Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика






Содержание

Введение. 3

Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера. 7

1.1. Особенности восприятия интерьера. 9

1.2. Основы архитектурной композиции. 15

1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды.. 22

Глава 2. Разработка и выполнение практической части дипломной работы.. 32

2.1. Проектирование лестничного пролета. 32

2.2. Анализ учебных программ по теме «Интерьер» в системе художественного образования общеобразовательных школ. 40

Заключение. 57

Словарь терминов. 59

Список литературы.. 64

Приложение ……………………………………………………………………......67

 




Введение

На сегодняшний день понятие «дизайн» прочно вошло в наш обиход. Оно используется как при создании рекламы, печатной продукции, одежды, оформлении продуктов питания (упаковка), так и создании и оформлении архитектурных сред. Объекты дизайна, так же как и все произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса и социально-политическое устройство общества.

Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Смысл дизайна в комплексном системном подходе к проектированию каждой вещи или объекта. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьеру, дизайнер формирует или «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде.

В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры и дизайн внешней архитектурной среды (экстерьер)[1].

Архитектурная среда содержит различные характеристики, свидетельствующие об отношении к находящемуся в ней человеку. В архитектуре сопереживание эмоциям человека происходит через образы интерьера, – уютного, теплого или официального, холодного, отчужденного. Символы в интерьере, несущие информацию о человеке, – это вещи, предметы оборудования, мягкие или жесткие формы архитектурных деталей, их размеры, материалы, изобразительные рельефы или живописные картины.

Утилитарная направленность объектов дизайна еще один важный его признак[2]. В отличие от внешней среды обитания для полноценной психофизической оценки внутреннего пространства здания или комнаты к зрительным впечатлениям добавляются ощущения физического комфорта и безопасности, предметной наполненности, осознание принципов функционального соподчинения пространств.

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства), и, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Дизайнер как бы балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характер среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

Проектируя среду, в которой человек живет, работает или отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр.

На сегодняшний день такой вид дизайна, как дизайн интерьера, широко востребован. Это и обусловило актуальность проблемы.

В соответствии с актуальностью были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает дизайн интерьера.

Предметом исследования является разработка проекта дизайна интерьера, лестничного пролета и лестничной площадки цокольного этажа Корпуса № 4 ФГБОУ ОмГПУ, по адресу Романенко 16.

Цель исследования – выполнить проект оформления лестничного пролета и лестничной площадки с учетом специализации корпуса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «дизайн среды», «дизайн интерьера» на основе анализа литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции; а также рассмотреть особенности интерьера образовательного учреждения.

2. Разработать проект интерьера лестничного пролета и лестничной площадки с учетом специализации корпуса.

 

Методы исследования:

1. теоретические: анализ литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции в рамках исследуемой проблемы;

2. эмпирические: проект интерьера.

Процесс выполнения дипломного проекта включает следующие направления:

· Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме дипломной работы.

· Сбор и обобщение материалов, проведение исследований, создание эскиза будущего интерьера (поиск варианта цветового решения и зрительного ряда интерьера). Обработка иллюстративного материала.

· Подбор материалов и технологии выполнения, отвечающих специфике темы дипломного проекта.

· Написание пояснительной записки, формулировка выводов и практических рекомендаций.

· Выполнение прикладной части работы.

· Защита дипломного проекта.

При проектировании и оформлении интерьера образовательного учреждения, в дипломной работе учитывались и использовались теоретические сведения и положения по теории дизайна, цветоведения и композиции, эргономики. Теория дизайна имеет название «Техническая эстетика», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Дипломная работа включает в себя пояснительную записку, состоящую из введения, двух глав, заключения, словаря терминов, списка литературы, приложения. Представляет собой 68 страниц машинописного текста.

В первой главе «Основы художественного проектирования и оформления интерьера» излагаются сведения, необходимые для создания проекта интерьера, такие как: особенности восприятия интерьера, композиционные основы, учет влияния цвета и света при проектировании архитектурной среды.

Во второй главе «Разработка и выполнение практической части дипломной работы» описываются эстетические особенности лестничного пролета и лестничной площадки цокольного этажа, ход и объем проделанной работы, а также анализ учебных программ по предмету «Изобразительное искусство» по теме «Дизайн» с приложением разработанного конспекта урока.

Список литературы содержит перечень использованной литературы при раскрытии темы. Приложение представляет собой серию изображений до проектного исследования, эскизы цветового решения лестничного пролета и фотографии готового проекта. Также приложение включает в себя смету строительных работ и электронную версию ВКР.

Материал дипломной работы можно использовать на уроках изобразительного искусства по изучению темы «Интерьер».


Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера

Понятие «интерьер» неразрывно связано с понятием «архитектура», как область человеческой деятельности, направленная на создание зданий и сооружений, и их комплексов для удовлетворения социально-бытовых и духовно-эстетических потребностей общества.

Назначение здания и связанная с ним функциональная организация объемно-пространственной структуры во многом определяет художественный образ сооружения и его внутреннего наполнения. Содержание в архитектуре заключается в единстве эстетических и утилитарных ценностей. Функциональная организация объемов и пространства выступает как одно из средств выражения содержания[3].

Характерные качества, которым должны отвечать современные сооружения архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ).

Самое поверхностное толкование понятия «интерьер» связано с обстановкой и отделкой того или иного помещения. Архитекторы рассматривают интерьер в связи с экстерьером – внешним видом постройки в целом. Концепция архитектурного интерьера не может до конца реализоваться в виде отдельно взятого помещения, но проектируется как система пространств с выявлением акцентов, направлений физического и эмоционального движения.

Интерьер (фр. interieur – внутренний) – архитектурное внутреннее пространство здания (общественного, жилого, промышленного); помещение в здании – комната, зал, вестибюль и т.д.

Дизайн интерьера – проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.

Задачей архитектуры на всём протяжении её развития было создать внутри здания в каждом помещении художественно-архитектурную среду, которая соответствовала бы его практическому назначению.

Компоненты архитектурной среды:

· пространственная форма-оболочка (помещение, группа помещений, двор, улица, площадь и др.) – своеобразное обрамление среды и ее главное архитектурно-выразительное средство.

· ограждение –может быть представлено как условное разложение цельной формы-оболочки на ряд основных плоскостей и опор. Ограждающие элементы конструктивно и функционально определены: стены, колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы и др.

· предметное наполнение (оборудование и мебель) – характеризует функционально-типологическое содержание среды. Предметное наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия комфортной деятельности.

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями. Архитектура и интерьер должны вызывать интерес и положительные эмоции.

По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом.


1.1. Особенности восприятия интерьера

Общая характеристика

Человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину и свое положение по отношению к части этого мира: внутреннее или внешнее. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства как объектах проектирования[4].

Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм – объемных в пространстве и пространственных.

«Пространственная форма» – геометрически определенный объем пространства, воспринимаемый внутри заключающей его формы (какое либо помещение, комната). Пространственная форма воспринимается как целостная масса в отличие от отдельных форм самих элементов ограждения (потолок, пол и т. д.). Условия единовременного обозрения пространственной формы определяют особенности «интерьерного» восприятия[5].

Пространственные планы

Человек, воспринимая пространство, делит его на три плана: передний (ближний), промежуточный (средний), задний (дальний).

Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. Чем глубже пространство, тем более четко разделяются планы. Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний – фрагмента и дальний – общей пространственной формы. Когда зрение фокусируется на одном из планов, рассматривая интересующий объект (фигуру), остальные планы становятся фоновыми.

При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянном обозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания (интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Отмечают две особенности визуального освоения формы:

1. выявление зрением «узловых точек» объекта (точки перелома линий, точки соединения плоскостей т. д.), характерных для данной формы;

Выделяют также этапы отображения объекта по сложности восприятия – первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затем величины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскости максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшему раскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайно важны «информативные фрагменты» – участки с местами резкого изменения контура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей.

2. избирательность зрения в зависимости от поставленной задачи поиска («движение глаз отражает работу мысли») т. е. человеческий глаз подсознательно останавливается на каких либо предметах, либо приятных для человека, либо заинтересовавших его, либо раздражителях (форма, цвет). Может быть подсознательным, может быть сознательным. В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.