Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы стратегического развития городов






 

Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты, отличающие его от " классического" дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:

- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;

- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.[7]

Российский подход к современному стратегическому планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного планирования, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления. Объектом стратегического планирования в общем случае выступает административно-территориальная единица страны того или иного ранга (регион - субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.). Субъект стратегического планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития города, то в его качестве должны выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы. Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города - прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей. Под стратегическим выбором города понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития. Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве " полюсов роста" (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития города. Под целью развития в общем случае понимается ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. Тогда цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.

Оно включает в себя:

- согласование групповых интересов внутри сообщества;

- инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;

- определение реально осуществимых задач и целей;

- формирование программ и планов действий.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.[8]

 

 

Стратегическое планирование

 

Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.

Стратегический план - это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона, города снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона, города и его администрации. Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

- уровню экономической активности;

- географическим характеристикам и природным ресурсам;

- экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

- социальной организации жизнедеятельности населения;

- политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.[9]

Каждый город и регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. Однако, общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития - это то, как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:

- привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства;

- развитие имеющихся производств и, прежде всего, инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона или города.

3. Определение сильных и слабых сторон региона или города.

4. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.[10]

Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Развитость коммуникационных линий и региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - эти факторы стали иметь такое же значение, какое имели в начале века для регионального развития железные дороги.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации кадров также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

Примерная структура концепции развития может быть следующей:

- цели и задачи;

- принципы;

- факторы;

- приоритетные направления;

- ресурсы;

- механизмы.

Главной целью развития региона, города является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшей перспективе станут важнейшим фактором развития.

Принципами развития могут быть, в частности, следующие:

- опора на собственные силы;

- учет постиндустриальных тенденций развития;

- развитие в городе малого и среднего предпринимательства; использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

Определяя факторы развития, целесообразно выявить элементы конкурентоспособности, отличающие данный регион, город от других. Также очень важно определить новые факторы, которые можно сформировать:

- развитая рыночная инфраструктура;

- наличие коммуникационных линий;

- безопасность (личная и бизнеса);

- комплекс институтов, поддерживающих бизнес;

- корпус квалифицированных кадров;

- благоприятные условия для инвестиций.

Приоритетные направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных регионов или городов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.