Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное воспитание в жизни общества






Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека — " наставить душу к добру и злу". Другой выдающийся философ античности — Демокрит писал следующее: " Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении " Политика" резонно отмечал, что " законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб". Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание — воспроизводство духовное — является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, " не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. (О взаимоотношении морали и права, политики, религии мы говорили ранее).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.