Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурное строительство






Ликвидация неграмотности. Осуществление индустриализации и коллективизации народного хозяйства стало базой улучшения материального благосостояния и культуры.

Партия призывала превратить первую пятилетку в важнейший этап ликвидации неграмотности. В мае 1929 г. было принято соответствующее постановление ЦК ВКП(б). В Оренбуржье предстояло обучить грамоте 72 тыс. человек.

По призыву ЦК ВЛКСМ осуществлялся Всесоюзный поход против неграмотности, пьянства, грязи, неряшливости в быту. Активно включился в него и двенадцатитысячный отряд комсомольцев нашего края. В результате только в Оренбургском районе комсомольцами было организовано тогда 32 ликпункта. Особенно интенсивно развернулась эта работа после постановления «О работе по ликвидации неграмотности», принятого 17 мая 1929 г. В преодоление неграмотности включились не только учителя, но и все, у кого было образование 7—9 классов. В 1931 г. комсомол объявил культштурм. Несмотря на значительные трудности: сопротивление кулацких элементов и хулиганов, нехватку учебников, ручек, карандашей, тетрадей, мебели, массовые формы организации борьбы за ликвидацию неграмотности дали свои результаты. К концу 1930 г. в нашем крае было обучено 65 тыс. человек, из них 41 тыс. неграмотных, среди которых 11 тыс. человек нерусской национальности.

В годы второй пятилетки в области по инициативе Бердского сельсовета развернулось соревнование за звание села сплошной грамотности. В 1937 г. состоялся слет представителей таких сел. И в последующие годы, проявляя поистине революционный размах, настойчивость, упорство и боевитость, трудящиеся области под руководством коммунистов в основном завершили ликвидацию неграмотности.

В годы первой пятилетки был осуществлен переход к всеобщему начальному образованию, а в городах к обязательной семилетке. Тогда же в Оренбурге открылись два института — сельскохозяйственный и педагогический. Был создан научно-исследовательский институт животноводства. Появились новые техникумы. В школах обучалось накануне Великой Отечественной войны 355 тыс. учащихся, почти в четыре раза больше, чем до революции. За эти же годы число учителей выросло примерно в 6 раз. В годы третьей пятилетки в каждом районе области издавалась газета. В 1927 г. в Оренбурге было 180 библиотек, а в 1940 г. около 1200, число книг в них увеличилось в 3 раза. В области трудились 642 врача, имелось около тысячи больниц. К этому времени действовало 7 профессиональных театров, 350 киноустановок. Все это говорит о том, что победа социализма вывела захолустный край в число областей с высокой грамотностью и передовой культурой.

 

Вопросы и задания

1. Как трудящиеся Оренбуржья восстанавливали хозяйство после окончания гражданской войны?

2. Кто из оренбуржцев первым в стране был награжден орденом Трудового Красного знамени?

3. Установите, есть ли в вашем городе или селе те, кто вступил в РКП(б) по Ленинскому призыву, если да, запишите их воспоминания, организуйте с ними встречи.

4. Скажите, когда и по каким проектам, на какие средства были возведены в нашем крае первые памятники В. И. Ленину?

5. Какие формы соцсоревнования получили распространение в годы первой пятилетки в нашем крае?

6. Как утвердился колхозный строй в оренбургской деревне?

7. Каковы были итоги первой пятилетки в Оренбуржье?

8. Кого из первых стахановцев нашего края вы знаете? Кто из них живет в вашем городе, поселке, селе? Запишите их воспоминания.

9. Каковы результаты развития Оренбургской области в период второй пятилетки?

10. Расскажите, как проходила в Оренбуржье борьба за выполнение третьей пятилетки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.