Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы нравственного воспитания






Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Прежде всего он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения.
Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Вступая в самые различные отношения с другими людьми, подражая им вольно или невольно или, наоборот, отвергая их привычки, установки индивид тем самым формирует в себе определенные нравственные качества. Как именно — многое зависит от случайных факторов. Здесь уж действительно — кому как повезет. Наконец, надо иметь в виду, что индивид, чаще всего, не является пассивным объектом воздействия, но пытается делать отбор внешних воздействий, направлять свои познавательные, психологические и другие устремления. Словом, каждый человек в той или иной мере занимается и самовоспитанием. И оно идет непрерывно, ибо каждый человек постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает и в своем, и в чужом поведении, размышляет о своей судьбе и судьбах окружающих и т. д. Такие " разборки" оставляют свой след в нравственном сознании индивида, сказываются на его поведении. Конечно, уровень, направленность самовоспитания у различных людей неодинакова.
В процессе воспитания используют самые различные средства. Их можно условно подразделить на вербальные (от лат. vегbalis- слово) и деятельные. В первом случае воспитатель действует главным образом, словом, которое, как известно, может вызывать самые разнообразные чувства, образы, мысли. Словом, пользовались в качестве средства воздействия на сознание человека с древнейших времен. Современный воспитатель, разумеется, не может не обращаться к помощи слова, использовать свои чувства, художественную культуру, ораторское искусство. Конечно, учитывая современную общую культуру населения, воспитатель в процессе вербального воздействия должен прибегать к диалогу с воспитуемым. Учитывая, что каждый человек, в том числе и молодой, обладает определенной культурой, свободной волей, сам процесс воспитания целесообразно строить как сотрудничество, сотворчество, сопереживание, а не механическое заучивание какого-то набора норм, предписаний, ибо в последнем случае они станут просто неработающим грузом. Здесь уместно привести слова Вл. Соловьева о том, что добрый смысл жизни (как и другие нравственные ценности) не может быть " принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом".

 

Деятельные средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы позитивно направленной социальной активности: в трудовую, учебную, политическую, религиозную и т.д. Воспитание студента, например, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса. Уже 15 веков назад Демокрит писал: " Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд". И конечно, не только стыд, но и сознание долга, ответственности, чести и достоинства и многое другое. Здесь вновь надо вспомнить о том, что нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания -— трудовое, правовое, политическое, религиозное и т.д. Например, именно в труде, трудовом воспитании, повторим, формируются такие нравственные качества, как стойкость, терпение, умение преодолевать трудности и др. Следует также выделять и формы воспитания. Они бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. Не случайно в религиозных общинах издавна особое внимание уделялось именно индивидуальному воспитанию, общению рядового верующего и духовника (священнослужителя). В этом плане особенно характерно таинство исповеди (покаяния) в христианстве.
Но эффективность индивидуального воспитания имеет свои пределы, обусловленные уровнем культуры, методической грамотности наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, которые, кстати говоря, могут и не сложиться или быть поверхностными.
В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение, заражение, взаимовнушение и др.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека.
Ты отметили наиболее типичные средства и формы приобщения человека к нравственной культуре. В реальной жизни они находятся в теснейшем переплетении, взаимопроникновении. Но важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело единый стержень, чтобы содержание личной беседы не находилось в вопиющем противоречии с реальным поведением, чтобы на митингах и лекциях говорилось примерно одно и то же, утверждались те же нравственные принципы, которые провозглашались в частных беседах. Иначе недалек путь к моральному релятивизму и даже цинизму. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения. Здесь особенно велика роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.