Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация сбора первичной информации в информационных системах






Структура базового вопроса – информационные поля

- раздел истории болезни

- условие выбора

- поле на ограничения на вывод вопроса

Фрагмент базы знаний

Вопросник обслуживает 1 и 2 этапы диагностического поиска: расспрос и осмотр → результаты оформляются в виде ответов на вопросы → формируется текст медицинского документа (история болезни)

3 этап диагностического поиска: лабораторные и инструментальные методы; при проведении физических и активных методов исследования.

Представлен в базе знаний: состоит из 3 частей:

- инструментальные и лабораторные методы исследования

- консультация врача специалиста для нахождения некоторых диагностических признаков болезни

- при проведении физических и активных методов исследования: физиотерапия, УЗИ, токи, активные методы, манипуляции, операции, процедуры – в результате диагностика.

В одном фрагменте базы знаний

делим, чтобы сохранить содержательность.

Информационные элементы делим на части:

1) собственно описание элемента

2) бланк (протокол) в который заносится первичная информация, которая получается при применении этого метода

Для описания элемента существуют определенные информационные поля (3 этап).

1) Идентификатор. Каждому исследователю присущ свой номер.

2) Место в классификации. Отражение системы оказания медицинской помощи.

При назначении соответствующего метода указание его места в классификации позволяет направить заявку в нужное учреждение.

3) Исследование. Выносится наименование исследования. Все лабораторные исследования: а) обнаруживают признаки; б) количественно определяют значение признака.

При формировании названия есть слова «обнаружение» и «определение»

Методы исследования:

Стандартизованные – есть в определенном директивно учрежденном реестре стандартных методов исследования

Не стандартизованные

В наименовании исследования д.б. точно указано о каких определяемых параметрах идет речь:

Клинический анализ крови

Б/х анализ крови не точное

Клинический анализ мочи общий

Записывается наименование исследования, которое может быть изолированно проведено: «подсчет кол-ва Эр в крови» «подсчет кол-ва лейкоцитов» «определение цветового показателя»

Исследование мочи по Земницкому – специальные названия для понятного языка

4) Методы. Каждое исследование м.б. проведено различными методами. Границы нормы для каждого метода.

Врач должен метод конкретно указывать.

5) Условие проведения. В зависимости от условий у каждого метода при интерпретации должна проводится коррекция:

Сахар в крови → натощак несравнимо

→ не натощак

Все возможные варианты, при которых данный может применяться

6) Подготовительные процедуры

А) должны быть выполнены персоналом. Это база физических и активных методов лечения (сифонная клизма, исследование лимфатического узла → биопсия

Б) должен выполнять сам больной.

Необходимо учитывать при описании

7) Субстраты. Кровь, моча, СМЖ, мокрота. Один метод исследования определяет содержание белка.

8) Абсолютные противопоказания. Фрагмент описания метода ни при каких условиях.

9) Относительные противопоказания

Алгоритм управления назначения исследования → если метод претендует на включение в схему обследования

→ абсолютные противопоказания → никогда не представляется врачу

→ если относительные противопоказания → врачу представляется с оговоркой о противопоказаниях

10) При использовании включить в дневник. Не всегда позитивное действие на человека. Дневник – ежедневная запись о состоянии больного. Идентификаторы тех вопросов, которые включены в дневник, если исследования назначаются.

11) Максимальный срок ожидания результатов. Примерно 15% не доходят вовремя до врача (до лечащего врача) + реальный срок получения результатов. Экспресс методы (минуты), сахар в крови (30 мин – 1ч.), СОЭ (1 час), m. Tuberculesa – выявление до нескольких месяцев… Вообщем у всех своя длительность проведения – технологическая характеристика.

12) Минимальный срок повторения исследования

13) Справка. Для работы не нужно, в случае проблем включают источник информации и сведения из источника информации, формализация которых позволит сформировать информационные поля.

14) Номер учетной формы Минздрава. Смысл: исследования сформированные в бланки в привычные для врача форму

15) Имеется ли в наличие? Каждое лечебное учреждение обладает ограниченным набором исследующих ресурсов. Задача: информировать, может ли данное исследование проведено в данном лечебномучреждении

16) Поле «бланк». В формализованном виде предсавляется первичная информация, получаемая при проведении исследования и заключения, которое м.б. сделаны при интерпретации первичной информации.

Врач – специалист

Задача: в бланке были представлены те заключения, которые мы ожидаем, направляя на исследование

 

Все поля используются при назначении соответствующего метода, но в бланке (кроме заключения и первичной информации) все служебные поля д.б. продублированы. Это нужно для того, чтобы лицо назначающее получение получило подтверждение о том, что все его назначения выявлены (выполнены).

Требования к бланку в точности соответствуют требованиям к вопроснику (на 1 и 2 этапах диагностического поиска)

Это относится и к соответствующим разделам:

- бланк консультаций

- бланк – протокол проведения физических и активных методов исследования (лечения)

Описание консультаций:

Информационные поля:

1) идентификатор

2) специалист

3) цель консультации → сконцентрировать внимание на вопросе, необходимом врачу. «осмотр для решения вопроса о переводе в другое отделение»

4) вопросы. Все вопросы важны для врача как справочный материал. Позволяет врачу точно назначать требуемые исследования (конкретно). Использования для представления разных протоколов и бланков.

 

При заполнении базы параклинических исследований или консультаций не обязательно заполнение всех полей. Это зависит от информированности. Отдельные поля допускают неоднозначность заполнения: исследование мочи по Земницкому → субстрат заполнять не нужно.


Лекция 11 (17.11.03.)

База процедурных знаний.

 

Элементы базы: - заключения

- первичная информация

База процедурных знаний позволяет на основе анализа первичной информации через заключения различной степени общности перейти к диагностической поддержке врачебных решений.

 

Технология нормализации и извлечения знаний:

 

Источники: 1) группа объектов – специалисты, носители знаний (эксперты)

2) текстовые источники информации. Материальный носитель знаний – текст. Играют превалирующую роль.

 

Извлечение знаний из текста:

 

Методология извлечения конкретных профессиональных знаний характеризуется прагматической направленностью, применительно к проблематике речь идет о:

1) знаниях, которые помогают формировать диагностические заключения

2) знания о решениях по проведению параклинических исследований и консультаций

3) знания о лечебных назначениях.

4) знания о тактических рекомендациях.

 

Задача извлечения знаний формулируется как задача понимания и выделения смысла текста. В любом тексте выделяют две смысловые структуры:

М1 – тот смысл, который попытался заложить в текст автор.

М2 – смысл, который пытается постичь аналитик.

М1 и М2 не всегда совпадают, так как М1 – источник имеет замысел, знания, цели, эрудицию, присущие автору текста, а М2 – потребности, цеди и эрудиция аналитика.

 

Задача: выявить принципы, при которых М1 как можно ближе к М2. Чтобы решить эту задачу применяется метод декомпозиции текста (разделение на смысловые фрагменты) – осуществляется в несколько этапов:

 

1) Расчленение текста на разделы по источникам, на основании которых этот текст создается:

1. Результаты первичных наблюдений

2. Система научных понятий – отражение современных достижений медицины.

3. Личные взгляды автора

4. Заимствования из других источников

5. Общие места – «вода»

 

2) Разделение текста на смысловые фрагменты.

Смысловой фрагмент – это такой фрагмент, на основании которого может быть установлена связь между содержащимися в нем понятиями.

Если удается хотя бы одну связь – это уже достаточное основание для выделения смыслового фрагмента. Истинно значимый, для реализации базы данных фрагмент, определяется практической направленностью. Как правило, содержание любого смыслового фрагмента, понимается только в контексте – ближайшее окружение фрагмента.

Микроконтекст – непосредственное, ближайшее окружение (смысл предложения удается понять в контексте абзаца. Абзац – глава – параграф).

Макроконтекст – вся система научных понятий, которая существует в момент создания текста и некоторые понятия в тексте не расшифровываются.

Центральное звено извлечения знаний – понимание текста. Понимание – это формирование «второго текста», т.е воссоздание семантической структуры М1 в процессе формирования М2 .

«Второй текст» - совокупность понятий и семантических отношений, характеризующих связи между этими понятиями. Первый этап в структуризации информации для построения базы данных – формирование «второго текста», в нем выявлены не понятия, а связи между ними.

Структура представления одних и тех же фактов во «втором тексте» может иметь различные формы и на форму оказывает влияние источник информации.

Критерии понимания:

- два различных представления называются информационно-эквивалентными, если любое из них может быть восстановлено при наличии другого.

- две формы можно считать информационно-эквивалентными, если на их основе может быть получена одинаковая информация при проведении над этими формами одинаковых операций.

 

Связи между понятиями в представленном тексте:

  • эксплицитная – явная связь, как правило, учитывается при дроблении текста.
  • имплицитная – скрытые связи – разные, но связывают между собой понятия, не находящиеся в тексте близко.

Разные источники информации характеризуются разным количеством явных и скрытых связей.

Формируются определенные требования к когнитивному (распознавательному) стилю аналитика. Когнитивный (распознавательный) стиль – совокупность критериев предпочтения при решении задач.

 

Характеристики когнитивного стиля:

1) поленезависимость – отражение способности человека концентрировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи. Не зависит от «шумового поля» вокруг задачи. Пример: Шум создает ситуация при которой признак присутствует при некоторых заболеваниях

2) рефлексивность – склонность к рассудительности – в отличие от импульсивности – быстрое принятие недостаточно обоснованных решений. Исправление ошибок – безукоризненность.

3) гибкость – умение изменять подходы к решению задач в связи с изменением установок.

4) когнитивная эквивалентность – умение аналитика выделить понятия и правильно формулировать отражает способность аналитика к выявлению оснований деления понятий – к классификации.

 

Влияние источника информации на формирование второго текста. Критерий разделения источника информации: - фоновые

- специальные знания

Учебник – фоновые знания практически отсутствуют, ориентировано на человека, который с проблемой не знаком. Есть все необходимые и достаточные знания для понимания предмета.

Монография и руководство – подразумевает наличие фоновых знаний.

Научные статьи – большой объем фоновых знаний.

Методические рекомендации – концентраторы специальных знаний – самая сложная информация.

 

Завершающий этап создания «второго текста» - формирование поля знаний – условное описание понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области. Представляет собой модель знаний о предметной области, записанной на определенном языке.

1. В нем отсутствуют неточности в определении понятии.

2. Не используются устоявшиеся термины в новом смысле

3. Может быть не только символьным, но и графическим.

 

В нашем случае поле знаний представляется модель в виде дерева.

 

 

 

Практическая методология: принципы формирования «второго текста». Унификация представления.

Технические требования:

1). Рекомендации по представлению смысловых фрагментов. Шрифт Times New Roman 12пг черный. Одинарный межстрочный интервал. Отступ – 1, 25 см. Длина строки – 17см.

2). Любой смысловой фрагмент должен быть пронумерован.

СФ1

СФ2

3). Каждый фрагмент текста начинается с абзаца. Если очередной смысловой объект не является абзацем, то ему предшествует многоточие.

Первые

… Первые

4). После того, как приведен текст из источника, описывается к какому разделу поддержки врачебных решений относится выделенный фрагмент.

Решения:

В сокращенной форме указывается раздел.

1) КДЗ – установление диагноза заключений.

ДЗ – диагноз

СН – синдром

СК – симптомо-комплекс

ВС – вспомогательные

ВЗ - вспомог. заключ.

ЧП – числовая переменная

 

УДЗ «Гипертоническая болезнь»

 

2) УЭСЗ – установление элемента структуры заключения «сердечная недостаточность», «стадия»

Признаком, на основании которого можно выделить информацию, относящуюся к элементам структуры диагностического заключения, является описание деления соответствующего понятия по определенному основанию.

 

3) Дифференциальная диагностика. ДД «название» (артериальная гипертензия)

 

Сведения об источниках первичной информации используются для установления первичного заключения. Для первичной информации, относящейся к третьему этапу диагностического поиска, в смысловом фрагменте могут быть приведены атрибуты описываемых методов.

Может содержаться информация, состоящая из рекомендаций по назначению параклинических исследований, консультаций и лечению.

Смысловые функции. Могут содержать практические рекомендации (при уменьшении температуры – через три дня выписывать)

 

Информация в смысловом фрагменте может представлять собой общие слова или может не касаться решений в ходе диагностического поиска.

 

В одном и том же смысловом фрагменте может содержаться информация для нескольких систем принятия решений.

 

Следом за текстовым фрагментом курсивом приводятся предлагаемые сокращения.

ГБ – гипертоническая болезнь

ЭС – эссенциальная гипертензия

АД – артериальное давление

 

Сокращения могут быть использованы в составе понятий, но само понятие в сокращении представлено быть не может.

За сокращениями приводят синонимы (курсив) ясный, доходчивый, понимаемый, красивый материал

 

5) Формализованная и структурированная информация представляется курсивом того же размера, что и текст из источника информации

 

6) Все выделяемые понятия рекомендуются писать с заглавной буквы. Множественного числа в выделяемых понятиях следует избегать. При формулировке понятий следует иметь в виду, что выделение понятия в тексте медицинского документа, м.б. продолжением фразы «у больного выявлено».


Лекция 12 (1.12.03.)

Текстологический метод выявления знаний.

Требования: 1) Для формирования «второго текста» по смыслу.

2) Правильно оформить этот текст.

 

7). Все выявляемые понятия следует писать с большой буквой и избегать множественного числа. М.б. продолжением: «У больного выявлено…»

 

Пример: Смысловой фрагмент: Опухоли легких могут быть доброкачественными и злокачественными.

Понятия:

Опухоль легких. (классификация-бывают)

1) Доброкачественная опухоль легких (ОЛ)

2) Злокачественная ОЛ.

 

В описании понятий рекомендуется в сокращенном виде приводить названия ближайшего понятия, чтобы сохранить смысл контекста (только этого) смысл понятен и без контекста.

Технические требования: Понтия, между которыми выявлена связь, располагаются на соседних иерархических уровнях и сдвиг текущего иерархического уровня составляет 1, 25см.

 

8). Наименование отношения или связи между понятиями располагаются на более глубоком иерархическом уровне и заключаются в круглые скобки.

Наименования отношений состоит из двух частей:

1) в терминах источника информации

2) формальное наименование отношений

 

Пример: по микроскопическому строению различают плоскоклеточный рак, аденокарциному и плоскоклеточный рак.

 

Решения:

УЭДЗ «Классификация рака легких по микроскопическому строению» Если рассматриваемое понятие связано отношением классификации с другими понятиями, следовательно, они являются элементами диагностической структуры заключения, и этот элемент нужен для УЭДЗ.

 

9) Если в смысловом фрагменте выявлено несколько типов отношений, то любой из них должен быть представлен отдельной структурой.

Пример. Гипертоническая болезнь – заболевание, характеризующееся повышением уровня артериального давления, что обусловлено суммой генетических и внешних факторов.

 

Гипертоническая болезнь

Повышение уровня АД при ГБ (признаковая связь)

Гипертоническая болезнь (обусловлена – причины)

Генетический фактор

Внешний фактор

 

Разные типы связи необходимы для разных этапов диагностики:

1) признаковая – основная связь

2) классификационная

3) причинно-следственное: для диагностики могут использовать, если имеют характер антологической необходимости: выявив причину, неизбежно наступит следствие: логическая необходимость. Логическая необходимость.

Если тип не определен, пишем как в формальной логике.

 

10) Для любого структурированного фрагмента должен быть приведен источник информации, позволяющий идентифицировать понятие.

Источники информации (курсив).

Очень важно помнить о классификации информации по критерию источник-приемник. Расспрос, осмотр, данные инструментального исследования, лабораторные исследования.

Источник информации в тексте может быть явно не представлен. Важно осмыслить – установить понятие на основании макрохарактеристики или интерпретации первичной информации (фрагмент вопросника, на основании которого эта информация может быть получена или фрагмент бланка консультации или лабораторного исследования). Макрохарактеристики: следует ожидать в дальнейших разделах текста и связь с другими понятиями меньшей общности.

 

Пример: Поражение мозга при третьей стадии ГБ характеризуется приходящими нарушениями мозгового кровообращения, энцефалопатии, инсультами.

 

Структура:

Поражение мозга при 3 стадии ГБ

(признаки)

Приходящие нарушения мозгового кровообращения.

Энцефалопатии

Инсульт

 

Источники информации.

(анамнез)

В анамнезе приходящие нарушения мозгового кровообращения

Энцефалопатии

Инсульт

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.