Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты ЭС






I База знаний

Состоит из 2-х частей:

1) База данных (фактические знания) – это база предназначена для хранения исходных, выходных и промежуточных данных решаемой задачи.

2) Процедурные знания

Представляют собой информацию о том как порождать новые фактические знания или гипотезы на основании тех фактических знаний, которые известны к текущему моменту.

Не воплощены в программу, а представляют собой данные для интерпретатора, которым является машина вывода.

Это получение новых данных на основании имеющихся интерпретаций.

Существует несколько форм представления процедурных знаний:

I Продукционные правила

II Фреймы

III Семантические сети

IV Логика предикатов

Способ представления знаний зависит от структуры знаний предметной облсти, от модели предметной области.

Пример: Продукционные правила (формализация)

Если [условие], то [рекомендация]

Реализована система рассуждений

95% ЭС медицинского назначения используют продукцию

II Машина вывода (Управляющие знания)

Это набор стратегий, позволяющих сформировать такую последовательность процедурных знаний, которые позволяют получить решение задачи для каждого состояния базы фактических знаний.

Две основных стратегии:

Прямая цепочка рассуждений (упрвление выводом основываясь на данных)

Обратная цепочка рассуждений

Комбинация

 

Прямая: Анализируем текущее состояние базы данных и выбираем те правила, в которые эти данные входят (данные управления выбором правил)

Обратная: Исходно определяются рекомендации или решения и этирешеня упрвляют выбором правил, пока не дойдут до анализа фактического состояния базы данных.

III Модуль приобретения знаний

Это модуль, который позволяет сформировать в системе процедурные и управляющие данные (наполнить систему знаний). Особенность: формализм подстраивается под специальность. ЭС предназначены для работы в определенной предметной области.

IV Модуль объяснения

Представлен пользователю информацией о том, как система получила решения задачи (какие знания и в какой последовательности). Продиктовано практикой использования ЭС. Если не может быть объяснено -> не может использоваться.

В работе ЭС выделяют режим приобретения знаний (I) и режим консультаций (II).

Система д.б. предварительно начинена знаниями. Это делает специалист в данной области.

3 группы специалистов (для разработки ЭС):

- специалист в предметной области – постановщик задач. Врач – конечный пользователь, врач-эксперт – наполнитель знаний.

- Программист

- Специалист-когнитолог. Его задача:

1) овладеть знаниями в той предметной области, в которой он работает

2) структурировать и формализовать знания (выявить структуру)

3) уметь извлекать знания из эксперта, из других источников информации (тексты, описывающие ситуацию в области)


Лекция 4 (22.09.03.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.