Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы организации управленческого учёта

 

1. Сущность, значение и основные понятия

бухгалтерского управленческого учёта

 

Управленческий учет – это управление экономическим субъектом через планирование, контроль и регулирование управленческой деятельности и процесса принятия решений.

В основе управленческого учета лежит система эффективного управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Бухгалтерский учет призван обеспечить руководителей, специалистов информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Рыночная экономика предполагает полную хозяйственную и финансовую самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, определении рынков сбыта, цены и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования. В этой связи появляется необходимость создания управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Это привело к делению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Бухгалтерский управленческий учет в организации должен обеспечивать управленческий аппарат информацией, необходимой для планирования, управления и контроля над деятельностью предприятия. Бухгалтерский управленческий учет есть продолжение финансового учета, имеет с ним определенную взаимосвязь и различия. Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений. Основной целью бухгалтерского управленческого учета является калькулирование себестоимости, выполнение альтернативных расчетов по решению одной задачи. В бухгалтерском управленческом учете используются следующие методы:

· рабочие приемы бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

· индексный метод;

· приемы экономического анализа (нормативный, цепных подстановок и др.);

· математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.);

Управленческий учет сформировался на базе производственного учета. Производственный учет призван следить за издержками, их отклонениями и выявлять резервы. Основным направлением производственного учета является учет издержек по:

· видам деятельности, работ и услуг;

· местам их возникновения и центрам ответственности;

· носителям затрат.

Основные цели управленческого учета:

· создание интегрированной системы учета затрат и доходов;

· нормирование затрат;

· планирование, контроль и анализ затрат;

· бюджетирование;

· обеспечение базы для ценообразования;

· оказание информационной помощи финансовым менеджерам в принятии оперативных управленческих решений;

· контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и центров ответственности;

· выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Как известно, в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.

Так, под системой управленческого учета на предприятии нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета; нормирование, планирование, контроль и анализ в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Целью бухгалтерского управленческого учёта является информационная поддержка тактических и стратегических решений руководящего состава предприятия для контроля за реальным производственно-финансовым результатом, фактически достигнутым за счёт организации производства продукции и проведения предприятием финансовой политики в части осуществления расходов, формирования издержек производства и себестоимости продукции.

Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами подсистема учета является интегрированной (монистической, однокруговой).

Если система управленческого учета автономная (замкнутая), то используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.

Важнейшей характеристикой систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает в себя разработку норм на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление нормативной калькуляции и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов.

В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость производства можно выделить систему полного включения затрат в себестоимость продукции, т.е. традиционный учет полной себестоимости, и подсистему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, т.е. «дирeкт-костинг».

Поскольку такой признак организации управленческой бухгалтерии, как учет полных затрат, или «директ-костинг», существенен и влияет на организацию практически всех элементов подсистемы управленческого учета, они многообразны и определяются многими факторами.

Основным организационным вопросом в управленческом учете является необходимость детализации плана счетов. Детализацию плана счетов определяют виды анализа, которые руководство стремиться осуществлять более или менее регулярно. По сути дела, она зависит от «детальных расширений», которые необходимы для каждой статьи затрат, доходов или активов.

Бухгалтерская база должна быть расширена, если организации нужно разделить элементы постоянных и переменных затрат. Такое расширение может стать необходимым, если организации требуется краткосрочный анализ альтернативных затрат или внутрипроизводственная отчетность о доходах с разделением в ней постоянных и переменных затрат.

Не существует «идеального» уровня детализации структуры счетов. Руководство должно само провести анализ показателей выгоды и затрат. Организации страдают скорее от недостаточной, чем от чрезмерной детализации бухгалтерской базы данных.

Таким образом, управленческий учёт является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

 

2 Нормативное регулирование бухгалтерского управленческого учёта в Российской Федерации

 

Ведение бухгалтерского учёта является обязательным во всех организациях и учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от организационно–правовых и отраслевых особенностей их деятельности.

В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учёта, которое имеет своими основными целями:

· обеспечение единообразия ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

· составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходов и расходов, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учёте» включает четыре уровня.

Первый уровень — федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта на предприятии.

Основным документом, определяющим правовую основу организации и ведения бухгалтерского учёта, является Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г. № 129–ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.1998г.№ 123–ФЗ). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая – от 30 ноября 1994г. № 51–ФЗ, часть вторая – от 26 января 1996г. № 14–ФЗ), федеральные законы «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. №222–ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88–ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. №208–ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными учётными стандартами финансовой отчётности» от 06 марта 1998г. №283 и др.

Второй уровень — нормативное регулирование, которое устанавливает общие правила (стандарты) ведения бухгалтерского учёта и отчётности. Нормативное регулирование осуществляют органы государственного управления: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат России, Центральный банк РФ и др. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в виде положений (стандартов) по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности.

Учётный стандарт можно определить как свод общих правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определенного объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учёте и отчётности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности.

К ним относятся положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) отдельных объектов и фактов хозяйственной жизни организации, в частности:

· Приказ от 29 июля 1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации»;

· ПБУ 1/08 «Учётная политика организации»;

· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;

· ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»;

· ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

· ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

· ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль».

Из перечисленных положений особенно важным является Положение 1/98 «Учётная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учёта (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учётной политики и др.).

Третий уровень — методологическое регулирование, которое определяет конкретные правила и рекомендации по учёту отдельных хозяйственных операций и объектов бухгалтерского учёта. К ним относятся инструкции, рекомендации, которые утверждаются Министерством финансов РФ и другими органами, методические указания и т.п., в частности:

· План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению:

· Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств;

· Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства;

· Инструкции о формировании годовой и квартальной отчётности и др.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учётные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Четвёртый уровень — отраслевое (ведомственное) регулирование со стороны отраслевых министерств и ведомств в соответствии с их полномочиями.

Эти органы управления могут издавать инструктивные письма, приказы, рекомендации, указания по отражению в бухгалтерском учёте и отчетности специфических хозяйственных операций, процессов и объектов их деятельности. Например, приказы и инструкции Центрального банка РФ по ведению бухгалтерского учета в банках и кредитных организациях; отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в торговле, общественном питании, транспорте, строительстве и т.д.) и др.

Пятый уровень — внутреннее регулирование, которое осуществляется администрацией организации в виде издания рабочих документов (инструкций, положений, приказов) по ведению учета в организации.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

· документ о формировании учетной политики организации;

· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

· графики документооборота;

· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

· утвержденный руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов).

Процесс законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета находится в стадии развития и совершенствования и ведется в настоящее время в русле Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

 

3. Основные аспекты и варианты организации

управленческого учёта

 

Для построения адекватной и действенной (эффективной) системы управленческого учёта на предприятии необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.

Управленческий учёт базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учёта, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией.

Изначально, руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии внедрения управленческого учёта, и осознавать, что успешная деятельность фирмы зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учёта. Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учёта считается секретной.

Можно отметить две главные особенности управленческого учёта: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации – определённого менеджера организации – характеризует сущность управленческого учёта. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во–первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во–вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета в конкретной организации может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику.

Например, это может быть комплексная информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии каждой из основных функциональных областей: производства, продажи, финансов и т.д. Вместе с тем это может быть и локальная система, которая формирует данные для ограниченного круга менеджеров (например, система показателей деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или финансовых показателей деятельности).

Вторая особенность управленческого учёта – оперативность – обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям.

При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учётных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.

Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации системы управленческого учёта как части информационной системы учёта в современном бизнесе:

· реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации;

· проведение финансово–экономических расчётов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений;

· калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.

Каждое предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учёта.

Из задач, которые призвана решать система управленческого учёта, можно выделить наиболее важную – помочь управленческому персоналу предприятия в принятии тактических и стратегических решений в управлении бизнесом.

Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать:

· места возникновения затрат;

· центры ответственности;

· носители затрат.

Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет.

Возможные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф.Палием и С.А.Николаевой. Речь идет о таких системах организации бухгалтерского учета как:

1) двухкруговая (вариант автономии),

2) однокруговая (интегрированная, или монистическая).

Первый вариант – две базы данных: в управленческую базу данных информация вносится после отражения в базе бухгалтерского учёта, финансовая бухгалтерия работает в обычном режиме, предоставляя свою базу данных бухгалтеру-аналитику, для последующей трансформации консолидированными данными. Данный вариант привлекателен своей низкой ресурсоёмкостью, он может быть внедрён в кратчайшие сроки с минимальными затратами. Основное условие эффективного применения – детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы в управленческую.

 

2. Организация управленческого учета на предприятии

 

1 Роль управленческого учета и варианты его организации

Необходимость скрупулезного отбора показателей, которые характеризовали бы эффективность работы менеджмента на всех уровнях и были бы согласованы с общей стратегией бизнеса, является основной целью для любой хорошей системы стратегического управленческого учета.

Роль стратегического управленческого учета состоит также в том, чтобы выразить стратегические задачи и стратегические планы действий в конкретных показателях.

Для успешной организации управленческого учета, в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать: места возникновения затрат; центры ответственности; носители затрат. Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет. На предприятиях возможны четыре варианта организации управленческого учета.

При первом варианте управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов. Первый вариант организации управленческого учета принят во Франции, Бельгии и некоторых африканских и латиноамериканских государствах. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а при втором варианте - в финансовой.

При втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится автономным и в нем используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов.

При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов.

При четвертом варианте управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат осуществляется в системе финансового учета. Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полной интеграции довольно громоздкой системы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции в общую бухгалтерию. Этот вариант возник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существование с возникновением аналитического управленческого учета.

Следует отметить, что данный вариант организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественных предприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.

 

2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии

Для высокоэффективной работы современного предприятия, в какой бы сфере экономики оно ни работало, необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менеджеров разных уровней. С одной стороны, такой вывод лежит на поверхности и достаточно банален, с другой - в России разработано мало рекомендаций по постановке эффективной системы управленческого учета на предприятиях, а управленческий учет на них или находится в зародышевом состоянии (например, в виде графика документооборота), или его совсем нет.

В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, которая обеспечивала бы поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне.

На практике отдельные элементы управленческого учета, как правило, используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в общую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.

В рамках достижения указанной цели Экспертно-консультативный совет по управленческому учету, созданный при Минэкономразвития РФ, ставит перед собой следующие задачи:

Расширять круг предприятий, использующих в своей деятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческих решений;

Стимулировать применение лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях;

Разработать базовые методологические рекомендации по вопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях, принимая во внимание российский и зарубежный опыт;

Разъяснять управленческому звену, собственникам предприятий важность ведения управленческого учета;

Ускорить процесс формирования профессионального сообщества, оказывать поддержку процессам объединения профессионалов в области управленческого учета.

Совет может стать аналитическим органом, который на основе взаимодействия предприятий, консультационных компаний, научных кругов и при помощи Министерства экономического развития и торговли будет координировать активность в сфере развития управленческого учета в России.

Для эффективного решения задач управленческого учета важное значение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочной информации (НСИ). Ее основу составляют данные государственных стандартов на материально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а также данные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы - нормы и нормативы производственных запасов и их потребления на нужды производства.

Для обеспечения обновления НСИ в учетных задачах в указанных подсистемах должно быть обеспечено согласование с требованиями действующих государственных стандартов на материально-технические ресурсы, на подготовку производства, пооперационные нормы времени и расценки за единицу выполненных работ, которые агрегируются по операциям, деталям, узлам, изделиям, продуктам. При этом к качеству норм как фактору, обеспечивающему возможность эффективного снижения затрат и вложения финансовых ресурсов в производственные запасы, предъявляются достаточно жесткие требования.

Руководство предприятий и соответствующие функциональные службы должны документально оформлять достигнутое снижение потребления материалов по сравнению с плановыми заданиями, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости.

3 Основные мероприятия в управленческом учете, направленные на эффективный результат хозяйственной деятельности предприятия

1. Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации продуктовой линейки.

Достоверные отчеты о реальной доходности отдельных продуктов позволяют более корректно подходить к формированию ассортиментной и ценовой политики предприятия, что, в конечном счете, выражается в повышении прибыли. Это может быть достигнуто благодаря пересмотру базы распределения общецеховых и общепроизводственных расходов. Тем самым предприятие может получить совершенно противоположную картину - те продукты, которые предприятие считало наиболее доходными, в реальности могут оказаться менее доходными или даже убыточными.

2. Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации политики ценообразования.

Как правило, каждая компания дорожит наиболее крупными клиентами. На практике часто встречается ситуация, когда несколько крупных клиентов обеспечивают в совокупности более 54% сбыта компании. Однако, если все прямые и косвенные расходы, связанные с каждым клиентом, перераспределить корректно, может оказаться, что данные клиенты приносят на порядок меньше прибыли компании. Достоверные отчеты о доходности отдельных клиентов позволяют более обоснованно подходить к работе с ними.

3. Сфокусированная система мотивации коммерческих сотрудников.

Формализация ответственности менеджеров по продажам в рамках исполнения бюджетов продаж является одним из наиболее эффективных инструментов по управлению продажами. Анализ выполнения бюджета продаж может быть упрощен если каждый сотрудник отдела имеет конкретный план работ с детализацией до уровня клиентов. Базирование оценки сотрудников на показателях выполнения плана предоставляет ряд следующих преимуществ: (1) осуществлять обоснованную ротацию сотрудников коммерческих подразделений; (2) осуществлять привязку компенсации менеджеров к маржинальной прибыли; проводить специальные программы по стимулированию наиболее рентабельных продуктов и каналов дистрибуции.

4. Снижение производственной себестоимости.

Это может быть достигнуто за счет бюджетирования общепроизводственных/общецеховых расходов. Планирование накладных производственных расходов выявляет многие непроизводительные затраты, которые осуществляются " де факто", но не создают дополнительную ценность для компании.

5. Изменения в структуре запасов готовой продукции и материалов.

Производство многих предприятий определяется планом производства, а не планом продаж. В результате, с одной стороны, нехватка необходимой продукции, а с другой - излишки на складе невостребованных потребителями товаров. Решением данной проблемы может являться жесткая связь бюджетов продаж и производства. Это потребует понимания сотрудниками процесса планирования продаж и специфики производственного процесса. Результат согласованной работы коммерческой и производственных служб - это снижение неликвидных запасов и вероятности отсутствия на складе востребованной продукции.

6. Структурные изменения в компании.

Как правило, к процессам, которые выполняют внутренние службы в компании, относятся как к бесплатным ресурсам и не задумываются об их эффективности. Например, в результате реорганизации СУУ руководство может увидеть реальные затраты на содержание отдельного подразделения компании. Нередко оказывается, что компании выгоднее перейти на обслуживание в стороннюю компанию, нежели обслуживать данный объем работ собственными силами. Так, например, в результате реорганизации транспортного подразделения компания может сэкономить значительные финансовые средства.

7. Оптимизации кредитного портфеля.

Кредитные линии для большинства предприятий являются дефицитным ресурсом, что ставит перед финансовой службой первоочередную задачу в постоянном поиске новых кредитов. Как избыток свободных денежных средств, так и их недостаток, постоянные кассовые разрывы негативно влияют на прибыль компании. Это можно считать следствием отсутствия и/или неоптимального использования финансовых бюджетов. Дисциплинированное аккуратное управление платежной позицией поможет компании (1) сократить затраты на капитал за счет тщательного планирования использования кредитных ресурсов; (2) повысить финансовый рычаг; (3) избежать кассовых разрывов.

8. Возможности по привлечению инвестиций.

Отсутствие оперативной и достоверной консолидированной отчетности является одной из наиболее типичных проблем предприятий, которые привлекают инвестиции. Эта проблема может быть решена путем создания пакета отчетности, который включал бы в себя: (1) Бюджет баланса и сам баланс, (2) Бюджет и Отчет о движении денежных средств, (3). Бюджет и Отчет о доходах и расходах.

Наличие консолидированной управленческой отчетности и бюджетов предприятия не только свидетельствуют о высокой культуре финансового менеджмента, но и являются лучшим инструментом упрощения взаимоотношений с финансовыми партнерами.

9. Поддержка при соблюдении нормативных актов.

Меняются законодательные акты Российской Федерации, что также сказывается на системе управленческого учета. Для четкого соблюдения нормативного документа, а также многих других, предприятию требуется налаженная информационная система управления, какой является система управленческого учета и анализа.

 

 

 

Заключение

Характерным недостатком организационных структур российских предприятий является частичное дублирование функций несколькими отделами.

К типичным недостаткам существующих организационных структур управления российскими предприятиями относятся:

Высокий уровень концентрации принятия управленческих решений на уровне генерального директора и некоторых его заместителей, часто - коммерческого директора;

Слабое делегирование ответственности высших управляющих на средний уровень управления;

Необоснованное рассредоточение ряда управленческих функций по планированию и контролю по службам, отделам и по отдельным структурным подразделениям;

Дублирование функций рядом подразделений.

Грамотно проведенный внутренний аудит системы управленческого учета позволит своевременно выявить и идентифицировать различного рода риски, в том числе и в сфере управления (например, систематические ошибки и злоупотребления персонала), а также разработать мероприятия по предотвращению их возникновения.

Осуществление процедур в рамках внутреннего аудита системы управленческого учета способствует и нацелено на создание дополнительных предпосылок для повышения эффективности функционирования системы управления предприятием на всех его уровнях в частности и предприятием в целом.


Список использованной литературы

 

1. Акчурина Е.А. Управленческий учет. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

2. Вахрушина С.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2005.

3. Врублевский Н.К. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Издательство " Бухгалтерский учет", 2005 г.

4. Друри К. Управленческий и производственный учет: вводный курс. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2006.

6. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Бухгалтерское дело, 2007.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Мой фотоаппарат и кайзер




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.