Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный дефицит и управления государственным долгом






ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день интерес финансистов к проблемам долгового кризиса довольно высок. К текущему моменту практически во всех странах сложилась долговая экономическая система.

Стремительный рост объемов государственных долгов, критическая величина расходов на его обслуживание при приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние два года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

 

 

Бюджетный дефицит и управления государственным долгом

1.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность, причины, виды

Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет).

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Таким образом, возникает бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) Внутренние источники:

ü кредиты, полученные страной от кредитных организаций в государственной валюте;

ü государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

ü бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;

2) Внешние источники:

ü государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг;

ü кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственные займы - разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором.

По видам доходности различают:

ü процентные займы (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке);

ü выигрышные займы (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения.

Государственный долг - это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним.

Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента.

Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.

По срокам существования задолженности различают:

ü Краткосрочная внешняя задолженность сроком до 1 года;

ü Среднесрочная внешняя задолженность сроком от 1 года до 5 лет;

ü Долгосрочная внешняя задолженность сроком свыше 5 лет.

По сроку наступления платежа внешние задолженности разделяют:

ü Текущие - внешняя задолженность, срок платежа по которой наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.

ü Капитальные- внешняя задолженность, срок платежа по которой еще не наступил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.