Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сфера услуг






Главной задачей развития сферы услуг является обеспечение национальной экономики и населения вне зависимости от места проживания высококачественными услугами по доступным ценам и повышение экспортного потенциала страны.

Акцент должен быть сделан на ускоренное развитие новых видов услуг – информационных, телекоммуникационных, финансовых, логистических, услуг рыночной инфраструктуры, развитие аутсорсинга, способствующих ускорению экономического роста, а также социальных услуг, повышающих качество жизни населения. Предстоит расширить применение информационно-коммуникационных технологий в медицине, образовании, создать транспортно-логистические центры, активнее развивать электронную торговлю.

Решение поставленной задачи по увеличению объемов и расширению ассортимента услуг будет обеспечено на основе привлечения отечественного и иностранного капитала, государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов в сфере услуг, в том числе по созданию необходимой инфраструктуры.

Предусматривается дальнейшее формирование в сфере услуг крупных конкурентоспособных организаций, интегрированных структур, в том числе сетей, кластеров, создание совместных предприятий (торгово-промышленные холдинги, туристические кластеры).

Особое внимание будет уделено развитию сферы услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях, прежде всего путем привлечения инвестиций в развитие транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктур.

Транспорт. Основными задачами развития транспорта являются увеличение объемов предоставляемых услуг по перевозке пассажиров и грузов, повышение их качества, доступности и безопасности, рост экспорта транспортных услуг.

В области дорожного хозяйства предстоит продолжить развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси, строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог, разработку и внедрение автоматизированной системы мониторинга эксплуатационной надежности мостовых сооружений, развитие автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В целях повышения технического уровня республиканских автомобильных дорог предполагается их реконструкция по параметрам I категории в направлениях от г. Минска к областным центрам, завершение строительства обхода территории Национального парка «Беловежская пуща», первой очереди второй кольцевой дороги вокруг г. Минска. В результате к концу 2015 года протяженность республиканских автомобильных дорог I категории составит более 1, 4 тыс. километров.

Дальнейшее качественное развитие получит автомобильный транспорт. Предусматривается активизация работы по обновлению и пополнению парка подвижного состава автобусов, в первую очередь малой и средней вместимости, приобретение более 2 тыс. грузовых автомобилей. В целях минимизации вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду предстоит поэтапная реструктуризация парка подвижного состава за счет увеличения количества автомобилей, отвечающих современным экологическим стандартам, а также с использованием газа в качестве моторного топлива вместо бензина. Намечается развитие маршрутной сети внутриреспубликанских автомобильных перевозок, внедрение современных систем и технических средств автоматизированного управления движением автобусов на городских и пригородных маршрутах, а также автоматизированной системы контроля, учета и анализа параметров работы транспортных средств.

Особое внимание в текущем пятилетии будет уделено развитию экспортного потенциала грузоперевозок. В этих целях предусматриваются создание современной логистической системы за счет строительства на территории республики 18 транспортно-логистических центров, дополнительно 168 объектов придорожного сервиса, сокращение процедур таможенного оформления транзитных грузов.

В области железнодорожного транспорта будет продолжена работа по электрификации Белорусской железной дороги, техническому переоснащению и обновлению подвижного состава, его эффективному использованию, модернизации грузовых терминалов и железнодорожных путей, систем сигнализации, связи и электроснабжения. В рамках формирования Единого экономического пространства предстоит унифицировать тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, более активно задействовать отечественный транспортный потенциал.

Намечен комплекс мер по развитию скоростных перевозок пассажиров. Предусматривается введение ускоренных дневных пассажирских поездов в г. Минске, в республиканском и межобластном сообщении, между городами Минском и Вильнюсом. Предстоит внедрение системы продажи электронных железнодорожных билетов с использованием сети Интернет и мобильной связи.

В области воздушного транспорта в целях обеспечения авиационной безопасности предстоит провести техническую реконструкцию и модернизацию аэродромов, аэропортов, наземной инфраструктуры навигации, приобрести средне- и ближнемагистральные пассажирские самолеты. В Национальном аэропорту Минск предусматриваются формирование хабового узла международного уровня, реконструкция аэровокзального комплекса с созданием современного пассажирского терминала и строительством второй взлетно-посадочной полосы, создание Центра по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и Центра бизнес-авиации для оказания современных услуг по техническому обслуживанию воздушных судов.

В области водного транспорта пассажирские перевозки следует скоординировать с развитием туристических услуг. Предполагается создание смешанных железнодорожно-водных, автомобильно-водных туристических перевозок с использованием маломерных судов. Будут продолжены работы по реконструкции Днепровско-Бугского и Королевского каналов со строительством низконапорных ГЭС.

Реализация намеченных мероприятий позволит повысить валовую добавленную стоимость транспортных услуг в 1, 7–1, 8 раза за пятилетие и обеспечить рост их экспорта в 3, 1 раза.

Основополагающая роль отводится внедрению информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и формированию современной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Связь. Важнейшими задачами развития связи как одного из наиболее значимых компонентов ИКТ являются стимулирование развития современных сетей электросвязи и внедрение новых услуг связи.

Продолжится работа по модернизации и развитию сетей передачи данных с переходом на современные Интернет-технологии, строительству волоконно-оптических линий связи непосредственно до потребителя, что позволит увеличить скоростной потенциал до 100 мегабит в секунду.

Предусматривается переход к мультисервисным сетям электросвязи, основанным на использовании единой аппаратно-программной платформы. Предстоит активизировать работу по внедрению услуг сотовой подвижной электросвязи четвертого поколения, расширению внешнего шлюза доступа в сеть Интернет и пропускной способности оборудования электросвязи для пропуска трафика сети передачи данных.

Особое внимание будет уделено развитию услуг широкополосного доступа в глобальную компьютерную сеть Интернет и дополнительных услуг сети передачи данных с увеличением количества портов стационарного широкополосного доступа до 3 млн. портов в 2015 году.

В текущем пятилетии будет завершен переход к эфирному телевизионному вещанию в цифровом формате, что обеспечит возможность приема пакета телевизионных программ на всей территории Республики Беларусь.

Дальнейшее развитие получат услуги почтовой связи на основе современных информационных технологий.

Развитие услуг в области ИКТ будет направлено на формирование в республике информационного общества на инновационной основе, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства.

Для этого предусматривается создание национального электронного контента электронного правительства с соответствующими сервисами в сферах здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения. Предполагается формирование и обеспечение функционирования государственной системы предоставления информационных услуг, в результате чего доля интегрированных через общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных ресурсов, использующихся для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов, не менее чем на 50 процентов будет сокращено время ожидания результатов оказания услуги.

Развитие ИКТ основано на повышении конкурентоспособности и увеличении потенциала информационных технологий. С учетом значимости проблемы важная роль отводится повышению квалификации специалистов на рынке услуг ИКТ, что потребует совершенствования учебных планов и подготовки специалистов по таким отсутствующим в настоящее время специальностям, как бизнес-аналитик, системный архитектор и другие.

В числе первоочередных мер – непрерывная модернизация инфраструктуры ИКТ до уровня наиболее передовых стран Европейского союза. Будет реализован комплекс мер по созданию бизнес-инкубаторов с поддержкой государства и центров трансфера технологий, развитию всех форм финансирования, включая венчурное, для создания небольших компаний ИКТ.

Необходимым условием является активизация спроса на услуги компаний ИКТ путем развития рынка аутсорсинговых работ и иных услуг в этой области, дальнейшей автоматизации бухгалтерского учета, разработки программного обеспечения по планированию и оптимизации ресурсов производства, информационного сопровождения контроля качества технологических процессов в промышленности и сельском хозяйстве. Перспективным направлением бизнеса будут консалтинговые услуги по системам менеджмента качества на предприятии.

Особое внимание и меры содействия будут оказываться активизации предпринимательской инициативы в сфере ИКТ. В этих целях предусматривается развитие образовательных программ по вопросам предпринимательства, начиная со средней и заканчивая высшей школой, а также в рамках непрерывного образования.

Реализация намеченных мер обеспечит рост валовой добавленной стоимости в связи в 1, 7–1, 8 раза за пятилетие, экспорта услуг в сфере ИКТ – в 3, 5–4 раза.

Торговля. Основной целью развития торговли является стабильное удовлетворение платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Приоритетным направлением станет развитие электронной торговли путем формирования национальной электронной товаропроводящей сети. Намечено открытие интернет-магазинов организациями, осуществляющими производство потребительских товаров. Более широкое развитие получат такие качественно новые системы электронных платежей, как мобильный банкинг и интернет-банкинг. Предусматривается создание единой унифицированной базы данных о товарах и услугах, информационной системы банка электронных паспортов товаров.

Продолжится развитие торговой инфраструктуры. Одним из основных элементов товаропроводящей сети Республики Беларусь станут торгово-логистические центры. В текущем пятилетии намечено строительство более 1, 5 тыс. магазинов. При этом большинство из них будут оснащены платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек.

Развитие розничной торговли будет основываться на увеличении количества современных торговых центров (гипермаркеты, супермаркеты) при сокращении объемов продаж на рынках, в павильонах, киосках. В районных центрах планируется открыть 21 новый супермаркет. Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры с минимальными торговыми надбавками для малообеспеченных граждан).

В системе Белкоопсоюза в каждом райцентре намечено создание современных торговых объектов площадью 250 кв. метров и более, строительство торговых мини-магазинов шаговой доступности с площадью до 100 кв. метров, в том числе на автотрассах.

Предусматривается комплекс мер по стимулированию развития торговли в сельской местности путем создания небольших магазинов по торговле товарами повседневного спроса. Для жителей малонаселенных сельских территорий, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, будет расширена развозная торговля. Для этого дополнительно планируется организовать 56 автомагазинов, увеличить число заездов в каждый сельский населенный пункт.

В целях приближения товара к покупателю предусматривается развитие мелкорозничной торговой сети в местах отдыха, развлечений и проведения массовых мероприятий. Намечена организация оказания широкого круга дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг в магазинах и торговых центрах.

В целом реализация намеченных мер позволит увеличить за пятилетие объем розничного товарооборота в 1, 7–1, 8 раза, повысить обеспеченность торговыми площадями до 600 кв. метров на 1 тыс. жителей, создать современную инфраструктуру и эффективную систему товародвижения.

Общественное питание. Целью развития общественного питания является обеспечение различных категорий населения высококачественными услугами питания в широком ассортименте, а также их доступности по ценовому и территориальному факторам.

Предусматривается комплекс мер по развитию сети объектов общественного питания и их размещению в сфере бытового обслуживания, по месту работы и учебы, в местах отдыха и туризма.

Намечено открытие многофункциональных объектов семейного досуга, а также специализированных объектов питания, основанных на традициях белорусской и других национальных кухонь, а также рыбных, диетических, вегетарианских.

Предусматривается развитие инфраструктуры придорожного сервиса, включая создание придорожных сетевых объектов общественного питания, имеющих свой бренд, ориентированных на средний ценовой диапазон.

Получат развитие услуги по доставке готовой пищи (кейтеринг), в том числе для обслуживания банкетов, деловых приемов.

Будут внедрены современные технологии приготовления пищи на основе высокотехнологичного и энергосберегающего оборудования, в частности технологии шокового охлаждения кулинарной продукции.

Количество объектов общественного питания, в том числе быстрого обслуживания и придорожного сервиса, специализированных объектов к 2015 году возрастет на 1, 5 тыс. единиц, обеспеченность местами в общедоступных объектах общественного питания составит 40 мест на 1 тыс. человек.

Реализация намеченных мер позволит увеличить объемы розничного товарооборота общественного питания в 1, 5 раза за пятилетие, приблизиться к европейским стандартам по обеспечению населения местами в общедоступных объектах общественного питания.

Бытовое обслуживание. Наиболее интенсивно будут развиваться услуги ремонтно-восстановительного характера, в том числе техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств, машин и оборудования, ремонт и строительство жилья, обслуживание вычислительной техники. Будет расширена сфера деятельности клиринговых организаций.

Продолжится развитие крупных сервисных центров, имеющих разветвленную структуру филиалов и приемных пунктов, техническую базу для ремонта бытовой электроники, а также развитие авторизованных сервисных центров производителей бытовой техники.

Намечено обновление в районных центрах и других малых и средних городских поселениях производственных мощностей по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения, ремонту одежды и обуви. Предусматривается также дальнейшее развитие стационарной сети бытового обслуживания в сельской местности и выездных форм обслуживания сельского населения.

В течение пяти лет планируется открытие не менее 2 тыс. объектов бытового обслуживания, что обеспечит их доступность для населения.

Туризм. Цель развития туризма – создание эффективного конкурентоспособного туристического комплекса, позволяющего наиболее полно удовлетворить потребности белорусских и иностранных туристов при рациональном использовании и сохранении историко-культурного наследия и природных ресурсов страны.

Для этого необходимо максимальное вовлечение в туристический оборот объектов историко-культурного наследия и природных лечебных ресурсов Беларуси. В этих целях будут продолжены работы по завершению реставрации и реконструкции 50 объектов историко-культурного наследия. При этом основным рычагом развития должен стать частный бизнес, что потребует совершенствования механизма привлечения частных инвестиций в модернизацию объектов туристической индустрии.

В республике будет проводиться целенаправленная работа по развитию оздоровительного туризма на основе укрепления санаторно-курортной базы.

Приоритетное развитие получат агроэкотуризм, рекреационный, водный, спортивный и другие виды туризма.

Планируется инициирование разработки международных туристических маршрутов со странами-соседями (Россия, Украина, Литва, Латвия, Польша), в том числе трансграничных по перспективным видам туризма.

Будут активно продвигаться национальные туры на мировой туристический рынок с одновременным повышением качества туристических услуг и обслуживания туристов.

Маркетинговая стратегия по развитию туризма будет направлена на создание системы брендов, интернет-сайтов и туристско-информационных терминалов, туристической онлайн-навигации, переход к электронным формам подачи рекламной информации о туристических возможностях Беларуси, обеспечение возможности интерактивного участия в турах и реконструкции исторических событий.

Развитию агроэкотуризма будет способствовать создание бренда «Белорусская деревня», проведение традиционных праздников и обрядов («Купалле», «Калядкі», «Гуканне вясны»). Планируется создать 220 объектов агроэкотуризма (агроусадеб).

Необходимым условием развития туризма является принятие правовых норм по упрощению визового, таможенного и пограничного режимов для иностранных туристов и страхованию иностранных инвестиций, а также повышение роли регионов в развитии туризма.

Важным направлением деятельности является повышение качества услуг гостиничного сервиса. Спрос на эти услуги имеет устойчивый характер, что обусловлено географическим положением республики, развитием туристической активности и проведением различного рода мероприятий мирового уровня.

Наряду с реконструкцией и расширением действующих гостиниц в предстоящие пять лет будет продолжено интенсивное строительство гостиниц за счет бюджетных средств регионов, кредитных ресурсов и средств инвесторов. При этом строительство объектов гостиничного хозяйства предусматривается в комплексе с реконструируемыми и реставрируемыми объектами историко-культурного наследия Беларуси.

Одновременно с высококлассными отелями получат развитие малые частные гостиницы, в том числе в курортных зонах, на базе квартир, расположенных в центральных кварталах городов, а также на автомагистралях в комплексе с объектами придорожного сервиса.

Развитие туристических услуг и высокий уровень обслуживания туристов будет обеспечиваться за счет повышения качества этих услуг и подготовки кадров до уровня международных стандартов. В целом за пятилетие прогнозируется рост экспорта туристических услуг в 3, 5 раза, объемов услуг придорожного сервиса – в 2, 5–3 раза.

Жилищно-коммунальные услуги. Главными задачами развития жилищно-коммунального хозяйства являются дальнейшее повышение надежности и эффективности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение их доступности для потребителей.

Важнейшими направлениями деятельности в жилищно-коммунальной сфере должны стать улучшение технического состояния жилищного фонда и повышение эффективности его эксплуатации, снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг.

В предстоящем периоде основные усилия предполагается направить на реализацию комплекса мер по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов, затрат и потерь в системе жилищно-коммунального хозяйства, соблюдение режимов жесткой экономии и бережливости на всех технологических этапах производства – потребления услуг за счет энергосбережения, сокращения непроизводительных расходов. В связи с этим будет продолжена работа по внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, замене устаревшего оборудования на энергоэффективное, модернизации сетей, более широкому использованию местных видов топлива.

В целях улучшения технического состояния жилищного фонда предусматривается увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда не менее чем в 2 раза.

Предполагается постепенная передача оказания отдельных видов коммунальных услуг от организаций коммунальной формы собственности на конкурсной основе в негосударственный сектор с сохранением при этом перечня коммунальных услуг, тарифы на которые регулируются государством.

Особое внимание будет уделено улучшению благоустройства и развитию инфраструктуры населенных пунктов. Намечено проведение комплекса работ по благоустройству придомовых территорий, устройству площадок для временной парковки легковых автомобилей.

В числе важных мер – обеспечение надежности систем водоснабжения и водоотведения. Планируется снизить на 5 процентов потери воды из систем подачи и распределения.

В целях экономии топлива и энергоресурсов продолжится работа по оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, включая централизацию (децентрализацию) тепловых источников.

Поставлена задача полного охвата городского населения раздельным сбором коммунальных отходов. В каждом регионе республики намечено строительство мусороперерабатывающих заводов.

Обязательными условиями улучшения качества жилищно-коммунальных услуг будут являться демонополизация и формирование конкурентной среды в данной сфере.

Более широкое развитие получат маркетинговые, консалтинговые, рекламные, рекрутинговые, брокерские и рейтинговые, а также риэлтерские услуги.

Результатом реализации намеченных мер станет повышение удельного веса сферы услуг в ВВП до 50 процентов (против 43 процентов в 2010 году). Доля работающих в сфере услуг в общей численности занятых в экономике в 2015 году достигнет 58 процентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.