение прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей.

В 1839 г. на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей.

Н.П. Репин " Портрет А. Якубовича"

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.