Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды административных договоров.






Понятие административного договора.

К административным договорам в литературе относят различные управленческие связи горизонтального характера, участниками которых являются органы исполнительной власти. Обобщенно эти взаимосвязи называют управленческими соглашениями (такова терминология ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ» или административно-правовыми договорами (терминология научных исследований).

А.В.Демин определяет административный договор как «соглашение двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которых содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права» (А.В. Демин. Общие вопросы административного договора. Красноярск, 1999. С.37).

Однако главный признак – содержание договора, его предмет и цели:

предмет – это вопросы, связанные с государственным управлением.

содержание должно носить государственно-управленческий характер;

цель договора - урегулирование управленческих отношений;

правовая база – нормы административного права;

ответственность сторон – административный, дисциплинарный или гражданско-правовой характер. Но правовая природа санкций не влияет на содержание договора.

В зарубежном административном праве еще один признак – публичный интерес или публично-правовая сфера (т.е., договор должен касаться публично-правовых обязанностей).

Виды: координационные и субординационные договоры.

Договоры о компетенции, договоры о сотрудничестве (о совместной работе, об обмене информацией) договоры о поступлении на государственную службу.

 

26. Понятие и правовая природа актов государственного управления.

 

Понятие:

Определение: правовой акт управления - это подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление), принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

1. Это - не все управленческие акты, а только правовые, то есть влекущие правовые последствия - возникновение, изменение, отмену норм права или же конкретных правоотношений.

2. Это акты управления - управленческий аспект означает, что это:

а) форма управленческой деятельности, то есть внешнее выражение управления;

б) по своему содержанию - это управленческое решение, то есть волеизъявление субъекта, обладающего властными полномочиями. Это акт выражения властной воли. В этом и состоит сущность акта управления.

3. Властный субъект - государственный орган, или иной субъект, обладающий государственно-властными полномочиями.

4. Властность акта. Орган, выступая как носитель государственно-властных полномочий, принимает акт односторонне-властно, согласие адресатов не требуется.

5. Органы связаны рамками закона, акты носят подзаконный характер.

6. Официальный характер - от имени государства.

Подходы: при широком подходе это управленческие акты всех органов государства. При узком подходе - это форма выражения деятельности только органов исполнительной власти.

PS: следует различать внешненаправленные и внутриорганизационные акты управления. Первые выражают сущность государственного управления, вторые носят вспомогательный характер.

 

27. Классификация правовых актов государственного управления.

 

Виды:

- по юридическим свойствам

1)Нормативные акты - правовые акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, то есть общеобязательные правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение ко всем предусмотренным ими случаям.

- регулируют однотипные общественные отношения, складывающиеся в области государственного управления.

- издаются либо без ограничения срока своего действия (то есть, до тех пор, пока не будут отменены), либо на длительный срок.

- неоднократность применения и отсутствие конкретного адресата.

2)Индивидуальные акты управления - акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, то есть это способ реализации правовых норм.

- конкретность предписания,

- адресованность их персонально определенным субъектам (персонифицированный характер), однократность применения.

Однократность не следует путать с действием их во времени, например, приказ о зачислении на должность государственного служащего действует в течение длительного времени, (иногда - всю жизнь).

- по функции в системе актов

основные и вспомогательные, вторые вводят в действие первые, или указывают их пределы, распространяют действие основного акта на другие отношения и т.д.

- по наименованию актов

Президент РФ - указы и распоряжения,

Правительство РФ принимает постановления и распоряжения, первые - нормативные Распоряжения - акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Федеральные органы исполнительной власти - приказы, инструкции, постановления, распоряжения, правила, положения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Губернатор – Указы и распоряжения, Правительство края - постановления и распоряжения. Акты органов местного самоуправления - правовыми актами управления являются, а вот правовыми актами государственного управления могут являться в случае делегирования государственно-властных полномочий. Наименование определяется уставом муниципального образования.

 

 

28. Порядок издания и отмены правовых актов государственного управления.

 

Общие требования законности включают в себя следующие условия -

каждый акт должен быть издан полномочным органом,

- данный акт принят по вопросу, отнесенному к его ведению,

- он вообще имеет право принимать акты,

- акт издан в пределах, предоставленных органу.

должен соответствовать всей иерархии актов,

должен соответствовать цели закона,

в тех формах, которые предусмотрены для данного вида актов, принят в должной процедуре.

2. Специальные требования - срок, согласование, последующее утверждение, регистрация, опубликование

При несоблюдении требований возможны следующие последствия: отмена, изменение, приостановление, обжалование, опротестование признание недействующим.

Не соответствующие требованиям акты могут быть ничтожными и оспоримыми. Юридическая ничтожность (незаконность) первых очевидна, незаконность вторых должна быть официально установлена. В административном праве считается признанной презумпция законности акта, то есть он действует, пока не отменен.

В Законе об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан (от 27 апреля 1993 г.), а также в ГПК РФ установлено, что гражданин не должен доказывать незаконность обжалуемого акта, это орган должен доказывать законность акта.

Государственный контроль:

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Выделяют:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) прокурорский надзор;

1. Президент РФ имеет возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти.

Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента.

Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

2. Конституция РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти (что косвенно позволяет контролировать акты государственного управления):

- участие в назначении председателя Правительства РФ и председателя Центрального Банка;

- рассмотрение законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;

- направление вопросов и депутатских запросов членам Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- принятие законов и постановлений.

3. Контроль органов исполнительной власти.

Выделяют:

Общий контроль - предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему.

4. Прокурорский надзор. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Выявив нарушения действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.

правовой акт управления - это подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление), принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. устанавливает порядок опубликования и вступления в силу актов.

Нормативные акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в Российской газете и в Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после их подписания. Машинный вариант распространяется через научно-технический центр правовой информации «Система». Акты могут быть также распространены через различные СМИ и по каналам связи.

Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные, в том числе содержащие сведения, составляющие гостайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного и широкого опубликования доводятся до сведения населения через СМИ безотлагательно. Постановления, затрагивающие права граждан, вступают в силу не ранеедня их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими актами не установлено иное. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных министерств (поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» нормативно-правовое регулирование отнесено к функциям федеральных министерств),

1)затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,

2)устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер,

во-первых, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции,

а во-вторых, обязательному официальному опубликованию (кроме актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальные сведения) в Российской газете и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. При несоблюдении этих условий акты считаются не вступившими в действие, то есть не имеющими юридической силы. Вступают они в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Секретные - со дня регистрации.

Иногда может быть установлен особый порядок издания актов по отдельным вопросам деятельности органов. Например, существует Типовое положение о ведении делопроизводства по заявлениям и жалобам граждан.

-Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г., вводит новое понятие – административный регламент федерального органа исполнительной власти, который состоит из регламента федерального органа исполнительной власти, административных регламентов исполнения государственных

29. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

 

регламентов предоставления государственных услуг и должностных регламентов государственных служащих федерального органа.

Предписывается месячный срок для подготовки, ответственное лицо или подразделение, участие юридической службы, а при необходимости - создание рабочей группы.

В процессе работы должны быть изучены:

- законодательство по данной теме,

- договоры о разграничении полномочий,

- практика применения соответствующих нормативных правовых актов,

- научная литература,

- материалы печати,

- данные социологических и иных исследований.

Логическая структура акта, цели, мотивы описываются в преамбуле.

Пункты отмечаются арабскими цифрами с точкой, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Одновременно готовятся предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении включаются в текст.

До подписания проект проверяется на соответствие законодательству и правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы.

Государственная регистрация осуществляется по определенным правилам, это целая процедура:

- юридическая экспертиза,

- принятие решения о необходимости регистрации,

- присвоение регистрационного номера,

- занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции (через территориальные органы) регистрирует и включает в Федеральный регистр нормативные акты субъектов РФ.

Прекращение действия нормативного акта связано либо с истечением срока его действия (если это было указано в акте), либо с его отменой. Отмена акта может быть осуществлена самим органом или уполномоченным законодательством органом.

Кроме отмены или изменения акта существует институт приостановления действия акта. Приостановлены, могут быть как нормативные, так и индивидуальные акты (например, при обжаловании наложения административного взыскания).

 

30. Понятие и виды административного процесса.

 

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых и иных норм права, которые неотделимы от административно-процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах материального права.

 

Административный процесс В УЗКОМ -как «регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения»

Широкое понимание процесса - административный процесс - это порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными органами (и другими субъектами), это деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Такой позиции придерживаются Д.Н. Бахрах, В.А. Лория, В.Д. Сорокин др. административисты).

Эти ученые рассматривают процесс как понятие более широкое, чем производство, считая, что процесс - это совокупность производств.

У этого широкого подхода к определению административного процесса есть 2 направления:

- первое - связано с пониманием процесса как «позитивного» порядка разрешения конкретно-индивидуальных дел (т.е., это правоприменительная деятельность);

- второе - административный процесс связан не только с разрешением дел, т.е. правоприменением, но в административном процессе реализуется и правотворческая (правоустановительная, правоучредительная) деятельность. Учредительная деятельность связана с формированием государственных органов.

 

виды Адм. Процесса:


Принципы Адм. Процесса

l принцип законности;

l принцип охраны интересов государства и личности в процессе;

l принцип быстроты процесса;

l принцип гласности процесса;

l принцип процессуального равенства сторон;

l принцип национального языка;

l принцип самостоятельности органа в принятии решения;

l принцип двухступенчатости процесса;

l принцип материальной истины;

l принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса;

l принцип активности правоприменяющего органа.

Виды др. клалификация!!!!! ХОРОШАЯ но БОЛЬШАЯ!!!!

Виды административных производств:

Административный процесс подразделяется на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности, как части целого.

 

1. По делам об административных правонарушениях - урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Этапы: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления.

НПА: КоАПП

2. Производство по делам о поощрении - это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по применению поощрений.

Этапы: Ходатайства о поощрении, Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган. Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения. Исполнение поощрения.

НПА: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (в ред. от 28.06.2005 г.) «О государственных наградах Российской Федерации»

3. Производство по делам о дисциплинарных проступках - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по применению дисциплинарных взысканий

Этапы: Возбуждение дела о дисциплинарном проступке, Рассмотрение дела, Вынесение решения о дисциплинарном взыскании, Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Исполнение решения.

НПА:

Указ П. РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе гос. службы»

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. № 708;

Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии.

4. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по рассмотрению.

Этапы: удовлетворению предложений, заявлений и предложениям, заявлениям и жалоб граждан, регистрация поступивших в орган (учреждение) письменных предложений, заявлений, жалоб, проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе, принятие решения по жалобе и сообщение о принятом решении заявителю, действия по исполнению принятого решения.

НПА: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.05.2006 N 59-ФЗ

" О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 21.04.2006

5. По принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти - деятельность компетентных государственных органов по принятию нормативных актов.

Этапы: подготовка проекта нормативного правового акта; рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта; государственная регистрация нормативного правового акта; опубликование и вступление в силу нормативного правового акта.

НПА: Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации.

 

31. Административные процедуры. Административные регламенты.

 

С точки зрения права административные процедуры - это установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, а также обжалования и пересмотра решений по административным делам.

В науке административного права юридический процесс охватывает различные процедуры. В широком смысле процедуры понимаются как способы упорядочения деятельности. Понимание процедур в позитивном смысле привело ученых к исследованию управленческих процедур, охватывающих различные виды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, реализации прав и обязанностей граждан, организации работы органов и т.п.).

Есть наиболее общепринятое понятие административной процедуры: нормативно установленный порядок, последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Под законодательным регулированием административных процедур понимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актов административными органами, их изменение, обжалование и отмена.

К элементам административной процедуры относятся:

* процедурные правила, предназначенные для легального применения материально-компетенционных норм;

* набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции;

* стадии деятельности субъектов, последовательность совершения юридических действий.

Законодательство об административных процедурах состоит из федерального закона (проект), других федеральных законов, а также законов субъектов РФ, устанавливающих правила рассмотрения и разрешения административных дел коллегиальными органами и должностными лицами.

Федеральный закон (проект) об административных процедурах устанавливает основные начала и порядок осуществления управленческой деятельности по предоставлению, удостоверению, регистрации или приостановлению (прекращению) определенных правомочий организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Этот Закон:

* определяет принципы рассмотрения и разрешения административных дел;

* устанавливает основания, условия, последовательность и порядок совершения отдельных процедурных действий и производства по административному делу в целом;

устанавливает права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также полномочия и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц при рассмотрении и разрешении административных дел.

Федеральный закон " Об административных процедурах" (проект) состоит из пяти разделов и 16 глав.

Раздел I включает общие положения: основные положения законодательства об административных процедурах, принципы законодательства, общие условия рассмотрения административных дел, доказательства, процедурные сроки.

Особый вопрос - рассмотрение административного дела - законодатель выделил в самостоятельный второй раздел (раздел II). Он охватывает следующие основные аспекты:

* подача заявления о рассмотрении административного дела;

* подготовка административного дела к рассмотрению;

* рассмотрение административного дела;

* принятие решения по делу и др. положения.

В разделе III законодатель предусматривает порядок осуществления одного из важнейших институтов административных процедур - обжалование и пересмотр решений по административным делам (условия и порядок обжалования, порядок и сроки подачи жалобы, рассмотрение административной жалобы).

Большое внимание законодатель уделяет процессуальному положению лиц, участвующих в осуществлении административной процедуры, в первую очередь ее сторон.

Сторонами в административной процедуре выступают, с одной стороны, заявитель, а с другой - администрация, являющаяся органом исполнительной власти. Наделенная правом принимать административные акты индивидуального характера или осуществлять юридически значимые действия. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления.

Общим признаком правового статуса заявителя является непосредственная заинтересованность в принятии (непринятии) конкретного административного акта или в совершении (несовершении) конкретных действий органом исполнительной власти.

Заявителем в административной процедуре может выступать:

* физическое лицо - гражданин РФ, гражданин иностранного государства (поданный иностранного монарха), лицо без гражданства;

* юридическое лицо - любая организация, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, и их объединения, в том числе общественные объединения;

* общественное объединение, не являющееся юридическим лицом;

* совокупность физических лиц временного характера (без организации юридического лица);

* местное самоуправление в лице как органов, так и собственно населения.

Естественно, заявителям должно быть предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей. Порядок представительства, особенно в части представления интересов коллективных субъектов, закреплен в проекте федерального закона.

В качестве администрации в административной процедуре может выступать:

* федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган федерального уровня.

* орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственный орган субъектного уровня;

* исполнительный орган местного самоуправления;

* иные публичные организации, которым вустановленным законом порядке переданы властные полномочия в сфере управления;

а также:

* государственные служащие федеральной государственной службы;

* государственные служащие государственной службы субъектов российской федерации;

* муниципальные служащие.

Основным признаком этого субъекта административной процедуры является наделение его полномочиями по осуществлению государственной власти в сфере управления. К их числу можно, например, отнести полномочия по выдаче разрешений на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, разрешений на строительство и перепланировку жилых домов и т.д., т.е. на любые административные акты и действия (бездействие), непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы человека.

Представляется важным обратить внимание на сохранение законом единоличного порядка реализации административной процедуры (особенно на первой стадии). Однако коллегиальная форма осуществления административной процедуры является предпочтительной в вышестоящей администрации, а также когда принимаются решения по административным делам, имеющим сложную или особо сложную категорию, например в случаях, предусмотренных законодательством об антимонопольной деятельности. Дополнительным условием использования коллегиальной формы является прямое предписание закона.

административные регламенты - относительно новое в российской действительности явление. В них описаны процедуры, которые чиновник может и должен совершать в процессе своей работы. Там четко указано, сколько времени ему отпускается на выполнение процедуры и самое главное - определены сроки рассмотрения документов. То есть административные регламенты сводят к минимуму необходимость личного общения госслужащего с обратившимся к нему за помощью лицом. А раз все прописано и заранее известно, то не может быть и предмета для договоренности с чиновником.
Возьмем регистрацию прав на недвижимость. На нее по закону отводится 30 дней. Это означает, что можно зарегистрировать свои права хоть за час, а можно и за 29 дней. Административный регламент же этот вопрос четко расписывает. Там указано, кто и в каких случаях может принять решение о сокращении сроков регистрации. Аналогичная ситуация и по другим справкам и документам.
Считаете ли вы правильным разрабатывать административные регламенты, когда сами функции не перераспределены в соответствии с идеологией " компактного государства"?
Ну, процесс инвентаризации функций государственного аппарата сейчас продолжается. Внедрение же административных регламентов как раз помогает нам узнать, как функции исполняются и какие из них избыточные. Я открыто могу сказать: ряд чиновников, используя госфункции, сейчас занимается бизнесом. А ликвидировать бизнес, к тому же успешный и прибыльный, очень сложно. Для урезания каких-либо функции нам, помимо административных регламентов, нужна политическая поддержка.
Сколько административных регламентов уже одобрено на министерском уровне, сколько принято комиссией Сергея Нарышкина, а сколько - правительством?
Всего регламентов будет порядка 500. На уровне комиссии по административной реформе уже одобрено около половины, а около 90 регламентов официально зарегистрированы в Минюсте и вступили в силу.
В принципе ключевых регламентов - около 350. Они затрагивают такие проблемы, как регистрация по месту жительства, получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из земельного кадастра.

 

32. Виды контроля и надзора за законностью деятельности органов исполнительной власти.

 

Виды контроля в зависимости от субъектов:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) прокурорский надзор;

д) судебный контроль;

е) общественный контроль.

Президентский контроль в сфере государственного управления, в

соответствии со ст. 80 Конституции РФ, обусловлен конституционным статусом Президента как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский контроль может осуществляться в двух основных формах: непосредственный контроль Президента и опосредованный контроль через соответствующие президентские структуры.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности, председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил, а теперь – и при представлении кандидатур губернаторов законодательным органам субъектов РФ.

Президент РФ имеет возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п. 1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль через соответствующие структуры может осуществляться, в частности:

а) главным контрольным управлением Администрации Президента;

б) полномочным представителем Президента в федеральных округах;

в) Управлением Администрации Президента по работе с обращениями граждан;

г) Комиссией при Президенте по правам человека и др.

Парламентский контроль, так же, как и президентский, осуществляется в двух формах: непосредственно и через соответствующие органы.

Конституция РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти, которые заключаются в следующем:

- участие в назначении председателя Правительства РФ и председателя Центрального Банка;

- рассмотрение законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;

- направление вопросов и депутатских запросов членам Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- принятие законов и постановлений.

К органам, через которые осуществляется парламентский контроль, можно отнести:

а) Счетную палату Федерального Собрания РФ;

б) Уполномоченного по правам человека;

в) различные комитеты и комиссии, которые создаются Федеральным Собранием РФ.

Контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ закреплены соответствующими конституциями и уставами.

Так, например, в соответствии со ст. 29 ч. 2 Устава Красноярского края, «Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности осуществляет контроль за исполнением законов края администрацией края в пределах и формах, определенных настоящим Уставом и принимаемыми на его основе законами края».

Помимо этого, Законодательное Собрание края:

- по представлению Губернатора края посредством законовпринимает краевой бюджет, вносит в него изменения и утверждения, а также утверждает отчет о его исполнении;

- определяет организацию и порядок деятельности Счетной палаты края;

- направляет Губернатору края, его заместителям, руководителю органа администрации края письменные запросы или письменные интерпелляции;

- утверждает первых заместителей Губернатора края, руководителей органов исполнительной власти в области экономики и финансов;

- заслушивают отчет Губернатора края, его заместителей, руководителя органа администрации края о положении дел в подведомственных им отраслях и сферах один раз в год.

Контроль органов исполнительной власти. Функции контроля могут осуществлять Правительство РФ, федеральные службы (министерства и федеральные агентства не обладают такими полномочиями, кроме внутриорганизационного контроля), а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством и т.д.); б) специальный (ранее он назывался надведомственный); в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами)

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему.

Прокурорский надзор

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Выявив нарушения действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.

 

 

33. Понятие и виды мер административного принуждения.

 

Убеждение – основной метод, принуждение – вспомогательный метод управления. Принуждение нельзя отождествлять с подчинением. Подчинение один из необходимых моментов любого управления. Принуждение должно наступать только после того, как выяснилось, что объект управления добровольно не выполняет предписаний, то есть, отклоняется от заданного поведения. Метод принуждения является не просто вспомогательным по отношению к методу убеждения, он может и должен быть применен только после применения методов убеждения, разъяснения, воспитания и т.д.

Социальное принуждение - это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.

Государственное принуждение - вид социального принуждения,.

1. Государственное принуждение является вспомогательным по отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний.

2. персонифицированным (индивидуализированным

3. средством самозащиты общества, способом охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. четко регламентировано правовыми нормами.

 

Виды мер административного принуждения.

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

 

1)Административно-предупредительные меры.

Основанием для применения а.п. мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы.

Цель их применения - защитить общественные отношения от потенциальной угрозы, от причинения им вреда, от возможного правонарушения.

Способ охраны правопорядка - применение государственно-властных полномочий

Правовое регулирование – Закон о милиции, законодательство о чрезвычайном и военном положении и т.п.

.

Среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных последствий, например, введение карантина.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принуди­тельное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

 

2)Меры административного пресечения. Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок. В ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий.

Основаниями являются: 1) совершение правонарушения и 2) совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Примеры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, осмотр помещений и территорий (юридических лиц), досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей, задержание транспортного средства, отстранение от управления, медицинское освидетельствование, арест товаров, привод.

 

Меры адм.пр.:

Доставление

– кратковременное ограничение свободы(ст. 27.2 КоАП; принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.);

административное задержание(принудительное, как правило, кратко­временное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). А. задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.);

остальные ниже если спросит!!!!!

Административно-предупредительные меры: САМИ МЕРЫ!!!!

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения административного правонарушения, удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2. Проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

3. Проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

6. Задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

7. Задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНПы), а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

8. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

9. Применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

10. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов.

Ст. 15 Закона о милиции регулирует порядок и пределы применения и использования специальных средств и оружия.

 

личный досмотр, досмотр вещей и документов (ст. 27.7 КоАП; сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.); осмотр помещений и территорий (юридических лиц);

досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей; задержание транспортного средства (это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов — на базу (сооружение) для их стоянок);

отстранение от управления (запрещение лицу осуществлять действия, ко­торыми транспортное средство может быть приведено в движение.);

медицинское освидетельствование (м.о. на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу);

арест товаров (Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест); привод.

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.