Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Каюм Насыйри (1825-1902) – основоположник татарской детской литературы






Одним из виднейших представителей татарского просветительства был энциклопедически образованный ученый и писатель, педагог Каюм Насыйри (Габдулкаюм Габделнасырович Насыров).

Родился будущий просветитель 14(2) февраля 1825 года в селе Верхний Ширдан Свияжского уезда Казанской губернии.

После обучения грамоте у своего отца, для продолжения образования в 1841 году он прибывает в Казань. Здесь он на протяжении 15 лет учится в одном из признанных мусульманских учебных заведений того времени. Одновременно с учебой в медресе изучает русский язык, а после выхода из медресе в качестве вольнослушателя посещает лекции в Казанском государственном университете и устанавливает связь с русскими учеными. Учеба в медресе позволила ему освоить прогрессивные традиции культуры мусульманского Востока. Посещение же занятий в Казанском университете и общение с русскими учеными открыли перед ним возможность приобщения к русской и европейской культуре.

Каюм Насыйри оставил глубокий след в истории татарской культуры и общественной мысли. Его внимание привлекли научные, морально-этические, педагогические, эстетические проблемы. Всесторонняя подготовка позволила ему дать всеохватывающий анализ тех проблем, которые встали перед татарским народом в период его национального пробуждения.

Педагогическая деятельность Каюма Насыйри начинается в 1855 году, когда он начинает преподавать татарский язык в Духовной семинарии. Здесь он знакомится с прославленными русскими педагогами и совершенствует свой русский язык. Затем он преподает русский язык татарским детям.

В этот же период Каюм Насыйри прилагает немало сил для открытия светских школ для татарских детей.

С 1879 года Каюм Насыйри начинает заниматься научной деятельностью, причем охват его научных познаний был настолько широк, что многие исследователи ставят его на один уровень с Ломоносовым. Каюм Насыйри вместе с другим татарским ученым-просветителем Шигабутдином Марджани посещает заседания Общества археологии, истории и этнографии при КГУ, где выступает с научными докладами. В 1885 году издает свой сборник научных трудов. За свою долгую жизнь (прожил до 77 лет, умер в 1902 году) Каюм Насыйри издал более 40 научных трудов по различным областям знаний. Кроме того, после себя оставил богатый рукописный фонд.

Литературная деятельность Каюма Насыйри.

Уже в первые годы своего творчества Каюм Насыйри понимал, что на татарском языке нет произведений, которые были бы доступны широкому кругу читателей, а внимание татарской детской литературе вообще не уделено. Поэтому он прилагает много усилий для формирования и развития этой области. Он начинает свою литературную деятельность с создания учебников для детей. Первое его произведение «Буш вакыт» создано специально для детей в 1860. Это произведение написано в научно-популярном стиле. Во введении автор отмечает, что ставил перед собой задачу ознакомить читателей со многими непонятными явлениями и событиями, происходящими в жизни с научной точки зрения. Автор использовал в книге очень много научных сведений и литературного материала. Так, в книге много интересных рассказов о временах года, о животных, растениях, земле, воздухе, минералах и т.д., 44 страницы книги занимает татарско-русский словарь. Большой ценностью этой книги было то, что она была написана на родном для детей татарском языке.

Наряду с созданием оригинальных произведений Каюм Насыйри проводил большую работу по отбору лучших произведений: повестей, рассказов, новелл, созданных на персидском, арабском, турецком языках и переводу их на татарский язык. Каюм Насыйри обогатил татарскую детскую литературу такими удачными переводами, как «Абугалисина», «Повесть о сорока визирях» и других произведений.

Наиболее популярным среди юных читателей стала повесть-сказка «Абугалисина» (1872). Это произведение о великом мыслителе, ученом, враче средневековья Авиценне. Насыйри создал его, основываясь на книге турецкого писателя Саида Яхьи, а также на основе различных восточных легенд, представляющих ученого-мыслителя сказочным героем.

В образе главного героя повести Абугалисина Каюм Насыри воплощает важнейший просветительский идеал – силу человеческого разума. Он подвергается многочисленным испытаниям и из них выходит победителем, главным образом благодаря своему уму, обширным знаниям и находчивости. В числе тех, кто терпит поражения в спорах или столкновениях с Абугалисиной, чаще оказываются цари и визири. Изображение властителей мира прошлого невежественными и глупыми людьми имело отношение к настоящему. Ибо автор в своем произведении не только пропагандировал просветительские идеи и идеалы. Он в иносказательной форме разоблачал и некоторые негативные стороны современной ему действительности. В частности, зло высмеиваются проявление невежества, отсталость нравов, пренебрежение к знаниям, распространенные особенно среди верхних слоев татарского общества. При этом автор часто обращается к юмору и сатире.

В 1879-1884 гг. Каюм Насыйри пишет одно из самых объемных произведений «Плоды собеседования о литературе». Сначала под названием «Сорок садов» он издает сокращенный вариант этого произведения, а потом полный. В этой книге освещаются вопросы, имеющие прямое отношение к жизни людей, даются советы, как поступить в той или иной проблемной ситуации. Каждый поднятый вопрос иллюстрируется афоризмами, баснями, новеллами и анекдотами. Автор останавливается на значении пословиц, загадок и т.д.

На деятельности К.Насыйри в области изучения татарского фольклора нужно остановиться особо. К.Насыйри был неутомимым исследователем. Он выезжал в деревни для сбора материала по истории, памятникам культуры и устного народного творчества и на этой основе создавал произведения о прошлом татарского народа, популяризировал его культуру. Им опубликованы десятки таких трудов. К.Насыйри считается основоположником татарского фольклора.

Фольклорные образцы, собранные ученым весьма способствовали развитию детской литературы. Он исследовал особенности каждого жанра и вводил в содержание своих книг для детей (например, сказки «Падчерица», «Медведь, который дружит с Лисой», «Три сестры» и другие).

Еще одна из заслуг К.Насыйри – это создание книг по воспитанию: Духовное наставление» (1881), «Книга о воспитании» (1891). До сих пор эти труды актуальны в педагогике.

Деятельность К.Насыйри и его единомышленников из числа просветителей ознаменовала важный скачок в духовной жизни народа. От просветителей, среди которых К.Насыйри был одним из выдающихся, берет начало новая струя в татарской литературе, в том числе и детской.

 

Тема 5. Татарская детская литература начала 20 в.: общая характеристика

Начало XX векав. ознаменовано обновлением татарской литературы и развитием национального образования. Этим процессам особенно содействовала буржуазно-демократическая литература 1905 г. В этот период открывались новые школы, создавались новые учебные программы, издавались учебные пособия и книги.

В начале века в татарскую литературу пришли такие талантливые писатели, как Г. Тукай, Ф.Амирхан, М.Гафури, Г.Ибрагимов, Дердменд, Г.Исхаки и др. С появлением их творчества татарская литература, в том числе и детская, встает на новый путь развития. Художественность берет вверх над дидактизмом и схематизмом, появляется детская проза и поэзия, учебно-познавательные, научно-популярные книги для детей.

В этот период проводится большая работа по переводу произведений русской и мировой классической литературы: Л.Толстой, А.Пушкин, И.Крылов, Н.Гоголь, Дефо, Андерсен, Твен, Ж.Верн и др.

В свете новых тенденций в Москве, С. –Петербурге, Казани, Оренбурге зарождается татарская периодика. Во многих газетах и журналах создаются отдельные рубрики для детей (журналы: «Воспитание», «Светлый путь» и др.). Эти издания вносят большой вклад в развитие детской литературы.

Таким образом, в начале XX века татарская детская литература получила свое бурное развитие, были созданы прекрасные образцы детских произведений великими мастерами слова, среди которых видное место занимает творчество Г.Тукая и Ф.Амирхана.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.