Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Стихотворение Ю. Живаго «Зимняя ночь». ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В романе Б. Л. Пастернака поэзия и проза представляют собой живое неразделимое единство, которое можно назвать новой жанровой формой. Интересно поэтическое и функциональное значение, которое имеет в общем контексте пастернаковского романа «тетрадь Юрьевых писаний». Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с1946 по 1953 год, очень разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихотворения цикла выполняют две основные функции. Суть первой функции в том, что некоторые образы становились как бы «связующим звеном», то есть дополнительным — смыкающим элементом композиционной структуры текста. Основной целью второй функции будет выявление подтекста: оценочных суждений, ассоциативных связей, глубинных пластов, скрытых в прозаическом тексте. Примером «связующего звена» является стихотворение «Зимняя ночь»: Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетная динамика которого основывается на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами и совпадениями: «Лара любила разговаривать в полумраке при зажженных свечах. Паша всегда держал для нее нераспечатанную пачку....Пламя захлебнулось стеарином». И буквально через две страницы мы читаем, как Юра и Тоня, ничего еще не знающие о тех испытаниях, через которые должно пройти их взаимное чувство, едут в извозчичьих санях на елку к Светницким. «Они проезжали по Камергерскому, Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела...» — шептал Юра про себя начало чего-то смутного...» Существует мнение, что стихотворение «Зимняя ночь» — первое стихотворение Ю. Живаго, а значит, мы присутствуем при рождении поэта. Свеча — не просто бытовая «подробность», прежде всего это многозначный и емкий символ. «А ты все горишь и теплишься, свечечка моя яркая...», — на эти полные любви слова Лары, можно было бы и не обратить внимания, если бы не их символический «подтекст»: горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, но и вере — истинной, животворящей, деятельной. Уже после смерти Юрия Андреевича, прощаясь с ним, Лариса Федоровна вспоминает разговор в этой комнате с Пашей-мальчиком. «И она стала напрягать память, чтобы восстановить этот разговор с Пашенькой, но ничего не смогла припомнить, кроме свечки, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла. Могла ли она думать, что лежащий тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, — «свеча горела на столе, свеча горела», — пошло в жизни его предназначение?» Образ-символ горящей свечи, проходящий через все повествование, являющийся сквозным, свое кульминационное воплощение и эстетическое завершение получает именно под пером Юрия Живаго, тем самым организуя текст и дополнительно «скрепляя», таким образом, соответствующие части романа.
|