Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые проявления кризиса российского общества: крестьянская война под руководством Пугачева, русское просветительство второй половины 18 века.






 

Крестьянская война под предводительством Пугачева

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Чем же были возмущены участники восстания?

Причины восстания Емельяна Пугачева

Недовольство народа – главная причина восстания. И каждая часть социальная группа, участвовавшая в крестьянской войне, имела свои основания для недовольства.

1. Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

2. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.

3. Казакам же не нравилось, что ущемляют их свободу. Их права все больше ограничивались: к примеру, они уже не могли как раньше выбирать и смещать атамана. За них теперь это делала Военная коллегия. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности. Казакам не давали добывать самим соль, этим тоже были не довольны казаки. Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им верхушкой. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти неподтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания Пугачева, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только он смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Участники восстания Емельяна Пугачева

Пройдясь еще раз глазами по причинам восстания Пугачева, вы сами можете назвать участников. Но, все же, давайте упомянем их еще раз.

По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов

По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты

Годы восстания Пугачева: 1773-1775

Этапы восстания Пугачева

I этап (сентбрь 1773 – март 1774) Начало восстания и военные успехи

Пугачев сбежал из тюрьмы (его посадили за многочисленные челобитные) и направился на Яик, где представился казакам Петром III. Яицкие казаки были первыми, кто присоединились к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2, 5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Здесь восставшие «застряли» надолго. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.

На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Так, например, в лагере восставших была создана Военная коллегия. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.

II этап (апрель 1774 – середина июля 1774) Бегство Пугачева, возвращение и неудачи восстания

Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. Но самой большой проблемой для Пугачева было царское войско. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.

Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги.

Пугачева в деревянной клетке везут в Москву

Пугачева в деревянной клетке везут в Москву

III этап (июль 1774 – начало сентября 1775) Поражение восстания

Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взять (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза.

Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита войском Михельсона. Пугачев бежал с небольшим отрядом.

IV этап (сентябрь – январь 1775) Расправа над малыми вспышками восстания и казнь Пугачева

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Пугачева доставили в Москву, где 10 января на Болотной площади он был казнен вместе с другими крупными участниками восстания. Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)

Итоги восстания Емельяна Пугачева

Пугачев был повешен. Река Яик переименована в Урал, а казачьи войска потеряли автономию. Это восстание дало урок правительству (Екатерина усовершенствовала систему управлению). Также крестьянская война оказала влияние на развитие культуры и общественной мысли.

Русское Просветительство, возникнув под влиянием Французского Просвещения но своей сути было антифеодальным, объективно буржуазным мировоззрением. Как и в Западной Европе, русскому просветительству 40-60-х годов XVIII века предшествовали раз личные формы антифеодальной идеологии.

· История русского Просвещения начинается в период появления в России в конце XVIII века раннебуржуазных идей, сходных по сути с ренессансно-гуманистическими идеями Французского Просвещения (Ж.Ж.Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье и др.) К этому времени относится появление подобных идей и в России (Ф.Прокопович, Г.Бужинский, И.Т.Посошков, А.Д.Кантемир, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов и др.)

Первоначальная история русского Просвещения, начинается со второй половины XVIII века, когда в Россию проникли идеи классиков Французского Просвещения, ока завших определенное влияние на основные течения русской мысли вплоть до идеологии самодержавия (Екатерина II) и консервативных мыслителей высшего аристократического круга. (М.М. Щербатов) и масонов. Несмотря, на увлечения идеями французского просвещения в ХVIII веке, они не стали самостоятельным направлением общественной мысли, и вошли в духовную жизнь российского общества, как часть школьно-университетской фи­лософии дворянско-либерального типа.

В этот период общественная мысль России еще не созрела для того, чтобы не толь ко модифицировать и развить, но даже до конца воспринять целостные просветительские концепции Запада. Между тем, заимствование просветительских идей Франции продолжалось вплоть до 30-х годов XIX, Это заимствование выражалось в формировании идей (апелляция к разуму, науке, знанию, критика крепостничества с позиции естественного права и т.н.). Но отдельные идеи не смогли превратить эти мысли в сколько-нибудь целостные просветительские концепции. Вот почему нельзя найти в творческом наследии даже самых профессиональных мыслителей России вплоть до 40-х годов XIX века подлинно просветительских идей и мыслей в строгом смысле этого слова, которые бы по совокупности принципов могли быть типологически сходными с классическим французским Просвещением. Лишь немногие русские мыслители первой трети XIX века сравнительно близко подошли к принципам французского просветительского мировоззрения (И.П. Пнин, В.В.Попугаев, А.С.Кайсаров, А.П.Куницын). Перечисленные имена относились к представителям дворянского просвещения в России. Наиболее широко идеи просвещения были представлены в движении декабристов, хотя в целом декабризм в полной мере нельзя отнести к просветительскому типу мысли. Это объясняется не столько неспособностью де кабристов к освоению идей Просвещения и перенесение их на русскую почву, сколько волной феодальной контрреволюции начала XIX века, накрывшей Европу от Лондона до Петербурга. По этой причине ростки просветительской мысли, появившиеся со времен Радищева и удержавшиеся на русской почве до восстания 1825 года оказались практиче ски задавленными к 30 годам XIX века. В этих условиях даже антифеодальные идеи приняли антифранцузское звучание, лишь к началу 40-х годов XIX века прогрессивная антифеодальная мысль России начала оправляться от нанесенных поражений и принимать формы, соответствующие сложившейся социокультурной ситуации, которая по своему социально-экономическому уровню соответствовала эпохе просвещения Франции XVIII века.

Таким образом, «век русского просвещения» не мог наступить ранее 40-х годов XIX века, так как именно к этому времени ощущается кризис феодально-крепостниче ского строя, а антифеодальные силы остро осознают свою несовместимость со старым режимом. В этих условиях они уже не ограничивались критикой его отдельных сторон, но выступили с идеями нового строя, который должен прийти на смену старому строю. Просветительские идеи в России подготовили не только падение крепостнического режима, но и первую революционную ситуацию XIX века. К этому времени возникшие собственно буржуазные отношения в России были очень молодыми, но развивались бурно и потому требовали от общественной мысли поддержки, оправдания и определения исторической перспективы.

Можно с уверенностью сказать, что по французскому летоисчислению («К. Маркс») 40-60 годы в России – это канун 1789 года во Франции. Франция конца XVIII века и Россия второй половины XIX века перекликаются не только по социально-экономическому положению, но и по характеру и движению общественной мысли. Об этом выразительно и ярко написал соратник Н.Г. Чернышевского М.А. Антонович в статье «Умственные движения в XVIII в.». Он настаивай на том, что каждый должен знать историю Франции XVIII века, так как она «есть азбука, элементарный учебник мышления и жизни XIX века… XVIII век требует особенного и преимущественно нашего внимания, как дело, непосредственно касающееся современной жизни. В этом веке человеческая мысль освободилась от огромной массы обычных, застарелых, понятий в областях – теоретической, нравствен ной и общественной. XVIII век освободил мысль от самых главных, самых тяжелых оков; он объявил войну всему, что стесняло развитие мысли, всем силам и элементам, которые, какими бы то ни было, предлогами изъявляли претензии на покорность им со стороны мысли…

 

· Культура России во 2-й половине 18 века кратко

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России, 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование Севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.